Выборгский районный суд огласил приговор философу, режиссёру-документалисту Всеволоду Королёву. Суд признал его виновным в распространении заведомо ложной информации об армии по мотивам политической ненависти (пункт «д» 2-й части статьи 207.3 УК РФ). Его приговорили к трём годам лишения свободы в колонии общего режима. При этом суд засчитал ему в срок отбытия наказания время, проведённое под стражей, из расчёта «день за полтора» — таким образом, он может выйти из колонии через пять месяцев. Королёву также запретили заниматься администрированием сайтов в течение четырёх лет.
Отметим, что вынесенный судом приговор в три года колонии ниже предусмотренного по пункту «д» 2-й части статьи 207.3 УК РФ наказания (от пяти до десяти лет лишения свободы).
Всеволод Королёв — режиссёр-документалист, философ, автор фильмов о фигурантках дел о «о фейках об армии» журналистке Марии Пономаренко и художнице Саши Скочиленко. Был волонтёром организации «Наблюдатели Петербурга» и благотворительного фонда «Перспективы».
Поводом для уголовного преследования Всеволода Королёва стала публикация двух постов в ВК о событиях в Буче, Бородянке и Донецке. Режиссёра арестовали 13 июля 2022 года, с тех пор он находится в СИЗО.
Перед началом заседания судебные приставы переписывали на отдельный листок всех пришедших на приговор. Всего было восемь приставов на зал. Поддержать Королёва пришли 36 человек, в том числе его отец.
— Я не знаю, что сказать, я не была к этому готова, — рассказала после оглашения приговора подруга Всеволода Лидия Порохня.
Отец Всеволода Королёва. Фото: Павел Даиси / MR7
Напомним, что в суд дело в отношении Всеволода Королёва поступило 5 октября 2022 года. По существу дело начали рассматривать 28 ноября.
Адвокат Всеволода Королёва Мария Зырянова неоднократно указывала на ошибки в обвинительном заключении и отмечала необоснованность обвинения в целом.
Михаила Баранова, который написал заявление на Всеволода Королёва, допросили на судебном заседании 12 января 2023 года. Он рассказал, что сначала пост Королёва ему понравился, он его даже лайкнул, но затем к нему домой приезжала полиция, и после беседы с правоохранителями, Баранов написал на Королёва заявление с просьбой проверить публикации на предмет «фейков об армии».
После допроса второго свидетеля стороны обвинения, Владимира Шатохина, Мария Зырянова обращала внимание суда на расхождения показаний свидетеля, данными в суде, с теми, что есть в материалах дела. В частности, Мария Зырянова подчеркивала, что:
- не совпадает дата рождения Шатохина, которую он назвал в суде, и записанная в деле;
- в материалах отсутствует копия паспорта свидетеля;
- аккаунт свидетеля в ВК назван именем другого человека, и Шатохин не может вспомнить никаких данных об этой странице;
- история, которую он рассказывает, отличается от того, что записано в деле. Место, где он написал заявление на Королёва, в документах одно, а на словах — другое.
Однако эти расхождения признали незначительными.
Фото: Катерина Иванова /MR7
На заседании 5 мая сторона обвинения оглашала письменные доказательства вины Королёва, в том числе результаты лингвистической экспертизы и справку из центра «Э» о том, что Всеволод Королёв является участником радикального оппозиционного сообщества. Название сообщества не огласили. Не сказал о названии и прокурор, выступая позже в прениях.
Независимый лингвист Игорь Жарков, которого суд допросил 2 ноября, раскритиковал экспертизу постов, которая лежит в основе обвинения.
На заседании 20 февраля Мария Зырянова просила приобщить к делу публикации из открытых источников, в которых ряд государственных деятелей — например, главред телеканала Russia Today Маргарита Симоньян, глава Чечни Рамзан Кадыров, корреспондент ВГТРК Андрея Медведева — говорили о том, что информацию Минобороны можно проверять. По мнению адвоката, наличие этих публикаций доказывает отсутствие заведомой ложности в публикациях Севы Королёва. Суд в приобщении доказательств отказал. Также как и в удовлетворении ходатайства о проведении повторной экспертизы постов.
Прокурор просил приговорить Всеволода Королёва к девяти годам лишения свободы (из десяти возможных) и четырёхлетнему запрету администрировать сайты.
«Запрашивать девять лет из десяти возможных при отсутствии отягчающих обстоятельств и при наличии смягчающих не укладывается в элементарные нормы Уголовно-процессуального кодекса. Это еще раз демонстрирует неадекватность и необоснованность позиции обвинения»,— прокомментировала требования обвинения во время прений Мария Зырянова.
В последнем слове Всеволод Королёв посочувствовал судье Марине Горяевой, которой тогда ещё только предстояло вынести ему приговор. А затем прочёл стихотворение Григория Дашевского «За рекою делают шоколад…». Оно тронуло многих слушателей до слёз.
Отметим, что наказание в три года колонии, назначенное Королёву, одно из самых мягких по статье о «фейках об армии».
Кого ещё осудили за «фейки об армии»
Художница Саша Скочиленко
Обвинение просило: 8 лет.
Суд дал: 7 лет.
Менеджер проектов в небольшой фирме Виктория Петрова
Обвинение просило: принудительное психиатрическое лечение.
Суд дал: принудительное психиатрическое лечение.
Архитектор, участница инициативной группы «Мирное сопротивление» Ольга Смирнова
Обвинение просило: 7 лет.
Суд дал: 6 лет.
Иеромонах и блогер Иоанн Курмояров
Обвинение просило: 7 лет.
Суд дал: 3 года.
Поисковик, инвалид III-й группы Олег Белоусов
Обвинение просило: 9,5 лет.
Суд дал: 5,5 лет.
Журналист Александр Невзоров* (осуждён заочно)
Обвинение просило: 9 лет колонии.
Суд дал: 8 лет колонии. Отбытие срока будет считаться с момента задержания или экстрадиции журналиста.
Блогер, основательница журнала «Собака.ру» Вероника Белоцерковская* (заочно)
Обвинение просило: 9 лет колонии.
Суд дал: 9 лет колонии. Отбытие срока будет считаться с момента задержания или экстрадиции.
Правозащитник, градозащитник и активист Борис Романов
Обвинение просило: 9 лет колонии.
Суд дал (заочно): 6 лет колонии.
*внесены Минюстом в реестр иноагентов