Репортажи

«Сначала место задышало, а потом прозрело» — как стрит-художники вдохнули новую жизнь в аварийные дома на Нарвской заставе

«Сначала место задышало, а потом прозрело» — как стрит-художники вдохнули новую жизнь в аварийные дома на Нарвской заставе

Фото: Павел Даиси / MR7

Две стороны Турбинной улицы на Нарвской заставе уже больше десяти лет контрастируют друг с другом — на одной череда свежевыкрашенных особнячков с полукруглыми арками, а другая шокирует тремя пятиэтажными «заброшками» с выбитыми окнами и замурованными входами. Трудно представить, но цветы и «древо жизни» стали пробиваться сквозь фасады заброшенных зданий некогда жилого квартала бывшего Путиловского завода — петербургские стрит-художники и градозащитники открыли там выставку современного искусства. Журналистам MR7 экскурсию по уличной экспозиции провёл её основатель Вардан Мхитарян.

Из опасного квартала в культурный центр

— Я всё ходил и думал, что можно было бы здесь сделать. Это место очень мне напомнило галерею, здесь должны были появиться картины, — рассказывает Вардан Мхитарян, подводя к заброшенному дому.

Художник живёт на Нарвской заставе только год. Каждый день он изучает окрестности исторического района, выгуливая свою собаку. Частым местом для посещения у них стал бывший жилой квартал, который возвели в 1930-е для рабочих Путиловского завода (с 1922-го это был завод «Красный путиловец», а в 1934-м он стал Кировским заводов).

Основатель выставки «Сквозь бетон» Вардан Мхитарян. Фото: Павел Даиси / MR7

Основатель выставки «Сквозь бетон» Вардан Мхитарян. Фото: Павел Даиси / MR7

Справка

Вплоть до 2010 года четыре многоэтажки на Турбинной улице были жилыми, но в 2011-м здания расселили и уже готовили к сносу, как и ещё порядка 160 других домов преимущественно послевоенной постройки на Нарвской заставе. Все они ещё в 2008-м попали в программу развития застроенных территорий (РЗТ). Вместо старых домов планировали возвести новые высотки. Местные жители были против.

Изначально предполагалось, что программа рассчитана до конца 2022 года. И, когда срок уже истекал, люди начали успокаиваться, что их не успеют «реновировать». Но в середине 2022-го программу без согласования с жителями продлили до 1 января 2029-го. Активисты подали в суд с требованием исключить кварталы Нарвской заставы из РЗТ. В марте 2023-го Горсуд отказал истцам.

Тем временем КГИОП предложил исключить включённые в программу кварталы из «зоны охраны», установленной городским законом. Это приблизило бы снос домов. Но на весенней сессии 2023 года городской парламент отклонил эту поправку в закон — Нарвская застава осталась в “зоне охраны”.

При этом, по мнению КГИОПа, здания не обладают «историко-культурной ценностью», поэтому в июне 2023 года их отказались включать в список выявленных объектов культурного наследия (ОКН). Этот статус мог бы дополнительно обезопасить дома от потенциального сноса.

Вардану захотелось эти когда-то «живые» здания советского конструктивизма преобразить и сделать из опасного и разрушенного квартала культурное место притяжения. Так в этом году ему пришла идея создать выставку «Сквозь бетон». Буквально за несколько летних месяцев это удалось реализовать.

В здание при желании можно пролезть через открытые окна первого этажа, но внутрь аварийных построек прохожие не рвутся, ведь самое интересное находится на фасадах. Они стали полотнами для художников, а подручными материалами для создания арт-объектов — всё, что удавалось найти среди завалов строительного мусора.

Фото: Павел Даиси / MR7

Фото: Павел Даиси / MR7

Уличное искусство не осталось без внимания людей. Вот идёт девушка и разглядывает настенные рисунки. Оказывается, про выставку она не знала, просто проходила мимо и заметила, что граффити как-то подозрительно связаны между с собой.

Фото: Павел Даиси / MR7

Фото: Павел Даиси / MR7

«Само место стало неким телом»

— Люди начали откликаться на этот странный экспериментальный проект. Казалось бы, никто же не захочет в здравом уме оставлять свою картину на улице, но теперь здесь их можно увидеть, — объясняет Вардан, пока мы идём между домами, рассматривая масштабы выставки.

По его словам, художников-единомышленников собралось почти 80 человек. Одну картину прислали даже из Минска. Работы многообразны — фасады теперь украшают и граффити, и постеры, и картины, и инсталляции, и арт-объекты.

Фото: Павел Даиси / MR7

Показав несколько первых работ на фасаде, Вардан повёл знакомить с самой большой — на брандмауэре удалось нарисовать мурал.

«О твои невесомые руки, солнца свет преломлённый в воде, руки — свет, руки — небо в паденье, руки — бликов слепящих сплетенье, руки — день в пелене облаков… Я целую, люблю, существую. Существую, ибо люблю», — строчки стихотворения французского поэта Люка Декона, написанные на фасаде чёрной краской, — это работа петербургской художницы Марго.

Фото: Павел Даиси / MR7

Фото: Павел Даиси / MR7

На создание мурала девушка потратила почти четыре дня. В работе ей помогала целая команда, которая подстраховывала художницу, пока та была на подъёмной вышке, морально поддерживала.

Чуть поодаль от мурала на земле замечаем пятно от краски. Вардан вдруг вспоминает, что 8 сентября, в день открытия выставки, Марго полностью облилась оставшейся чёрной краской и устроила импровизированный перформанс, вызвавший непонимание у прохожих. Воспоминанием об этом дне стали чёрные отпечатки рук на фасаде, сделанные всё той же чёрной краской.

Фото: Павел Даиси / MR7

Фото: Павел Даиси / MR7

— Художники олицетворяли жизнь. Она прорвалась в город в разных вариациях. Мы здесь говорим про многообразие этой жизни. Само место стало неким телом. Я считаю, что язык искусства достаточно объёмный.

Через него можно оставлять послания, — размышляет Вардан, показывая самые смелые работы художников.

Никто из участников не отходил от основной тематики «Сквозь бетон». Поэтому через фасад стали прорастать цветы, мох, у стен появились глаза.

Фото: Павел Даиси / MR7

— Может, скажу сейчас странно, но сначала место задышало, а потом прозрело и выросло древо, — усмехается Вардан, показывая на первое появившееся на выставке граффити — глаза в стене. Зрение месту дала художница Анна Бронза.

Эти глаза смотрят на противоположное здание, где висит «большая сестра». По словам Вардана, это антипод большого брата — сестра не следит, а лишь присматривает. Её портрет написал петербургский художник Андрей Андреев.

Фото: Павел Даиси / MR7

Фото: Павел Даиси / MR7

Градозащитники не остались в стороне

Вардан стал не только инициатором выставки, но и координатором, организатором. Он рассказал, что прежде чем дойти до создания самого искусства, нужно было навести порядок в округе.

В этом ему помогли градозащитники. Они откликнулись на его просьбу и поучаствовали в субботнике — в июле вместе убирали остатки выбитых стёкол и потрескавшегося фасада.

В качестве напоминания о былых временах жилого массива Кировского завода градозащитники на выставке разместили архивные снимки зданий времён, когда они были только построены.

Фото: Павел Даиси / MR7

Фото: Павел Даиси / MR7

Помимо уборки, Вардану пришлось договариваться с местными бездомными и подростками, чтобы те больше не дебоширили и не мусорили на «заброшке». По словам активиста, на его призыв они откликнулись и даже стали помогать приводить место в порядок.

Пока Вардан проводил экскурсию, его хвостатый друг ждал хозяина, сидя как раз с частыми гостями «заброшки». Те были не против присмотреть за собакой.

Фото: Павел Даиси / MR7

Фото: Павел Даиси / MR7

— Я предложил им альтернативный вариант — вместо разрушения созидание. Мы все здесь находимся в этом заброшенном городе — бездомные, подростки, художники. Все здесь за единение, чтобы в итоге сделать «заброшку» местом комфортного сосуществования. Это же центр района, — объяснял Вардан.

Ночь в отделе полиции за чрезмерную активность

3 сентября Вардан, как обычно, находился во дворах и подготавливал территорию к открытию выставки, которая должна была состояться 8-го. Накануне он установил там «лагерь» — поставил диваны, натянул тент от дождя, — чтобы художники могли делать перерыв во время работы. Там они и проводили вечер вместе, пока идиллию не нарушил наряд полиции.

Вардана забрали в отдел. Там он провёл ночь, а утром его отпустили с протоколом о мелком хулиганстве — якобы матерился в публичном месте — и штрафом в 500 рублей.

Однако Вардан предположил, что реальным поводом для задержания мог стать разбитый лагерь, где стали собираться художники. Кому-то это могло не понравиться, хотя открыто ему на это никто не жаловался. В ночь задержания Вардана «лагерь» разобрали.

Фото: Павел Даиси / MR7

Фото: Павел Даиси / MR7

«Если закрасят, то всё появится заново»

На удивление Вардана, люди с каждым днём всё больше обращают внимание на выставку: проходят мимо и невольно рассматривают, останавливаются, фотографируют.

Вероятность того, что стену в любой момент могут закрасить, художников не пугает, считает Вардан. — Мы не хотим цепляться за результат работы. Процесс уже запущен: если закрасят, то всё появится заново. Либо ещё пять лет это место будет таким же злачным, либо здесь будет проходить яркая жизнь сейчас, — поделился Вардан.

share
print