Почти миллиона горожан напрямую касалась тема реновации «хрущёвок», которую едва не начали в этом году. Весьма спорная программа вызвала такое активное сопротивление, что её пришлось заморозить.
Сомнительное «развитие»
Закон о комплексном развитии территорий (КРТ) — реновации — был принят в Петербурге в конце июня. Инициатором законопроекта был губернатор Александр Беглов. ЗакС утвердил закон сразу во втором и третьем чтениях 29 июня. А на следующий день губернатор уже подписал закон № 444-59 «О внесении изменений в некоторые законы Санкт-Петербурга по вопросам комплексного развития территорий в Санкт-Петербурге».
Формально петербургские власти исполняли федеральное решение: принятый в 2020-м федеральный закон № 494 о комплексном развитии территории. Регионы должны на своём уровне «развить мысль». Но федеральный закон предполагает, что жильё, получаемое взамен «реновируемому», будет «находиться в многоквартирном доме, который расположен в том же поселении, городском округе». Если речь про небольшой город, то, возможно, не так и страшно, что придётся переехать с одного конца на другой. Но в Петербурге «расселение в пределах городского округа» — это реальный шанс уехать из обжитого района с развитой инфраструктурой и метро в пяти минутах от дома куда-нибудь на окраину, куда подземку прокопают лет через 20, а из инфраструктуры — алкомаркеты на первых этажах. При этом застройщик мог бы получить себе весьма привлекательные микрорайоны.
Фото: Олег Золото / MR7
Еще в 2003 году именно Александр Беглов будучи в тот момент исполняющим обязанности губернатора Петербурга (Анатолий Яковлев тогда уже ушёл с поста градоначальника, а Валентину Матвиенко ещё не избрали) подписал 2 октября похожий закон «О поддержке Санкт-Петербургом комплексной реконструкции кварталов, застроенных жилыми кварталами первых массовых серий». Он касался домов, построенных с 1958 по 1970 год. В законе не оговаривался порядок расселения жильцов. Предполагалось, что инвестор мог претендовать на кварталы, где «хрущевки» занимают не менее половины домов и «реновация» должна была касаться не менее трети из них. Город при этом предоставлял инвесторам льготы по аренде участков, а также готов был сам решать вопрос с расселением жильцов, куда — не уточнялось. Та программа не была реализована.
Принятый закон спровоцировал общегородской протест против КРТ: люди стали объединяться в чаты, требовать от своих муниципалов выступить с законодательной инициативой по отмене принятого решения и даже судиться с Александром Бегловым, который и внёс закон о новой реновации в ЗакС.
Горсуд однако иск не удовлетворил.
Летом власти пытались успокоить недовольных горожан однотипными заявлениями о том, что «никаких домов в программу ещё не внесено», в соцсетях вдруг появились сотни сообщений в поддержку программы КРТ. А губернатор Петербурга в эфире телеканала «78» 25 августа заявил, что закон и вовсе пока не принят. Позже его слова исправили в официальных источниках.
Но это лишь усиливало недовольство и гнев жильцов хрущёвок.
В итоге Беглов выступил с предложением приостановить закон до 2024 года. 12 октября ЗакС поддержал идею. Спустя пять дней — 17-го числа губернатор подписал закон о приостановке отдельных пунктов программы КРТ.
Фото: Елена Михина / MR7
Штабные споры
Еще в июле в ЗакСе предложили создать Общественный штаб по вопросам реновации. В августе начали приём заявок в него. Их поступило 288. В первой половине сентября шли выборы «делегатов» от народа. Автоматом в штаб попадали некоторые активисты, а со стороны власти представители общественной палаты, эксперты, председатель жилищного комитета Олег Зотов, вице-губернатор, курирующий вопросы жилищной сферы, Николай Линченко, депутаты ЗакСа.
Неожиданной стала заявка на вступление в штаб от депутата Госдумы Николая Валуева, у которого нашлась квартира в петербургской хрущёвке (а петербургское издание «Хроники» отыскали у его семьи ещё и недвижимость в Испании, но её пока никто не реновирует).
В итоге в штаб, состоящий из 99 человек, вошли 39 избранных делегатов.
Заседания штаба оказались весьма нервными. Противники реновации по сути требовали одного — полной отмены законы о КРТ, представители власти призывали к диалогу.
После приостановки действия программы штаб решили сохранить, надеясь с его помощью решить накопившиеся проблемы. Но 14 ноября группа общественников — противников КРТ — демонстративно покинула заседание.
На Нарвской заставе своя «реновация», и ею тоже недовольны
Пока одни петербуржцы борются с новой реновацией, другие не могут добиться отмены еще предыдущей. «Реновацией» в городе называли и программу «развития застроенных территорий» — РЗТ. Она была принята в 2008 году, в неё попали 23 территории. «Развитие» предполагает снос старых домов (не только хрущёвок) и строительство на их месте новых. При этом люди имеют возможность остаться жить в том же микрорайоне.
Одной из таких территорий оказались кварталы в округе «Нарвская застава», застроенные преимущественно так называемыми «немецкими коттеджами» — двух-трёхэтажными домами, возведёнными в послевоенные годы. Многие жители Нарвской заставы против сноса их домов. Людям не нравится идея переезда в многоэтажки. 2022-й стал для протестующих против РЗТ очень важным годом. Ранее предполагалось, кто кварталы Нарвской заставы включены в программу до 2023 года — но так как ничего не происходило, жильцы надеялись, что застройщики уже и не успеют прийти к ним. Но в этом году выяснилось, что законодатели продлили «участие в программе» до 2029 года.
Противники РЗТ вышли с протестами. Летом они собирали подписи против «развития», а осенью обратились в суд. Заседания продолжатся в 2023-м.
Читайте также