Репортажи

«Мнение могло измениться»

В деле Всеволода Королёва свидетель обвинения вдруг поддержал подсудимого.

«Мнение могло измениться»
Всеволод Королёв в зале суда. Фото: Валентин Никитченко

В Выборгском районном суде 12 января прошёл допрос двух свидетелей по делу социального волонтёра Всеволода Королёва, которого обвиняют в распространении «фейков об армии» во «ВКонтакте» по «мотивам ненависти и вражды». Человек, написавший на него заявление, неожиданно признался, что сделал это под давлением, а вообще он за свободу слова. Девушка Королёва рассказала, что Сева не способен на проявление ненависти, и опровергла данные из протокола обыска. А адвокат заявила, что прокурор должен отказаться от обвинения, потому что оно необоснованно.

справка

Всеволод Королёв — автор журнала «Дискурс», режиссёр-документалист. Волонтёр фонда «Перспективы», инициатив «Узник онлайн» и «Наблюдатели Петербурга». Зарабатывал преподаванием английского языка и математики, проведением водных экскурсий. Находится в СИЗО полгода.

Молодого человека обвиняют в распространении «фейков об армии» в ВК «по мотивом политической ненависти и вражды» (ч. 2 ст. 207.3 УК РФ). Поводом стали две публикации о событиях в Буче, Бородянке и Донецке. Если суд признает его виновным, Всеволоду грозит до 10 лет лишения свободы.

Изображение

Не пришёл, а привели

Свидетель обвинения по делу Всеволода Королёва прямо на заседании неожиданно изменил свои показания, едва не превратившись в свидетеля защиты.

Михаила Баранова вызвали, чтобы он рассказал, как обнаружил публикации Королёва на тему СВО. Именно Баранов написал заявление в полицию на Всеволода. Правда, перед этим почему-то поставил лайк публикациям обвиняемого. На сегодняшнем заседании суда он и вовсе сказал, что считает спорные посты выражением свободы слова. А своей реакцией в соцсети он хотел увеличить количество просмотров.

— Я считаю, что это свобода слова человека. Захотел — написал. Но, конечно, информация неприятная. Там было про расстрел мирных жителей. Я увидел это в своей ленте новостей в ВК и хотел, чтобы другие люди тоже увидели, могли проверить эту информацию и подумать о том, что происходит, — поделился Баранов.

Также сегодня выяснилось, что после лайка в ВК к Баранову домой приезжала полиция, и в отделе его расспрашивали о его реакции на пост. Только после общения с полицией мужчина написал заявление с просьбой проверить публикации Всеволода на предмет распространения «фейков об армии» — так рассказывает Баранов сейчас.

Протокол допроса в материалах дела содержит другую информацию: согласно ему, Михаил Баранов сам обратился в правоохранительные органы. Публикации Королёва якобы разозлили его, потому что россияне должны сплотиться в трудный для страны момент. Сейчас Баранов сказал, что не помнит своих эмоций тогда, и его мнение могло измениться. Часть формулировок во время допроса ему подсказал следователь: например (по словам свидетеля) что публикации именно разозлили его.

«Он ведёт себя как философ»

Кроме Михаила Баранова, на суде была допрошена Лидия Порохня — девушка Королёва, с которой он встречался и жил несколько месяцев. Она рассказала, что с Севой они познакомились в отделе полиции после задержаний на месте несанкционированного митинга. Здесь адвокат Мария Зырянова обратила внимание суда на то, что задержание не обязательно означает факт участия в митинге: это подтверждает судебная практика.

Лидию расспросили также об обстоятельствах обыска у Королёва. Здесь её показания расходятся с комментариями правоохранителей на протоколе обыска. Силовики отметили, что Королёв якобы оказывал сопротивление, а Порохня ругалась матом. Лидия рассказывает, что Сева во время обыска вёл себя спокойно, а её саму уже оправдал суд. Буквально вчера в Выборгском районном суде был отменён штраф, выписанный ей за «мелкое хулиганство» во время обыска (его выписали как раз за то, что она якобы ругалась матом), — из-за отсутствия события вменяемого ей правонарушения.

— Я считаю, что как минимум обвинение [Севы] в ненависти [к военным] абсолютно несостоятельно. Сева никогда не вёл себя агрессивно и не выражал пренебрежительного отношения к каким-либо социальным группам. Он ведёт себя как философ. Мы почти не разговаривали на политические темы, но когда разговаривали — агрессии не было, — отметила Лидия Порохня.

Все мотивы одновременно

Адвокат Мария Зырянова обратила внимание суда на многочисленные ошибки и нарушения в обвинительном заключении, а также приписывание Всеволоду всех мотивов одновременно, хотя они, по мнению защиты, противоречат друг другу (мотивы «политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо ненависти или вражды в отношении социальной группы военнослужащие вооруженных сил РФ»). Это лишает подсудимого возможности понимать, в чём именно его обвиняют, и выстроить свою защиту. Больше того, речь об отягчающих обстоятельствах, которые определяют срок по статье 207.3, поэтому обвинение в таком виде невозможно.

Кроме того, адвокат настаивает, что не доказана «заведомая ложность» информации в постах, хотя только в этом случае деяние по статье 207.3 может считаться преступным. Мария Зырянова также назвала бездоказательной характеристику Королёва из материалов дела.

— Обвинительное заключение содержит недостоверные сведения о многократном привлечении к административной ответственности Всеволода Королёва. Но никаких судебных решений или иных актов, подтверждающих этот факт, нет, — отмечает Мария Зырянова. 

Адвокат подчеркнула, что прокурор должен отказаться от предъявленного обвинения.

Близкие по смыслу слова

Сам Сева Королёв вину не признаёт и уверен, что в его действиях нет состава преступления. Он и сейчас считает информацию, которую опубликовал в ВК, достоверной. Он объясняет, что ненависти к военнослужащим не испытывал, и речь в публикациях была вообще не о них в целом — а о возможных преступлениях.

— Я выражал своё мнение, на что я имею право, согласно конституции. Свобода слова является для меня фундаментальной константой, без которой невозможно нормальное функционирование государства и общества, — сказал Королёв.

Всеволод обратил внимание на то, что, кроме тех слов президента, на которые опирается сторона обвинения, доказывая ложность высказываний, — есть другие слова Владимира Путина. По мнению Королёва, по смыслу они близки тому, что написал он сам.

— Я абсолютно уверен, что в моих действиях нет состава преступления, — отметил Королёв.

тем временем

Судья Марина Горячёва перед началом заседания вновь попросила секретаря и приставов собрать со всех слушателей паспорта. Некоторые журналисты сдали вместо паспортов пресс-карты. А слушатели попросили обосновать требование, но каких-либо документов на этот счёт не дождались. В зал удалось попасть всем желающим, несмотря на нехватку мест. Фото- и видеосъёмка были запрещены.

Полную информацию о делах Всеволода Королёва и других петербуржцев, которых обвиняют в распространении «фейков об армии», как им написать письмо или чем ещё можно помочь — читайте в спецпроекте MR7. Мы также сделали бот в Telegram, где даём оперативные данные о судах по 207.3 УК РФ.

share
print