Репортажи

С «Ладожской» на «шаттле»

В Петербурге спустя много лет вновь можно бесплатно доехать от одной станции метро до другой.

Прибытие бесплатного трамвая-шаттла. Фото: Алексей Матюхин / MR7

Корреспондент MR7 на себе испытал бесплатный трамвай-шаттл от закрытой станции метро «Ладожская» и рассказал о том, как прошли первые дни эксплуатации «челнока», какие проблемы решаются, а какие ещё предстоит решить.

Что случилось?

4 марта на капитальный ремонт закрылась станция метро «Ладожская». И хотя закрытие станций — явление привычное и со временем неизбежное, в этот раз начало работ откладывали несколько раз, ведь без станции метро оставался не только густонаселенный Красногвардейский район, но и один из крупных железнодорожных терминалов — Ладожский вокзал.

справка

Ремонт на станции метро «Ладожская» продлится 11 месяцев. Там планируют восстановить гидроизоляцию наклонного хода и капитально отремонтировать эскалаторы. Заменят водоотводящие зонты, внутренние системы и коммуникации, облицовку стен и напольное покрытие. Стоимость работ не должна превысить 2 млрд рублей.

Пассажиропоток одной из самых загруженных станций метро формируется из жителей Ржевки-Пороховых, Большой Охты и пассажиров поездов, обслуживаемых Ладожским вокзалом. И если железнодорожники перевели часть электричек на другие вокзалы города (хотя на момент подготовки материала Ладожский и продолжал обслуживать некоторые поезда Волховстроевского направления и дальнего следования) и тем самым снизили загрузку станции, то жителям близлежащих районов деваться некуда.

44 тысячи человек, которые каждое утро пересекали турникеты ныне закрытой станции, городские власти решили рассредоточить между станциями «Новочеркасская», «Площадь Александра Невского», «Проспект Большевиков» и «Улица Дыбенко». Приоритет как менее загруженной и имеющей к тому же два вестибюля был отдан «Площади Александра Невского». Для реализации планов по распределению пассажиропотока была значительно изменена схема движения транспорта в районе. Так, к уже имеющимся автобусным маршрутам №№24 и 27 были добавлены их укороченные дублеры №24М и 27М, в часы-пик связавшие Ржевку-Пороховые с «Новочеркасской» и «Площадью Александра Невского», а для того, чтобы вывезти самую многочисленную группу — пассажиров частного трамвая «Чижик», — был запущен бесплатный трамвай-шаттл №30.

Он и стал главным ньюсмейкером первых дней без «Ладожской». Многие помнят, как подобный бесплатный шаттл, правда, в виде автобуса № 80, в течение нескольких лет возил пассажиров от «Лесной» до «Площади Мужества», соединяя между собой, по сути, две раздельные системы метро. Две системы, но уже трамвайные, в этот раз встретились на «Ладожской»: к станции пассажиры приезжают на частном трамвае «Чижик», а дальше продолжают свой путь в вагонах ГУП «Горэлектротранс». Для этого ГУП поставил на линию новые трехсекционные трамваи типа «Невский», а также уже знакомые петербуржцам трамваи моделей 71–631–02.02 и 71–631–02 Усть-Катавского завода.

Пассажиры 4 марта «штурмуют» шаттл от «Ладожской». Фото: Алексей Матюхин / MR7

Первый день без метро

Автобус № 80 остался в памяти жителей северных районов города воспоминаниями о постоянной давке при посадке и очередях. Для того, чтобы понять, чем может запомниться новый шаттл , корреспондент MR7 несколько дней ездил на нем в качестве пассажира и фиксировал свои наблюдения.

Наверное, важнейший для пассажира показатель удобства любого вида транспорта — это интервал, с которым он обращается. Власти пообещали, что интервал движения трамваев на линии составит 4 минуты, что вполне сопоставимо с интервалом поездов метро не в часы-пик. Но уже здесь к шаттлу возникли первые вопросы. Согласно данным оператора трамвая «Чижик» «ТКК», интервал движения его составов на подходе к «Ладожской» составляет 2-3 минуты, да и вместимость «Чижика» выше — 376 пассажиров против 205 в трамваях «Горэлектротранса». То есть можно предположить, что часть того пассажиропотока, который был у «Чижика» до 4 марта, вывезти силами бесплатных шаттлов не получится. 

То, что желающих уехать иногда больше, чем места в трамвае, стало ясно ещё в первый день, 4 марта, когда корреспондент MR7 смог залезть лишь во второй по счету трамвай — первый, совсем не уложившись в 4-минутный интервал, ушел набитый битком. Впрочем, на следующий день неназванный сотрудник «транспортного блока» разместил видео, в котором он проехал по маршруту «тридцатки» туда и обратно в полупустом вагоне, доказав, что бывает и такое.


Трамвай-шаттл № 30. Фото: Транспортный блок Петербурга

Наступили будни

Настоящая проверка боем пришлась на первый рабочий день, 6 марта, когда привычно забитые «чижики» выгружали утренних пассажиров у закрытого метро, и те организованно и не очень перемещались из-под конкорса Ладожского вокзала на построенную специально для шаттла платформу. Ночью прошел сильный снегопад, и неубранный снег быстро превратился в хлюпающую под ногами пассажиров жижу. Пока корреспондент MR7 ждал трамвай, убирать её никто не пытался. Ждать, кстати, опять пришлось дольше 4 минут, но тут виною, хоть и косвенно, стал все тот же снег, напрессовка которого привела к сходу одного из трамваев на линии с рельсов, что и вызвало задержку движения. Произошло это как раз в утренний час пик. Постепенно движение нормализовалось, а на линию добавили ещё несколько составов, и, как потом отчитался Комтранс, интервал составил от 4 до 6 минут, что, по наблюдениям MR7, сделало наполняемость трамваев более равномерной.


В трамваях-шаттлах 6 марта стало посвободнее. Фото: Алексей Матюхин / MR7

Правда, за уменьшением интервала последовали новые проблемы. Как обратил внимание MR7, на маршруте движения трамвая-шаттла есть ряд «узких мест», где периодически возникали трамвайные заторы. Первое из них — на пересечении Новочеркасского проспекта и Гранитной улицы, где трамвайные пути расходятся в нескольких направлениях. И именно там временами образовывалась пробка, вызванная необходимостью постоянного перевода стрелок и пропуска встречных трамваев: часть продолжала движение по Дальневосточному, а часть — поворачивала на Гранитную. Второе «узкое место» на маршруте образовалось у самой станции «Ладожская» — по всему участку для движения трамваев уложены два пути, и только на конечной они сходятся в один, ведущий к остановочной платформе. И пока одни пассажиры выходят, другие входят, а водитель перебегает из одной кабины в другую и переключает токоприемники, на подходе к остановке скапливается очередь из других шаттлов. Так, по наблюдениям MR7, вечером 6 марта время в пути от «Новочеркасской» до «Ладожской» на шаттле достигало 20 минут, что примерно соответствует 8 км/час, и некоторые пассажиры предпочитали пройтись пешком последние несколько остановок.


Пешая прогулка пассажиров шаттла

Но это был первый день эксплуатации шаттла при полной загрузке, и, при всех сложностях, он показал, что перевозчик старается реагировать на возникающие проблемы. Поэтому, возможно, просто потребуется время, чтобы найти оптимальный баланс между количеством трамваев на линии и перевозимых ими пассажиров. 

А что теперь с «Чижиком»?

Ещё одно наблюдение за тот день коснулось даже не столько трамвая № 30, а привычного жителям Ржевки «Чижика». То, что «тридцатке» было явно не вместить всех пассажиров «Чижика» утром, привело к тому, что вечером «Чижик» возил в основном тех, кто приехал на бесплатном шаттле, то есть был заметно свободнее, чем обычно. 


Вечерняя поездка в «Чижике». Фото: Алексей Матюхин / MR7

Можно предположить, что со временем это приведет и к снижению утреннего пассажиропотока. Альтернативой трамваю-шаттлу являются автобусы, идущие также в направлении «Площади Александра Невского», но, во-первых, за проезд в них придется заплатить, во-вторых, автобусная остановка находится в другом конце привокзальной площади, ну и в-третьих, сесть в них утром тоже совсем не простая задача. На вопрос MR7 о том, планирует ли ТКК уменьшать частоту движения «Чижика», если снизится пассажиропоток, на момент подготовки материала в пресс-службе компании не ответили.