Новгородскую область с лета подготавливают к строительству Высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ), которая должна будет соединить Петербург и Москву. Рабочие вырубают леса, а в нескольких десятках метров от жилых домов ходит тяжёлая техника. Жители Новгородской области и петербургские дачники уже несколько лет продолжают бороться за единственные дороги к деревням и пытаются сберечь памятники.
«Люди на нашу стелу будут смотреть в окно»
На северо-востоке Новгородской области между деревнями Кирилловка и Дубровка находятся руины Муравьёвских (Аракчеевских) казарм.
В первой половине XIX века это было целое военное поселение, возведённое по инициативе военачальника Алексея Аракчеева. Воинская часть располагалась на правом берегу Волхова, примерно в 25 километрах от Великого Новгорода, и изначально задумывалась как крепость, которая сможет выдержать длительную осаду.

Фото: предоставлено местной жительницей
В 1941 году, во время Великой Отечественной войны с территории Муравьёвских казарм красноармейцы обороняли деревни Кирилловка, Муравьи и Дубровка. Массированные удары с воздуха «крепость» не выдержала, а уже после войны огромный комплекс казарм разобрали на кирпичи.
На месте остались только руины гауптвахты. Эту сохранившуюся часть посреди поля между Кирилловкой и Дубровкой жители деревень называют «своей стелой».
Потомки отстаивавших деревни Новгородской области бойцов время от времени приносят к памятнику цветы.
Как рассказывает жительница Дубровки Ольга Никкар, о планах по строительству ВСМ прямо на территории руин гауптвахты местным стало известно около четырёх лет назад.
Осенью 2021 года археологи исследовали территорию Муравьёвских казарм по заказу инжиниринговой компании ООО «НИПИИ ЭТ Энерготранспроект», которая проводила проектно-изыскательские работы для ВСМ. Кандидат исторических наук Елена Торопова оценивала, как строительство ВСМ может отразиться на объектах археологического и культурного наследия в Новгородской области.
Тогда, помимо пяти уже известных памятников, специалист обозначила ещё пять. Во время археологических работ также были найдены фундаменты Муравьёвских казарм.
В результате Елена Торопова пришла к выводу, что строительство ВСМ от Великого Новгорода до Владая на участках, где находятся археологические памятники, невозможно. Однако отрицательное заключение эксперта никак не повлияло на решение Новгородской администрации по согласованию трассировки ВСМ.

Скриншот: документы по планировке территории для ВСМ
С лета на территории Муравьёвских казарм работает тяжёлая техника, рассказывает Ольга Никкар. По её словам, на месте рабочие постоянно находят котелки солдат и неразорвавшиеся снаряды.
Каски и пули приносят к «стеле». Фото: предоставлено местной жительницей
Больше всего жители Дубровки и Кирилловки сейчас боятся потерять доступ к «своей стеле». Ось новой железной дороги пройдёт в 50 метрах от сохранившейся части стены гауптвахты, а шумозащитные экраны, как рассказывает Ольга Никкар, навсегда могут закрыть доступ жителей деревень к памятнику.
— А где там солдаты в земле лежат? Их же не будут поднимать отдельно. Сейчас хоть иногда кто-то приезжает к стеле, видно, из родственников, цветы прямо к развалине возлагает. А потом вообще будет не подойти. Нам сказали, что поезда будут проезжать мимо, а люди на нашу стелу будут смотреть в окно, — отмечает Ольга.
Также в Кирилловке, согласно историко-культурной экспертизе от 2021 года, находятся ещё как минимум два выявленных объекта археологического наследия (ОАН). Это сопка XVIII—X веков и жальник XII—XV веков (жальник — грунтовый могильник, представляющий собой невысокую округлую насыпь. — Прим. ред.).
Об их существовании и месторасположении было известно ещё до проекта ВСМ. Согласно заключению Тороповой, ОАН будут находиться в 500 метрах от полосы отвода скоростной «железки».
Кроме того, из проекта ВСМ следует, что «железка» пройдёт через дорогу Савино — Селище. В документах ППТ предусмотрена реконструкция магистрали и строительство путепровода через новые пути, однако когда он появится, точно неизвестно. Жители Кирилловки опасаются, что деревня станет тупиковой.

Иллюстрация: MR7
Как дороги и памятники жители защищали в суде
За памятники, дома и дороги борются не только жители деревень Новгородской области, но и петербургские дачники. У семьи адвоката Алексея Царева домик находится в деревне Выставка на берегу реки Мсты в Маловишерском районе. Через неё тоже планируют проложить ВСМ.
С 2021 года Царев представляет в судах жителей Новгородской области. Первые заседания по искам местных, которые пытались оспорить проект ВСМ, проходили в Чудовском районном и Новгородском районном судах.
Процесс жители проиграли — судья решил, что документы не подлежат обжалованию. В Новгородском районном суде к властям у истцов также была конкретная претензия — во время согласования проекта они не уведомили ни местных жителей, ни поселковые администрации.
— Нас убеждали, что администрация не должна была думать о памятниках и делать экспертизы, — рассказывал MR7 Царев в 2023 году.
В Выставке у полосы отвода тоже находятся археологические памятники: селище VIII—XIII веков (70 метров от полосы отвода), группа сопок VIII — X веков (250—450 метров), а также объект культурного наследия регионального значения — часовня XIX века (570 метров).
За два года из-за подготовительных к строительству ВСМ работ лес в Выставке значительно поредел. При этом деревьев вырубили намного больше ожидаемого: около 200—300 метров вширь вместо 50 метров, отмечает Алексей Царев.
Тяжёлая техника ездит по местным узеньким дорогам, из-за чего все они уже разбиты. По словам супруги Алексея Ольги, подготовка к строительству ВСМ в лесах также нарушила естественные пути миграции животных. Из-за работ в соседние с Выставкой деревни, по её словам, уже захаживают волки.
Фото: предоставлено местными жителями
Согласно проекту ВСМ, рельсы пересекут единственную предназначенную для автомобилей дорогу к Выставке. Именно её с апреля Алексей Царев и ещё 10 жителей деревни отстаивают в Смольнинском районном суде Петербурга.
Ответчиком по делу является Росжелдор. В августе этого года, как рассказывает Алексей Царев, Федеральное агентство железнодорожного транспорта привлекло к делу Росжелдорпроект. Представители организации должны были объяснить истцам, куда с карт из проекта ВСМ исчезла дорога к Выставке.
В заседании 5 ноября Росжелдорпроект представил в суде возражения, а вместе с ними и изменения в документы по планировке территории — единственная дорога в Выставке появилась на планах. Корректировки, как оказалось, внесены были ещё в сентябре.
Теперь, по словам Алексея Царева, необходимо только проверить подлинность бумаг.
В деревне Теремец, которая находится в 24 километрах от Новгорода, жители тоже отстаивали единственную дорогу. Постоянное передвижение тяжёлой техники привело к разрушению общей грунтовки — местные начали перекрывать экскаваторам путь к стройке собственными автомобилями.
Внимание на протесты жителей Теремца обратили власти Новгородского округа. После этого подрядчик привёл в порядок общую дорогу и пообещал построить на время работ временную для большегрузов.
Когда начнётся строительство ВСМ
Строительство второго этапа высокоскоростной магистрали между Великим Новгородом и Валдаем, как заявлял министр транспорта Новгородской области Константин Куранов в мае, начнётся в 2026 году.
Чиновник также отметил, что к основным работам строители смогут приступить только после того, как будут выкуплены все земельные участки и высвобожден «весь коридор строительства».
Суммы компенсаций за жильё в Новгородской области, которое планируют снести ради ВСМ, пока неизвестны. Алексей Царев уверен, что жители деревень вскоре пойдут в суды оспаривать предложенные за дома выплаты, как это делают владельцы жилья на Фарфоровском посту в Петербурге.
Фарфоровский пост — исторический квартал, название которого восходит к Императорскому фарфоровому заводу, основанному между Софийской улицей и Московской железной дорогой в 1744 году. В 1892 году была открыта железнодорожная станция Фарфоровский пост, и в том же году в едином стиле со зданием вокзала были построены краснокирпичные двухэтажные дома для её рабочих.
В 2023-м ради ВСМ в квартале планировали снести шесть неаварийных дореволюционных домов и здание вокзала станции Фарфоровская — против выступили местные жители и градозащитники.
Фарфоровский пост признали объектом культурного наследия в качестве «достопримечательного места» в октябре 2024-го. Здания хотят передвинуть на 10—20 метров.
Под угрозой сноса из-за строительства ВСМ остаются здания Кокоревских складов на Лиговском проспекте.
В июле 2025-го жители Фарфоровского поста начали получать оценки предполагаемой компенсации за жильё. По словам петербуржцев, речь идёт в среднем о 150 тысячах рублей за квадратный метр.
На 11 декабря во Фрунзенском районном суде запланировано первое заседание по иску РЖД к жительнице Фарфоровского поста, не согласной с оценкой стоимости своей квартиры.









