Город-спутник «Южный» стал одним из ключевых (и, пожалуй, самых дорогих) проектов, представленных на ноябрьской архитектурной биеннале в Петербурге. Сами организаторы выставки анонсировали обсуждение этого нового жилого района как «выделяющееся из всех». Макет «Южного» сиял на входе в главный, мраморный зал Российского этнографического музея, где проходили все события биеннале.
Новый город на 135 000 человек — чего не сделаешь ради науки?
Будущий жилой район планируют построить вдоль Киевского шоссе на территории Пушкинского района — в 11 километрах от Пушкина, в 17 километрах от Гатчины.
Планируемая численность населения Южного — 135 000 человек. Это значительно больше, чем в каждом из существующих населённых пунктов в округе. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, в Пушкине сейчас живет 112 700 человек, в Гатчине — 87 600, в Красном Селе — 60 000. Население Пушкинского района без Южного — 233 800 человек, то есть новый жилой район обеспечит прирост на более чем 50%.
Город-спутник Южный на карте. Фото: Олег Золото / MR7.
Сердцем проекта станет «ИТМО Хайпарк» — студенческий городок с учебным кампусом, исследовательскими центрами, общежитием, спортивными объектами и «технологической долиной». Правительство РФ инвестирует в него 7 миллиардов рублей. На ценности университетского комплекса держится имидж Южного в целом и обоснование его необходимости. Хотя в основном район будет застроен жилыми домами в 5-10 этажей.
Южный — проект компании «Старт-Девелопмент». Для его реализации было создано одноименное ООО «Город-спутник Южный». Представители компании заверяют, что новый жилой район будет принципиально отличаться от всех других примеров «комплексного освоения территорий» в регионе.
Строительством будет управлять специализированный застройщик — компания «ЗаСтрой».
В 2009 году «Старт-Девелопмент» выкупил под строительство Южного больше 2000 гектаров. В 2011-м город-спутник получил статус стратегического инвестиционного проекта Санкт-Петербурга. В 2012-м он был утверждён правительством РФ в рамках стратегии социально-экономического развития.
В 2014 году уже анонсировали начало строительства в 2015-м, срок реализации проекта должен был составить 19 лет. К 2025 году город-спутник должен был «выйти на полную мощность». В 2017 старт сдвинулся на 2018 год. В 2018 начали разрабатывать концепцию «ИТМО Хайпарка».
— Мы не строим массовое жилье, мы строим город-спутник с рабочими местами, с социальной инфраструктурой, со школами, детскими садами, поликлиниками и рекреациями. Пока не нашли драйвер развития, даже не думали о жилье. В результате драйвером стал «ИТМО Хайпарк», — говорит Евгения Стрельцова, PR-директор «Города-спутника Южный».
Согласно официальному пресс-релизу, планируется создать на территории Южного порядка 40 000 рабочих мест (при населении, напомним, в 135 000).
Существующая транспортная инфраструктура — это Киевское шоссе и электрички от Балтийского вокзала (рядом с будущим «ИТМО Хайпарком» расположена ж/д станция «Лесное»). Электричка останавливается у «Лесного» по будням 12-14 раз в день в каждую из сторон.
В будущем Южный отстроится до ещё одной станции Варшавской линии — «Кондакопшино». Девелопер планирует договориться с РЖД о тактовом движении электричек (например, раз в 15 минут).
Несколько кварталов Южного на макете. Фото: Олег Золото / MR7.
Виталий Горохов
доцент СЗИУ РАНХиГС, кандидат политических наук
мнение эксперта
«Концепция Южного версталась с учётом понимания необходимости усилить все действующие виды общественного транспорта и создать эффективную транспортную сеть внутри города-спутника.
Проблем с транспортным обеспечением удастся избежать в случае, если запланированные мероприятия, связанные с транспортом, будут реализованы синхронно с вводом объектов жилой, деловой и социальной инфраструктуры. Общественный транспорт должен справиться с пассажиропотоками. Ему необходимо отдать приоритет».
Как будут выглядеть первые кварталы
На архитектурном биеннале презентовали внешний облик первой очереди первого этапа строительства Южного и рассказали о том, какие работы уже проведены.
Первым будут построены «ИТМО Хайпарк» и жилые дома рядом с ним. Представители ООО «Город-спутник Южный» рассказывают, что уже проложены канализационные и другие инженерные сети. Разработан архитектурный проект жилых домов. Возникла заминка с поиском подрядчиков на реализацию — тендеры пока заканчиваются ничем.
— Архитектуру фасадов мы стремились сделать максимально разнообразной. Цветовое решение построено на контрастном сочетании цветов холодных оттенков, в полном соответствии с рекомендациями комитета по градостроительству и архитектуре, — рассказал архитектор бюро «Ярвинен» Вячеслав Никольский.
Визуализация первых домов Южного. Предоставлено пресс-службой ООО «Город-спутник Южный».
Первые кварталы будут разделены пешеходным бульваром, который обещают сделать по сути парковой зоной. Дворы жилых домов, по замыслу, будут закрытыми для машин и щедро засажены деревьями. В будущем озеленение и парк на территории Кондакопшинского болота должны занимать 25% от общей территории Южного.
Квартиры трёх классов комфортности. Эконом — в десятиэтажках и с окнами на проезжую часть. Комфорт — в малоэтажных домах, с окнами во двор, в стороне от дороги. Комфорт плюс — увеличенной площади, с большими террасами. На первых этажах будут только магазины и сервисы.
Визуализация пешеходного бульвара. Предоставлено пресс-службой ООО «Город-спутник Южный».
– Свободные земли заканчиваются. В перспективе стоимость квадратного метра будет дорожать. Стоимость инфраструктуры инженерной и социальной, нагрузка на неё будут расти. Соответственно, объекты должны будут расти ввысь. Мне кажется, очень хороший пример — «Москва Сити», — поделился размышлениями о Петербурге в целом директор по развитию бизнеса архитектурного бюро Semrén&Månsson в России Андрей Петров (его компания занимается разработкой проектов квартир в Южном).
О внешнем облике студгородка ИТМО пока мало что известно. Партнёры ООО «Город-спутник Южный», представители института «Урбаника» и платформы «Открытая Лаборатория Город О.Л.Г.», рассказали о международном опыте строительства кампусов на окраинах и о том, каково их положительное влияние на городскую среду в целом. Ни одного примера из российского опыта приведено не было.
— Присутствие студентов приводит к полезным социокультурным и экономическим эффектам. Вместе с ними в районе появляется профессура — это платёжеспособный контингент. А кроме них — высокоуровневые студенты (аспирантура, кандидаты и доктора наук). Семьи. Посетители конференций. Таким образом, у вас в первом же поколении появляются качественные жители района, — говорит архитектор, член экспертной платформы «Открытая Лаборатория Город О.Л.Г.» Данияр Юсупов.
Визуализация первых домов Южного. Предоставлено пресс-службой ООО «Город-спутник Южный».
Разрастание Петербурга не нужно и вредно?
В зале возникли сомнения в пользе города-спутника Южного в целом для Петербурга. Так, своим скепсисом поделился архитектор Ингмар Витвицкий.
– Есть мнение, что разрастание города вообще не нужно и вредно. Будет больше дорог, больше протянете сетей, больше люди будут перемещаться. Город уплотняется. Будет расти вниз, вверх. А потом что? Как в Имеретинской низменности: полупустой, незаселённый квартал (возможно, речь о территории Сириус в Краснодарском крае, с одноимённым образовательным центром — ред.)? — размышляет Ингмар Витвицкий.
Он попросил объяснить, почему образовательному центру нужна такая большая территория и почему его помещения не могут быть многофункциональными. По его мнению, в идеале здание, пространство может использоваться 24/7 под разные цели, в таком случае оно будет по-настоящему функционально и поможет сэкономить ресурсы.
MR7 попросил представителей ООО «Город-спутник Южный» рассказать, как сейчас обстоят дела с проблемными точками проекта, которые вызывали большое возмущение у жителей Пушкинского района, довели их до писем во все инстанции вплоть до президента и судебных процессов.
Макет города-спутника Южный. Фото: Олег Золото / MR7.
MR7: Территория Южного предусматривает использование части Кондакопшинского болота. Какие именно работы планируется проводить? Будет ли его осушение?
Евгения Стрельцова, PR-директор ООО «Город-спутник Южный»: «Кондакопшинский лес — это не болото. Там частично заболоченный лес. Да, градозащитники утверждали, что если осушить болото, то засохнут царскосельские пруды. Этого не произойдёт, потому что царскосельские пруды никогда не питались из этого болота. Их питал Таицкий водовод, который перестал действовать в 1914 году.
Наш Кондакопшинский лес будет преобразован в парк. Там будут проложены экологические дорожки. До конца ещё проект не разработан».
Макет города-спутника Южный. Фото: Олег Золото / MR7.
Интересно, что ещё в 2014 году журналисты в шутку прозвали ситуацию с Кондакопшинским болотом его дискриминацией. Активисты Пушкинского района с привлечением экспертов настаивали на том, что эта местность является болотом и настаивали на внесении его в реестр водных объектов. Федеральное агентство водных ресурсов подтверждало эту позицию и «обязанности хозяйствующих субъектов» по отношению к нему. В свою очередь эксперты от Смольного на суде об отмене изменений в Генплан утверждали, что Кондакопшинское нельзя считать болотом и водным объектом. Этой же линии закономерно придерживался и застройщик. Изначально проект Южного предполагал жилую застройку на месте болота. В 2018 году от этой идеи отказались, сократили площадь этой местности, которая будет занята Южным, и пообещали организовать здесь зону отдыха. У местных жителей сохраняются опасения, что использование Кондакопшинского болота может привести к обмелению рек Кузьминка и Поповка.
Кондакопшинское болото на карте. Рядом — населённый пункт Кондакопшино.
MR7: Новая трасса в сторону Южного будет пролегать через коттеджный посёлок Александровская. Рассматриваются ли альтернативные варианты?
Евгения Стрельцова, PR-директор ООО «Город-спутник Южный»: «Тоже горячая тема. Про дорогу хочу сказать, что это не наш проект. Просто Южный очень большой, поэтому всегда говорят, что это дорога, которая ведёт в Южный. Но это дорога в сторону Гатчины. Да, действительно, она проходит мимо Александровской, и периодически жители просят перенести ее. Мы не можем на этот вопрос никак повлиять. Дорога не в сторону Южного, она мимо Южного. Мы будем рады, если она появится, потому что нам нужно, чтобы появлялись новые дороги».
Посёлок Александровская на карте. Сейчас с территорией будущего города-спутника её связывает Киевское шоссе и электричка. В будущем может появиться ещё одна трасса, прямо через посёлок.
В 2020 году, глядя на генплан Петербурга, жители Александровской пришли к выводу, что их посёлок превратится в дорожную развязку и могут быть снесены некоторые дома. Причиной тому — будущая дорога от Южного на север, которая соединит его с Южной широтной магистралью (будущий дублёр участка КАД).
Чтобы этого не допустить, жители Александровской не только обращались во все инстанции и апеллировали к дореволюционной истории этого места, но даже сочиняли песни о борьбе с «Южным», вывешивали протестный баннер над ж/д путями и записывали публичное обращение к Путину.
Южная широтная магистраль должна будет разгрузить, действительно, не только Южный, но и Славянку, и Детскосельский, а также улучшить инфраструктуру «Экспофорума». А новая дорога через город-спутник к КАД будет дублировать Киевское шоссе и продолжать развитие инфраструктуры Гатчинского района Ленобласти.
Однако численность населения ни одного из этих районов, как и населённых пунктов вокруг, не сравнится с планами на количество жителей в Южном. Например, население Славянки девелоперы оценивали в 50 000 человек. Соответственно, основную нагрузку на транспортную инфраструктуру будет создавать не она и не Гатчина, а Южный.
Будущая Южная широтная магистраль. Схема: krti.gov.spb.ru
Владимир Николаев
доцент факультета таможенного администрирования и безопасности СЗИУ РАНХиГС, кандидат экономических наук
мнение эксперта
«Конечно, город-спутник Южный отрицательно скажется на качестве жизни людей, которые живут в Пушкинском районе, Гатчине, Красном Селе.
Масштабное строительство приведёт к снижению стоимости покупки и аренды жилья в этом районе. Это нанесёт урон собственникам недвижимости.
Увеличится нагрузка на бюджет, так как освоение территорий требует этого: необходимо строить дороги, коммуникации, тепло-энергетические сети.
Будет нанесён вред экологии. Сейчас на этом участке находятся болота, которые регулируют водный баланс Санкт-Петербурга.
Транспортная доступность для местных жителей ухудшится, возрастёт нагрузка на существующую инфраструктуру. Работы для такого количества нового населения в самом городе-спутнике не найдётся, им нужно будет ездить в Петербург и другие населённые пункты.
Необходимо, во-первых, модернизировать железную дорогу от Балтийского вокзала. Во-вторых, я считаю, не может быть бесконечным расширение трассы на Петербург, Пулковского шоссе, поэтому необходимо сделать бесплатным участок трассы М11. Альтернатива: трасса под аэропортом, как в Амстердаме. В-третьих, необходимо распределить потоки. Для этого построить КАД-2 через Янино — Металлострой — Колпино — Павловск — Южный — Красное Село (сейчас планируется, что дублёр КАД, он же Южная широтная магистраль, соединит потоки из Металлостроя, Колпино, Пушкина и Павловска, Славянки, Южного с Киевским шоссе — ред)».
Выставка проектов на архитектурной биеннале в Петербурге. Фото: Олег Золото / MR7.