Дарья Козырева. Фото: Лина Чернявская
Седьмое заседание по делу обвиняемой в дискредитации армии (280.3 УК РФ — до пяти лет лишения свободы) Дарьи Козыревой в Петроградском районном суде началось с удовлетворения ходатайства защиты 19-летней петербурженки.
Дарья Козырева находится в СИЗО с 27 февраля 2024 года — до этого, 24 февраля, она, по версии следствия, вышла на площадь Шевченко с плакатом с дискредитирующими надписями. По словам правозащитников, плаката у Дарьи не было, а был листок бумаги с отрывком стихотворения Тараса Шевченко «Завещание» — его петербурженка прикрепила к памятнику. Вторым эпизодом, который вменяется Дарье, является её интервью проекту «Север.Реалии»**.
Судья Дмитрий Оврах частично удовлетворил просьбу адвоката Козыревой Рафаиля Полякова приобщить к делу психолингвистическое заключение независимых специалистов, документы об их квалификации, а также список методик, которыми они пользовались. В результате не были приобщены только последние, потому что они находятся в открытом доступе, уточняет «Медиазона»*.
После этого Поляков попросил у суда огласить выводы заключений и рецензий филологов Светланы Друговейко-Должанской и Ирины Левинской, а также результаты комплексного исследования лингвиста Игоря Жаркова, специалиста-психолога Вероники Константиновой и коллеги Жаркова из Донецка со знанием украинского языка Владимира Мозгового. Основные выводы экспертиз специалистов защиты были озвучены на заседаниях 22 октября и 31 октября.
После оглашения результатов рецензий независимых экспертов адвокат Поляков попросил суд исследовать документ, которым ещё не занимался прокурор — показания Егора Малаховского, полицейского, который участвовал в задержании Дарьи Козыревой.
Против оглашения этого документа выступил прокурор Русских. Он пояснил, что Малаховский был уже был допрошен в суде и тогда не был предупрежден об уголовной ответственности за дачу ложных показаний. Судья встал на сторону прокурора.
После того, как адвокат Козыревой заявил о завершении представления доказательств защиты, сама подсудимая вызвалась давать показания в суде. На согласование позиции с адвокатом суд выделил Козыревой пять минут.
Давать показания 19-летняя девушка начала с объяснений своих мотивов — рассказала, что «основой акции» 24 февраля для неё было возложение цветов и пояснила, что Тарас Шевченко — её любимый поэт, а памятник ему в Петербурге — одно из знаковых мест в городе.
«Я не вкладывала в эти строки ничего, кроме того, что вкладывал поэт. Единственное, что добавила — восклицательный знак», — цитирует Козыреву «Медиазона»*.
Допрос Дарьи Козыревой
После этого вопросы о политической позиции Дарье начал задавать прокурор Русских. На многие из них, например, «Вы сейчас бы так же поступили — наклеили плакат, дали интервью?», «Ваше отношение к вооруженным силам РФ?» — подсудимая отвечать отказалась.
Затем гособвинитель начал расспрашивать Дарью о её интервью проекту «Север.Реалии»**. На вопрос о том, как зовут журналиста, который брал интервью, обвиняемая ответила «Не помню». «У вас были травмы головы?» — спросил следом прокурор и получил аналогичный вопрос из зала.
Молодого человека, обратившегося к Русских, вывели из зала суда, после чего прокурор потребовал зафиксировать оскорбление госслужащего. Дарья Козырева возразила и пояснила, что прокурору всего лишь задали такой же вопрос, какой он задал только что ей.
Тогда Русских попросил суд установить личность «оскорбившего» его слушателя и удалить Дарью Козыреву из зала, поскольку она, по его словам, все время «нарушает регламент». Судья Оврах отказал прокурору в обеих просьбах.
После этого судья задал Козыревой несколько формальных вопросов об обстоятельствах интервью «Север.Реалиям»**. На этом допрос закончился.
После этого прокурор попросил отложить заседание для представления дополнительных доказательств и пояснил, что на следующем заседании в том числе хочет предоставить некую видеозапись. Встречное ходатайство об исключении некоторых доказательств подал адвокат Поляков.
Прокурор заявил, что не готов высказать мнение по поводу ходатайства защиты на этом заседании — судья отложил заседание до 11:00 20 ноября.
* Издание признано Минюстом РФ иностранным агентом
**издание внесено в реестр иноагентов, является проектом «Радио Свобода» — иноагента и организации, признанной нежелательной