Иск РЖД к жительницам Фарфоровского поста Ларисе Смышляевой и Ольге Селезнёвой начали рассматривать во Фрунзенском районном суде 11 декабря. Государственная компания просит принудительно изъять у собственниц квартиру в доме, который планируют расселить и передвинуть ради строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Петербург — Москва.
Фарфоровский пост — исторический квартал, название которого восходит к Императорскому фарфоровому заводу, основанному между Софийской улицей и Московской железной дорогой в 1744 году. В 1892 году была открыта железнодорожная станция Фарфоровский пост, и в том же году в едином стиле со зданием вокзала были построены краснокирпичные двухэтажные дома для её рабочих.
В 2023-м ради ВСМ в квартале планировали снести шесть неаварийных дореволюционных домов и здание вокзала станции Фарфоровская — против выступили местные жители и градозащитники.
Фарфоровский пост признали объектом культурного наследия в качестве «достопримечательного места» в октябре 2024 года. Затем в Петербурге заговорили о передвижении здания железнодорожной станции на 10-20 метров.
Жилые дома было решено расселить и также передвинуть. В июле 2025-го стало известно, что жители Фарфоровского поста начали получать оценки предполагаемой компенсации за жильё. По словам петербуржцев, речь идёт в среднем о 150 тысячах рублей за квадратный метр.
С такой оценкой недвижимости и переселением в целом согласились не все жители. В октябре Фрунзенский районный суд начал регистрировать иски РЖД к петербуржцам о принудительном изъятии квартир.
Четыре миллиона за квартиру в дореволюционном доме
Петербурженка Лариса Смышляева вместе со своей 10-летней дочерью живёт в однокомнатной квартире в дореволюционном краснокирпичном доме на территории Фарфоровского поста. Собственниками жилплощади в 25 квадратных метров являются сама Лариса и её старшая дочь, 26-летняя Ольга.
В марте этого года петербурженки и их соседи получили отчёты об оценке. Квартиру петербурженок оценили в 4,1 миллиона рублей. По словам Ларисы, это на 100 тысяч ниже кадастровой стоимости их квартиры.
При этом купить даже однокомнатную квартиру в том же МО № 72 за четыре миллиона, как поясняет Лариса, невозможно.
— В моем случае, с такой выплатой ухудшаются мои жилищные условия, нарушаются мои права и права моих детей. Нас, живых людей, просто хотят выбросить из собственной квартиры на улицу, как ненужные вещи,
— отмечает петербурженка.
С оценкой стоимости квартиры Лариса не согласилась. В октябре этого года ОАО «РЖД» подало иск к петербурженкам об изъятии их собственности «для государственных нужд» — строительства ВСМ Петербург — Москва.
Сегодня свои возражения Лариса представила на предварительном заседании во Фрунзенском районном суде.
В деле появилась неожиданная для ответчиков экспертиза
В заседании 11 декабря присутствовали сами ответчицы, представительница РЖД и прокурор.
Представитель истца и ответчик ходатайствовали об объединении дел двух собственниц квартиры в одно производство — судья Вера Гомзякова просьбы сторон удовлетворила.
Юрист РЖД в заседании также просила суд приобщить к делу отчёт об оценке и экспертное заключение с обоснованием размеров возмещения. Последний документ для Ларисы стал неожиданностью — по её словам, ранее от истцов она экспертных заключений не получала.
Выступать против приобщения документа к делу жительница Фарфоровского поста не стала. Вопрос по документам возник у прокурора Майорова. Он спросил, для чего РЖД понадобилась экспертиза и планирует ли компания в случае, если суд удовлетворит иск, взыскивать стоимость экспертизы с ответчиков.
— Это корпоративный стандарт. Стоимость взыскивать не будем, конечно, — заверила представительница РЖД.
В предварительном заседании Лариса попыталась представить свои возражения по оценке стоимости. Петербурженка поясняла, что не согласна с размером выплаты и накоплений, которых она могла бы прибавить к 4,1 миллиону для покупки другой квартиры, у неё нет. Кроме того, по словам жительницы Фарфоровского поста, в отчёте оценки не учтены стоимость общедомового имущества и земельного участка.
Представительница РЖД утверждала, что земельный участок под домом не разграничен, а стоимость общедомового имущества в оценке учтена.
Судья предложила Смышляевой выступить с ходатайством на проведение судебной экспертизы. Петербурженка заявила, что оплатить экспертизу, учитывая её доход, будет непосильно.
— Вы сначала узнайте. Ни я, ни суд не знаем [стоимость экспертизы]. Это надо искать экспертное учреждение, узнавать. А потом приходить в суд и говорить, что непосильно, — обратился к ответчику прокурор.
Судья назначила следующее заседание по иску РЖД к Ларисе Смышляевой и Ольге Селезнёвой на 5 февраля.
Работы по подготовке территории к строительству ВСМ уже активно идут в Петербурге, Ленинградской и Новгородской областях. В последней под угрозой сноса оказались не только целые деревни, дороги и леса, но и археологические памятники — древние захоронения, сопки, селища, курганы. За них местные жители и петербургские дачники пытались бороться в суде.
В Петербурге под угрозой сноса из-за строительства ВСМ остаются здания Кокоревских складов на Лиговском проспекте.


