СПРАВКА
КРТ — программа комплексного развития территорий, которая предполагает «реновацию» домов типовой панельной застройки 1957-1970-х годов, большинство из которых — хрущёвки. «Развивать территории» решили в связи с федеральным законом № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий», который приняли ещё в декабре 2020 года.
До Петербурга КРТ дошло летом 2022 года — инициатором выступил губернатор Александр Беглов. 23 июня 2022 года законопроект, касающийся сотен тысяч горожан, был утвержден в первом чтении в ЗакСе, а уже 29 июня его приняли в окончательном третьем чтении. На следующий день, 30 июня, его подписал и сам губернатор.
Однако большинству жителей хрущёвок такая инициатива не особо приглянулась — горожане выступили против КРТ. В октябре 2022 года действие закона было приостановлено до 1 января 2024. При этом, если на подписание закона у Беглова ушёл всего один день, на приостановку потребовалось пять.
Общественный штаб по вопросам КРТ Петербурга после летнего перерыва вернулся к работе. И первое же заседание обернулось скандалом — двое активистов и членов-штаба покинули зал поругавшись с председателем рабочей группы и депутатом ЗакСа от «Единой России» Денисом Четырбоком. Поводом стала старая проблема, на которую противники КРТ пытались обратить внимание парламентариев в течение года — пока в ЗакСе обсуждают поправки касательно федерального закона о «комплексном развитии», в Петербурге жители требуют полной отмены городской программы. Поэтому противники закона подготовили обращение к представителю рабочей группы штаба с требованием вернуться к рассмотрению именно городского закона. В противном случае они заявили, что покинут штаб. Однако заявление противников КРТ полностью проигнорировали, а инициатору обращения активистке Анастасии Кузнецовой не дали слово.
— Почему вы решаете, кому здесь говорить, а кому нет? — поинтересовалась Кузнецова.
— Потому что я председатель рабочей группы, — ответил Четырбок.
После спора Кузнецовой с Четырбоком активистке отключили микрофон. Вместе с ещё одним членом штаба она покинула заседание. Другие противники закона остались в зале, но полностью проигнорировали голосование.
Частично общественный штаб
Сам Общественный штаб по вопросам КРТ в Петербурге был создан 26 сентября 2022 года по инициативе спикера ЗакСа Александра Бельского. В его состав вошли 99 человек: 39 избранных в ходе онлайн-голосования горожанами представителей, 41 депутат ЗакСа, а также 19 представителей общественности, в том числе активисты, юристы и депутаты Госдумы — Сергей Боярский и Николай Валуев (у последнего квартира в хрущёвке в Красносельском районе).
Одним из первых, чем занялся штаб, стала организация районных встреч депутатов с жителями. С октября по февраль на таких собраниях пытались обсуждать поправки к программе. Но раз раз за разом — район за районом — люди не предлагали никаких изменений, а требовали полной отмены программы «реновации».
Тем не менее парламентарии всё-таки сумели вычленить и другие предложения, поэтому, почти полностью проигнорировав основное требование горожан, они приступили к разработке поправок. Их обсуждали на осенних собраниях штаба — заседания начали в сентябре 2022 года, ещё до того, как в районах закончатся встречи.
В ноябре часть членов штаба — а именно противники КРТ — заявила о выходе. Покинуть планировали 14 человек (некоторые по итогу всё же предпочли остаться). Главной претензией активистов было то, что на заседаниях обсуждают не отмену, как этого требуют жители, а лишь поправки. Причём, как выяснилось уже в феврале 2023 года, менять петербургский штаб планирует для начала даже не местный, региональный закон, а федеральный.
Над этими изменениями в ФЗ штаб трудился полгода. Однако после того, как в августе предложения отправили в столицу, чтобы их рассмотрели уже в Госдуме, комиссия Совета законодателей вернула «идеи» обратно — на доработку. Например, московской законотворцам не понравились предложения о возможности денежного возмещения несовершеннолетним и недееспособным при переселении из жилья, находящегося в их собственности. Впрочем, активистам, всё это время выступавшим за отмену закона, эти инициативы тоже не особо приглянулись.
Полный провал или достойный результат?
Спустя ровно год «законотворчества» MR7 спросили у причастных, что же они думают о проделанной Общественным штабом работе.
Председатель рабочей группы Общественного штаба и депутат ЗакСа от фракции «Единой России» Денис Четырбок предполагает, что петербургская инициатива всё-таки сумеет изменить федеральный закон, причём ещё и в ближайшее время:
— Мне кажется, у нас самая плодовитая по заседаниям рабочая группа. Мы отработали достаточно оперативно…
Работа большая проделана. И на ближайшем заседании ЗакСобрания мы будем вносить наши поправки, — отметил Четырбок. — Не думаю, что федеральный законотворческий процесс будет стремительно разворачиваться, но в случае истечения моратория (это случится уже 1 января 2024 года — ред.), если не будет принято федеральных изменений, город может рассмотреть вопрос о продлении моратория, — заявил Четырбок.
О возможности продления «заморозки» закона высказался и другой член штаба и депутат от фракции «Яблоко» ЗакСа Борис Вишневский.
— Изменение городского законодательства должно быть уже следующим этапом после ФЗ. На мой взгляд, нужно торопиться — мы сильно запаздываем. Хотя у меня есть ощущение, что заморозка закона будет ещё продлена. В 2024 нас ждут президентские, губернаторские, и муниципальные выборы, — предполагает Вишневский.
— Я думаю, власти постараются сделать так, чтобы раздражающий фактор во время выборов не действовал.
Однако не все разделяют мнения депутатов о том, что с помощью поправок в федеральное законодательство удасться изменить и региональное КРТ. Активистка и член штаба от жителей Анастасия Кузнецова, ещё весной призывавшая прийти на заседание самого Беглова, считает деятельность по поправкам «напрасной».
— Зачем-то они снова собираются править ФЗ. Я думаю, депутатам нужно прикрыться мнением жителей для того, чтобы провернуть свою инициативу.
При этом изначально мы собирались для изменений в региональном законе, а на цирк с ФЗ потратили полгода, — поделилась Кузнецова.
Ещё один член штаба и активист от жителей Татьяна Атанасова вспоминала о встрече со спикером ЗакСа Александром Бельским, которая проходила прошлой осенью.
— Мы предлагали и вовсе уйти от ФЗ и писать свой закон — абсолютно новый, на что нам ответили, что это невозможно… Но мы то являемся федеральным центром и можем сами решать что подгонять под ФЗ, а что просто отклонять.
По итогу они меняли, мы сопротивлялись, игнорировали. Но депутаты просто приняли и отправили свои поправки, — рассказывает Татьяна.
Ещё одна группа активистов-противников закона придерживается более радикальной позиции — инициатор коллективного иска против КРТ Ольга Лихацкая считает, что повлиять на ситуацию может только суд.
— Гражданское взаимодействие с властью — это иск.
А что касается штаба — это инструмент власти запудрить мозги жителям. Попытка сделать вид, что они что-то делают, — предполагает Ольга.