Истории

Пушкинские активисты попробовали «задвинуть» город-спутник Южный и добиться новых парков и скверов. Что из этого получилось — в разборе MR7

В Пушкине. Фото: Олег Золото / MR7

Комиссия по изменениям в Генплан исследовала Пушкинский район последним из 18 районов города. Он один из самых сложных из-за высокой активности строителей и активистов, которые, наоборот, пытаются сохранить побольше зелёных зон. Именно здесь бизнес планирует возвести целый город-спутник Южный на 135 тысяч человек. Активисты в этом году подали 28 коллективных заявок, соавторами которых выступили от 7 до 1200 человек. Практически все они направлены по инициативе сообщества «Гражданин Пушкин». Учтены 17 таких предложений. Идеи горожан касались в основном ограничения застройки, озеленения Шушар и минимизации вреда от города-спутника Южный. Подробнее читайте в разборе MR7.

СПРАВКА

Город-спутник Южный планируют построить вдоль Киевского шоссе. Застройщики в информационных буклетах указывают, что он будет расположен в 11 километрах от Пушкина, в 17 километрах от Гатчины. Однако по факту эта территория находится в административных границах города Пушкина. Сейчас на этой местности две железнодорожные станции — Кондакопшино и Лесное. Планируемая численность населения Южного — 135 тысяч человек. Это больше, чем в каждом из существующих населённых пунктов в округе.

Сердцем проекта станет «ИТМО Хайпарк» — студенческий городок с учебным кампусом, исследовательскими центрами, общежитием, спортивными объектами и «технологической долиной». На ценности университетского комплекса держится имидж Южного в целом и обоснование его необходимости. Хотя в основном район будет застроен жилыми домами в 10 этажей.

Борьба за Кондакопшинское болото

Одной из важных точек для пушкинцев остаётся Кондакопшинское болото, которое находится в зоне интересов проекта «город-спутник Южный» и за чье сохранение борются местные жители уже как минимум 10 лет. Застройщики настаивают на том, что «Кондакопшинский лес – это не болото», а активисты беспокоятся, что если это место осушить, пострадают реки и пруды, экосистема района в целом. Ещё три года назад здесь Генпланом была предусмотрена жилая и деловая застройка, в 2020 году местность всё-таки перевели в зелёную зону. На сегодня в проекте города-спутника здесь предусмотрен парк.

По итогам последних обсуждений комиссия по изменениям в Генплан сохранила за Кондакопшинским болотом статус лесопарка («озеленённой территории общего пользования»).

Более 80 активистов просили перевести его в водный фонд, а за остальными участками леса сохранить защитный статус зелёной зоны. Чиновники сочли, что в целом Генплан соответствует предложенному зонированию, и отклонили заявку. Кондакопшинское болото так частью водного фонда и не стало.

Фотофиксация Кондакопшинского болота от 2013 года из экспертного заключения, которое подтверждает, что это водный объект. Фото: Абросимова В.А., Резников А.И., Степочкина О.Е.

Похожую заявку отправили 23 местных жителя при поддержке депутата ЗакСа Андрея Алескерова: «Территория болота богата краснокнижными растениями, на ней обитают дикие звери и перелётные птицы. Кондакопшинское болото является естественным природным фильтром и истоком рек Кузьминки и Поповки — части водоподводящей системы исторических парков ГМЗ "Царское Село" и "Павловск". Необходимо придать соответствующий статус для сохранения нашего природного наследия». Предложение жителей отклонено.

Представители бизнеса направили несколько заявок с идеей организовать на месте болота зону отдыха, развлечений и транспортной инфраструктуры,

чтобы «реализовать на территории города-спутника Южный идею зелёного города и создать дополнительные зоны лесопарков и спортивных сооружений» — чтобы заниматься строительством и благоустройством, проще говоря. Их идея тоже отклонена.

Зоной гражданской борьбы остаются и земли вокруг болота, в районе пересечения Красносельского и Киевского шоссе, вблизи станций Лесное и Кондакопшино.

Больше 80 жителей предложили наделить статусом зелёной зоны (где застройка была бы запрещена) водоохранную зону от Кондакопшинского болота до Красносельского шоссе общей площадью 34,5 гектара. Эта заявка отклонена.

Фотофиксация от 2013 года из экспертного заключения. Фото: Абросимова В.А., Резников А. И., Степочкина О. Е.

Люди попробовали зайти и со стороны военного аэродрома Пушкин, который находится по соседству с болотом. Больше 80 жителей попросили запретить строительство на территории аэродрома общей площадью больше 440 га — а для этого признать эти земли режимной территорией. С такой же инициативой выступили Минобороны и комитет по градостроительству, идея учтена в проекте Генплана.

Эта же группа из более чем 80 человек во главе с «Гражданином Пушкиным» предложила расширить буферную зону аэродрома до Старинной улицы (в таком случае зона включила бы в себя Кондакопшинское болото). Их заявка отклонена.

Защитить от застройки попросили и побережье реки Поповки рядом с аэродромом. С такой инициативой выступили всё те же 80 человек, она отклонена. К слову, часть земель рядом с этой рекой уже признана памятником природы «Долина реки Поповки» и охраняется законом.

Отдельно люди настаивали на изменении маршрутов дорог, которые будут подпитывать город-спутник, и некоторые из их предложений учтены.

«Убрать дорогу. Исключить из Генерального плана магистрали для обеспечения транспортной доступности города-спутника Южный,

проходящие через территорию запретной зоны военного аэродрома Пушкин», — с такой просьбой обратились активисты сообщества «Гражданин Пушкин». Она учтена в проекте Генплана. 

Правда, как отмечает координатор инициативной группы Александр Беляев, в итоге изменение сделано не в пользу жителей. В проекте Генплана теперь тот же маршрут дороги, что и в актуальном Генплане, через улицу Новые места — а против этого варианта люди тоже протестуют порядка 10 лет.

Активисты предложили убрать и будущую дорогу между Александровской и аэродромом Пушкин. Они настаивали, что предыдущая схема нарушает закон и права граждан. Эта заявка тоже учтена, но к новому варианту есть много вопросов. По сути, этот вариант предлагался и раньше, но дорога пролегала через земли аэродрома. Сейчас по проекту трасса проходит через лес, Кондакопшинское болото и соединяется с въездом в Пушкин: это потенциально увеличит нагрузку на него и увеличит транзит через город. 

Скриншот «Яндекс Карт»

Будущая дорожная развязка в Александровской

Отдельной вехой, которая тоже, впрочем, касается города-спутника Южный, остаётся будущая дорожная развязка в посёлке Александровская. Позиция застройщика в том, что он к этой трассе отношения не имеет: она будет соединять с Петербургом не только Южный, но и Гатчину. При этом население города-спутника по плану должно составлять 135 тысяч человек: это в полтора раза больше Гатчины (95 тысяч), а значит, и нагрузка на дороги будет в большей степени от него. Активисты Пушкинского района уверены, что «никакой Гатчине эта трасса не нужна, всё делается для доступности Южного».

Именно вокруг противодействия дорожной развязке в Александровской сплотилось больше всего людей: по этой теме поданы самые «массовые» заявки, от имени 1 100-1 200 человек.

СПРАВКА

В 2020 году жители Александровской пришли к выводу, что развязка будущей дороги от города-спутника Южного на север, которая соединит его с Южной широтной магистралью (будущий дублёр участка КАД), приведёт к сносу некоторых домов в их посёлке и изменит образ жизни людей.

Чтобы этого не допустить, они не только обращались во все инстанции и апеллировали к дореволюционной истории места, но даже сочиняли песни о борьбе с «Южным», вывешивали протестный баннер над ж/д путями и записывали публичное обращение к Путину.

Скриншот видео: «Гражданин Пушкин»

«Отказаться от размещения магистральной улицы через п. Александровская, изменив зону транспортной инфраструктуры на зону озеленённых территорий специального назначения» — такую корректировку к Генплану подали более 1 100 человек, и к ним присоединились православный приход храма Казанской иконы Божией Матери, администрация муниципалитета «Александровская» и местный муниципальный совет. Их заявка отклонена.

Учтена похожая по смыслу инициатива от 85 человек. Они предложили наделить статусом зелёных территорий специального назначения земли в Александровской так, чтобы магистраль к Южному не проходила через защитную линию деревьев и кустарников, которая отделяет железную дорогу от храма и домов.

Более 12 00 человек при поддержке местной администрации, муниципального совета и православного прихода храма Казанской иконы Божией Матери попросили отказаться от строительства магистральной улицы через посёлок Александровская, исключить транспортную развязку на пересечении улицы Редкое Кузьмино и Ленинградского шоссе с ж/д линией Варшавского направления и разместить развязку в другом месте. Эта заявка отклонена.

Бизнес хочет больше многоэтажек вокруг Южного, но чиновники не дают добро

Скриншот «Яндекс Карт»

Без внимания не остаются и другие земельные участки вблизи будущего города-спутника.

Для строительства торгового центра рядом с посёлком Александровская ООО «Отделфинстрой» предложило перевести «земли СПбГАУ» больше 85 гектаров, ограниченные Киевским и Красносельским шоссе (к северу от него), в деловую зону. Инициатива отклонена. Буквально через дорогу от этих участков, к югу от Красносельского шоссе и к западу от Киевского бизнес-интересанты попросили разрешить жилую застройку высотой до 9 этажей. Эту просьбу тоже не оценили.

Комитет по инвестициям предложил разрешить в Лесном строительство «нового многофункционального района» и перевести для этого в статус зоны многоэтажной застройки участок по адресу Лесное, д. 19 б. Это предложение отклонено.

Застроить многоэтажками хотят и участки рядом с ж/д линией и Киевским шоссе в том же Лесном. Заявители Долгов и Ивлева вместе подали 10 заявок по этой теме, восемь из них отклонены, в двух случаях проект Генплана и так разрешает строительство.

В целом количество зелёных зон в посёлке Лесное сокращается, а земель под высотную и деловую застройку — увеличивается. В «деловую зону» попала даже лесополоса, где находится пруд с истоком Чёрной речки. 

Шушарские улицы не становятся зеленей

Шушары. Фото: Анна Мотовилова / MR7

Шушары стали фигурантом громких заголовков вскоре после публикации отчёта заседания комиссии по изменениям в Генплан: «Смольный поставил на паузу дальнейшую застройку Шушар». Журналисты «Делового Петербурга» обратили внимание на то, что компания «Дальпитерстрой», её владелец Аркадий Скоров, Надежда Скорова и Михаил Скоров получили отказ по всем заявкам, кроме одной. Единственная одобренная заявка касается строительства храмового комплекса и детского дома в Ленсоветовском. Представители «Дальпитерстроя» подчеркнули, что их заявки предполагали в основном создание социальных объектов. Обоснование в протоколе звучит действительно так, но компания предлагала разрешить застройку высотой до восьми этажей и деловую застройку общей площадью 163 гектара.

Местные активисты настроены скептически и не считают, что застройка Шушар поставлена на паузу:

те земли, по которым были отклонены поправки, находятся в защитной зоне аэропорта Пулково, инициативы по их застройке отклоняют уже более 10 лет. Зелёных зон в микрорайоне как почти не было, так и нет, а строительство продолжается.

Заявки местных жителей, которые касаются озеленения и защиты от застройки, тоже в основном отклонены. По Центральной усадьбе Шушар одобрена одна такая заявка, а по всей территории, вместе с Ленсоветовским, Славянкой, Детскосельским, Пулковским, Новой Ижорой — 6 заявок из 17.

Учтена в проекте Генплана инициатива 65 активистов увеличить зелёную зону вокруг «Шушарского пруда». 

Отклонены заявки от сообществ в 60-70 человек:

  • ограничить этажность до четырёх-восьми этажей и внести коррективы в уже утверждённые планы застройщиков, найти новые возможности для озеленения в зоне застройки на Старорусском проспекте, на пересечении Окуловской и Чудовской и т.д;
  • установить зелёную зону рядом с домом в виде флага России на Валдайской, 1;
  • установить зелёную зону отдыха в Шушарах между улицами Батецкой, Пушкинской и Чудовской;
  • расширить внутриквартальный сквер на Школьной улице (сейчас там разрешена застройка в девять этажей и выше);
  • увеличить площадь сквера на Вишерской улице;
  • защитить от уплотнительной застройки и установить зону зелёных насаждений общего пользования рядом с Первомайской, 16, и Пушкинской, 36, (сейчас там разрешена высотная застройка).

В Славянке учтены предложения, которые касаются «большого круга» на Ростовской улице: там уже запланировано городское благоустройство. 20 активистов попросили снять статус озеленённой территории с участка, где находится ТЦ Green Park, — чтобы привести документы в соответствие с реальностью. Всё-таки это уже не зелёная зона, несмотря на название. Одновременно с этим такой статус должен получить пустырь, который город намерен благоустроить.

Место в Славянке, которое называют «большим кругом». Скриншот «Яндекс Карт» 

В Детскосельском 114 жителей и депутат ЗакСа Марина Шишкина предложили установить зелёную зону и создать общегородской парк площадью больше 3,5 гектара — между Колпинским шоссе, Центральной улицей и Муромской улицей. Эта инициатива отклонена.

В Ленсоветовском 20 человек попросили защитить статусом зелёной зоны территорию бывшего стадиона совхоза «Ленсоветовский». «Один из последних незастроенных зелёных уголков в пределах жилой зоны посёлка», — написали они. К ним присоединился депутат ЗакСа Андрей Алескеров. Заявка отклонена.

Зато учтено предложение этой же группы распространить статус зелёной зоны на участок вдоль Московского шоссе, рядом с домом 246. Сейчас вид разрешённого использования здесь — «магазины», то есть вдоль дороги стоят ларьки.

Шушары. Фото: Анна Мотовилова / MR7

В Новой Ижоре группа из 20 активистов предложила наделить статусом зелёной зоны и организовать скверы и парки на нескольких участках общей площадью 17,5 га. К ним присоединился депутат Алескеров. Эта инициатива отклонена. Точно так же отклонена их идея организовать общегородской сквер, а для этого наделить специальным статусом и зарезервировать под благоустройство два участка в границах Лангеловской, Самсоновской и Антропшинской улиц.

При этом одобрены инициативы дать защитный зелёный статус:

  • территории между улицами Сиверской и Мишкинской;
  • скверу на Полисарском переулке.

В Пулковском активистам в очередной раз не удалось добиться организации сквера на месте захоронения лётчика Василия Бухтеева. Сейчас памятный знак ему находится на парковке.

Депутат муниципалитета «Шушары»,коммунист Валерий Дулеба предложил построить напротив «Экспофорума» мемориальный комплекс федерального значения «в память о защитниках Родины, погибших в военных конфликтах XX-XXI столетий, в составе зеленого пояса славы». Его заявка отклонена.

Памятный знак в честь лётчика Бухтеева, чей самолёт и останки были найдены здесь в 2018 году. Фото: пресс-служба администрации МО «Шушары»

Пушкин без новых парков и бассейнов

В районе Гуммолосары, где расположен новый малоэтажный жилой комплекс рядом с домиками деревенского типа, люди попросили создать парк. 35 человек при поддержке депутата ЗакСа Марины Шишкиной предложили установить зелёную зону для обустройства парка или сквера между железной дорогой и Железнодорожной улицей, где и так ничего нет, кроме деревьев, зелени и мусора. Эта инициатива отклонена.

Недалеко от университетов ЛГУ имени Пушкина и СПбГАУ, на Кузьминском ш. 100, стояло заброшенное здание бассейна. Год назад его снесли и начали строительные работы без согласования, это было остановлено. Местная жительница Мария Томпсон предложила наделить этот участок статусом, который соответствует спортивным объектам, и разместить здесь новый бассейн. Сначала рассмотрение этой заявки было отложено, но в итоге её отклонили. 

СПРАВКА

Сейчас в 112-тысячном Пушкине есть всего один небольшой спортивный комплекс с бассейном. Его открыли в 2022 году, на пересечении Ленинградской и Школьной.

Земли по соседству: вдоль Петербургского шоссе со стороны ЛГУ им Пушкина, к западу от университета и большая территория к северу (больше 65 гектаров), в сторону центра Петербурга, параллельно Кузьминскому шоссе вызывают высокий интерес у бизнеса. ООО «Спорт Сити» попросило разрешить жилую застройку высотой до 8 этажей на полях вокруг университета, а также деловую застройку вдоль Петербургского шоссе и на полях. Две из трёх заявок компании отклонены. Одна, поданная при поддержке депутата ЗакСа Дмитрия Павлова, — учтена. Зелёная линия рядом с Петербургским шоссе, 8, и участок к северу от ЛГУ им Пушкина, переведены в зону деловой застройки.

Впрочем, в ретроспективе нескольких лет площадь защитной зелёной зоны вдоль Петербургского шоссе в Пушкине увеличилась — за это боролись активисты сообщества «Гражданин Пушкин». Большая часть земель здесь входит в зону охраняемого природного ландшафта.

Земли вокруг ЛГУ им Пушкина вызывают интерес у застройщиков. Скриншот «Яндекс Карт»

На бульваре Алексея Толстого активисты попросили не допустить уплотнительной застройки во дворах между домами 29, 39. Для этого они предложили перевести этот участок в статус озеленённых территорий (вместо разрешённой жилой застройки выше 9 этажей). Заявку подали от имени 20 жителей и депутата ЗакСа Андрея Алескерова, она отклонена.

Опытные поля СПбГАУ остаются полями, а защитную зону Пулковской обсерватории уже не спасти

Учла комиссия коллективную просьбу 85 жителей наделить статусом сельскохозяйственных угодий опытные поля СПбГАУ общей площадью больше 511 гектаров (находятся в собственности государства).

А вот заявка комитета по инвестициям насчёт земель СПбГАУ была отклонена. 

Он предлагал разрешить там застройку этажностью 9 этажей и выше «в целях комплексного развития незастроенной территории

для размещения многоэтажной жилой застройки с включением объектов социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры, а также пополнения бюджета».

Комитет по инвестициям пробовал перевести под застройку и ещё несколько участков: так, вместе с ООО «Сонико-Нева» он попросил установить деловую зону рядом с парком Дальняя рогатка вдоль Петербургского шоссе — чтобы построить там торгово-развлекательный центр. Не получилось.

В непосредственной близости от Дальней Рогатки находится Пулковская обсерватория РАН. Депутат ЗакСа Марина Шишкина предложила наделить статусом зелёной зоны 14 участков вокруг неё (в том числе земли рядом с Дальней Рогаткой), чтобы не допустить строительства на этом месте. Она попробовала сослаться на соответствующее распоряжение Совнаркома, но это не помогло: её заявку тоже отклонили.

Пулковская обсерватория на карте. К югу от неё — жилой комплекс. Скриншот 2gis

СПРАВКА

Несколько лет некоторые сотрудники Пулковской обсерватории вместе с активистами участвовали в общественной кампании против строительства в защитной зоне, которая была необходима для космических наблюдений. Но, поскольку в 2018 году президиум РАН постановил перенести астрономические наблюдения на другие базы, остановить застройщиков не удалось. Рядом с обсерваторией уже построен ЖК «Зелёный квартал», а впоследствии были проданы и земельные участки вокруг.

Утверждать новый проект Генерального плана Петербурга будет Законодательное собрание этой осенью. До конца года планируют также принять новую редакцию Правил землепользования и застройки.

UPD. 09.09.23 Активисты «Гражданина Пушкина» обратили внимание MR7 на ещё две поправки, которые учла комиссия по изменениям в Генплан.

Комитет по градостроительству и архитектуре попросил изменить продолжение красной линии метро на юг, чтобы улучшить транспортное обеспечение города-спутника Южный.

А группа активистов выступила с инициативой запланировать станцию метро в самой населённой части Шушар — Центральной усадьбе (сейчас там есть только наземный транспорт, например, ж/д. станция). Предложенный срок реализации — 2050 год.

Скриншот приложения к решению комиссии