Репортажи

«Выпили по стакану и разошлись»

На суде по делу обвиняемого в «фейках об армии» Королёва выступил ещё один написавший на него заявление.

«Выпили по стакану и разошлись»
Сева Королёв. Фото: Ануш Панина

В Выборгском райсуде 14 марта допросили последнего свидетеля по делу социального волонтёра Всеволода Королёва, которого обвиняют в распространении «фейков об армии» в ВК. Свидетель оскорблял подсудимого, а на вопросы адвоката отвечал невсерьёз. При этом выяснилось, что он не пользуется ВК, не помнит данных своей страницы и не может рассказать, куда и как обратился с заявлением на Королёва.

СПРАВКА


Всеволод Королёв — волонтёр фонда «Перспективы», инициатив «Узник онлайн» и «Наблюдатели Петербурга». Корреспондент журнала «Дискурс», поэт, режиссёр-документалист. Весной 2022-го снял фильмы о фигурантках дел по статье «о фейках об армии» Саше Скочиленко и Марии Пономаренко — и вскоре был арестован по обвинению в том же самом. Находится в СИЗО больше семи месяцев.

Королёва обвиняют в распространении «фейков об армии» в соцсетях «по мотивам политической ненависти и вражды» (ч. 2 ст. 207.3 УК РФ). Основанием для этого стали две публикации о событиях в Буче, Бородянке и Донецке. Если суд признает Всеволода виновным, ему грозит до 10 лет лишения свободы.

По версии следствия, Владимир Шатохин в прошлом году написал заявление на Всеволода Королёва, обнаружив его пост в ВК. Мужчина родился в семье военных, живёт в Пушкине. Сейчас работает водителем, а на момент обращения в силовые структуры занимался перепродажей растений. Он рассказывает, что тогда искал потенциальных покупателей в ВК — так и наткнулся на страницу Королёва. При этом Шатохин говорит, что сейчас «ВКонтакте» не пользуется и даже не помнит данных страницы, с которой заходил в сеть в то время.

На вопросы адвоката Шатохин отвечал нервно и саркастично, часто его ответы заключались в том, что он не помнит, как было дело, или не понимает вопрос.

— Как у нормального человека у меня возникло желание сделать так, чтобы он перестал писать такие посты. Я обратился в МВД. Встретил участкового, и он меня направил куда надо. Может, не участковый он, но живет в нашем дворе. Я ездил в спецподразделение у Витебского вокзала. В центр «Э», — рассказал Шатохин.

Не в силах вспомнить подробности того, как, где и в какое время года он потом давал показания следователю и какие бумаги подписывал, Шатохин сказал: «Выпили по стакану и разошлись».

При этом он несколько раз оскорблял подсудимого, говорил, что прошёл 1990-е и встретился бы с ним тет-а-тет.

Адвокат Королёва Мария Зырянова указала на множество расхождений между показаниями свидетеля в суде и материалами дела:

  • не совпадает дата рождения Шатохина, которую он назвал в суде, и записанная в деле;
  • в материалах отсутствует копия паспорта свидетеля;
  • аккаунт свидетеля в ВК назван именем другого человека, и Шатохин не может вспомнить никаких данных об этой странице;
  • история, которую он рассказывает, отличается от того, что записано в деле. Место, где он написал заявление на Королёва, в документах одно, а на словах — другое.

Сторона обвинения и суд сочли эти расхождения незначительными. Судья Марина Горячёва отклонила ходатайство адвоката огласить показания свидетелей Шатохина и Баранова (его допрашивали на одном из прошлых заседаний, он также писал заявление на Королёва) — это значит, что сторона защиты не сможет ссылаться на них в суде. При этом Баранов заявлял, что ему понравились посты Королёва и он дал показания под давлением.

Ранее в суде были также допрошены сотрудник центра «Э» Василий Марчук и девушка подсудимого Лидия Порохня.

Адвокат и близкие Королёва: Сева нуждается в операции

Девушка Севы Лидия Порохня и его отец Анатолий Королёв в коридоре суда. Фото: Анна Мотовилова / MR7

Девушка Севы Лидия Порохня и его отец Анатолий Королёв в коридоре суда. Фото: Анна Мотовилова / MR7

Следующий суд по делу Королёва состоится только 5 мая. В связи с этим прокурор сразу запросил продление содержания подсудимого в СИЗО.

Сторона защиты обратилась к суду с предложением смягчить меру пресечения Королёву, так как все свидетели допрошены (и он не может оказать на них давление), все улики приобщены к делу (и он не может их скрыть), а его возможности покинуть страну ничем не доказаны.

Адвокат Мария Зырянова подчеркнула, что у Королёва проблемы со здоровьем: ему необходима челюстно-лицевая операция, которую ему не стали делать в больнице ФСИН (у него отошла пластина, установленная после перелома, это привело к воспалению). Кроме этого, у молодого человека не функциональна щитовидная железа, а в аптеке ФСИН отсутствуют необходимые лекарства. Близкие Королёва рассказали также MR7, что у него «сыпятся зубы».

Несмотря ни на что, судья Марина Горячева постановила продлить содержание Королёва в СИЗО до 2 июля.

Примечательно, что однажды именно она смягчила меру пресечения фигуранту другого дела «о фейках об армии» — активисту Борису Романову. Летом 2022-го его отпустили из СИЗО под ограничение определённых действий. В результате Романов скрылся и, как стало известно на днях, эмигрировал в Германию.

Полную информацию о делах Всеволода Королёва и других петербуржцев, которых обвиняют в распространении «фейков об армии», как им написать письмо или чем ещё можно помочь — читайте в спецпроекте MR7. Мы также сделали бот в Telegram, где даём оперативные данные о судах по 207.3 УК РФ.

Читайте также

«Мнение могло измениться»

«Мнение могло измениться»

В деле Всеволода Королёва свидетель обвинения вдруг поддержал подсудимого.

share
print