В Горсуде Петербурга 14 января приступили к допросу обвиняемых по делу молодёжного политического движения «Весна»**. Первым показания дал петербуржец Василий Неустроев** — он заявил, что полностью не признаёт свою вину и считает себя непричастным к инкриминируемым деяниям.
Шестерых фигурантов дела «Весны»* обвиняют в создании экстремистского сообщества и участии в его деятельности, реабилитации нацизма, распространении фейков об армии, вовлечении в организацию массовых беспорядков, призыве к деятельности, которая сопряжена с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей.
Молодые люди — Анна Архипова**, Ян Ксенжепольский**, Василий Неустроев**, Павел Синельников**, Евгений Затеев** и Валентин Хорошенин** — были задержаны ещё 6 июня 2023-го в разных городах России, а затем отправлены в Москву для следственных действий. С тех пор они остаются в СИЗО. Последний раз горсуд Петербурга продлил срок заключения до 24 декабря 2024 года.
Дело слушается в Петербурге с июля этого года — из Москвы его передали по заявлению одного из фигурантов Хорошенина**.
Адвокаты заявили об «ужесточении графика»
Назначить даты следующих слушаний по делу «Весны»* судья Ирина Фурманова предложила стороне защиты сразу после открытия заседания. Согласно графику, который судья утвердила вместе с адвокатами, вновь в суде участники дела «Весны»* во второй половине января будут встречаться два дня в неделю вместо одного.
Последняя известная дата по этому судебному процессу пока приходится на 11 февраля.
Судья Фурманова предлагала сторонам закончить процесс ещё в 2025 году, однако представление доказательств затянулось. Тем не менее, очевидно, суд пытается ускорить слушания.
В связи с этим перед допросом Неустроева** адвокат Яна Ксежепольского** Татьяна Соломина выступила с заявлением.
— На самой главной стадии процесса внезапно, без каких-либо просьб любой стороны [по делу «Весны»** было назначено по два заседания в неделю]. Страдают прежде всего наши подзащитные — они будут спать три часа между переездами из СИЗО в суд и обратно, — отметила Соломина и назвала изменение периодичности слушаний «ужесточением графика», в котором, по мнению адвокатов, нет никакой необходимости.
Судья Фурманова заявила, что «никакого ужесточения графика не было» и не стала принимать возражения стороны защиты.
Только после этого суд приступил к допросу Василия Неустроева**.

Василий Неустроев**. Фото: «Петербургское ”Яблоко"»
Ошибки в материалах дела, политические убеждения и братья котики — о чём рассказал Неустроев**
— Можно было бы начать эти показания с данных о моей личности, но они уже озвучивались в судебном заседании. Найти их можно во втором томе материалов уголовного дела, — начал подсудимый.
Однако молодой человек решил обратить внимание на ошибки в обвинительном заключении, которые из раза в раз допускают следователи — по словам Неустроева*, в документах вместо места его фактического пребывания постоянно указывается адрес регистрации. По мнению подсудимого, это признак злоупотребления правоохранителями функции «копировать — вставить».
— С таким подходом к делу вообще удивительно, что меня приехали задерживать по нужному адресу, — отметил Василий**.
Василию** 30 лет. Последние три дня рождения он «отмечал» в СИЗО. Молодого человека задержали 6 июня 2023 года. Утром к нему домой пришли с обыском, силовики спилили дверь в квартиру. Как тогда сообщало петербургское отделение партии «Яблоко», к Неустроеву** не допустили при обыске адвоката, его забрали на допрос в СК, а затем этапировали в Москву.
На суде не раз звучало, что до ареста Василий** часто навещал и помогал своим бабушке и дедушке — инвалидам II группы. На суд поддержать сына приходит его мама Ирина.
Василий** заявлял, что не просто не признаёт вину, но и вообще не имел отношения к движению «Весна»*. Оно появилось в 2013 году в результате объединения молодёжной части партии «Яблоко», движений «Оборона» и «Солидарность». Позже, как прозвучало в показаниях одного из свидетелей в суде, в «Яблоке» весьма ревностно относились к «Весне»*. Василий** при этом с 2018 года был членом именно партии.
Василию Неустроеву** вменяют:
— часть 2 статьи 239 (создание организации, деятельность которой сопряжена с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей);
— пункты «б», «д» части 2 статьи 207.3 УК РФ (публичное распространение заведомо ложной информации об использовании вооружённых сил группой лиц по мотивам политической ненависти);
— часть 3 статьи 280.4 (публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности РФ, совершённые организованной группой);
— часть 1.1 статьи 212 (вовлечение в организацию массовых беспорядков);
— часть 4 статьи 354.1 (реабилитация нацизма по предварительному сговору);
— часть 1 статьи 282.1 (создание экстремистского сообщества).
Фигурант дела «Весны»* в заседании рассказал о своей политической деятельности — Василий** является членом петербургского отделения партии «Яблоко», на момент задержания был членом территориальной избирательной комиссии № 61. Вне политики Неустроев** учился на втором курсе педагогического университета имени Герцена, преподавал латынь, занимался репетиторством по истории (сам он выпускник классической 610-й гимназии).
По словам Неустроева**, до ареста из тех, кто оказался вместе с ним на скамье подсудимых, он был знаком только с двумя молодыми людьми — Валентином Хорошениным** и Евгением Затеевым**.
При этом сам Неустроев**, по его же словам, никакого участия в деятельности молодёжного политического движения «Весна»* не принимал. В то же время, согласно материалам дела, он занимал руководящую должность в федеральной ревизионной комиссии (ФКРК) «Весны»*. Неустроев** пояснил, что назначили его на эту должность лишь формально — занять пост ему предложил координатор петербургской «Весны»* Богдан Литвин**.
— С Богданом Литвиным** меня в последние годы связывала в первую очередь тема котов. С осени 2018 года мы являемся владельцами котов — родных братьев. Можно сказать, что мы кумья по котам,
— сказал Неустроев**.
При этом никакой активной деятельности в акциях и кампаниях «Весны»*, по словам подсудимого, он не принимал.
— Я с самого начала был скептически настроен по отношению к перспективам публичных пацифистских акций и митингов, а любые насильственные действия считал и считаю неприемлемыми. В каких-либо централизованных кампаниях, в том числе в кампании движения «Весна»*, я не участвовал, — пояснил Василий**.
Он также обозначил, что резко негативно отнёсся к спецоперации в феврале 2024 года и так же относится сейчас. Кроме того, Неустроев** рассказал, что разделяет идеи либерализма, «пусть и с оговорками в сторону консерватизма».
По мнению Василия**, обвинения по пяти из шести предъявленных ему статей основаны исключительно на постах «Весны»* без свидетельств и доказательств его причастности к ним, заявил Василий**.
— Вину свою я не признаю и считаю себя полностью непричастным к инкриминируемым деяниям, — подчеркнул в заседании 14 января подсудимый.
На этом монолог Василия** завершился.
Митинги в Петербурге, последствия назначений и отношение к идеям «Весны»* — о чём спрашивали Неустроева**
После свободных показаний подсудимого с вопросами к нему начала обращаться его адвокат Юлия Кузнецова. По словам защиты, вопросы были направлены на уточнения того, что уже сказал Неустроев** — Кузнецова спрашивала своего подзащитного, выкладывал ли он в сеть с аккаунтов «Весны»* какие-либо посты, подписывал ли как член ФКРК документы, получал ли указания от членов движения. На все эти вопросы у подсудимого был один ответ — отрицательный.
Судья Фурманова некоторые вопросы снимала, ссылаясь на то, что Неустроев** полностью отрицает причастность к деятельности «Весны»* и что он уже ответил на вопросы Кузнецовой в своих показаниях.
Адвокат настаивала, чтобы все вопросы были озвучены — после этого судья вынесла ей предупреждение.
После Кузнецовой суд передал слово адвокатам других подсудимых. Защитница Евгения Затеева** Анастасия Пилипенко расспросила Василия** о массовых пацифистских акциях в Петербурге — откуда ему было известно о них, если сам он участия в них не принимал. Неустроев** пояснил, что следил за ними в новостях — и в 2022 году, и раньше, и эти акции были мирными.
И в 2022 году в социальных сетях «Весны»* Василий**, по его словам, призывов к беспорядкам и насильственным действиям не видел, хотя за ресурсами движения, как он сам же пояснил, не очень следил.
Адвокат Павла Синельникова** Андрей Чертков попросил Василия** уточнить, стал бы он взаимодействовать с участниками движения «Весна»*, если бы они были привержены «насильственным методам политической борьбы». Неустроев** ответил: «Нет».
Затем по просьбе Черткова Василий** также пояснил, что считает манифест движения «Весна»* реформистским, но не экстремистским, каковым его характеризует следствие. Напомним, три положения из этого манифеста вменяются каждому фигуранту дела «Весны»*.
«Весну»* признали экстремистской в декабре 2022-го. В июле Роскомнадзор составил протокол на движение за отсутствие маркировки иноагента. Ещё раньше — в мае 2022 года против участников «Весны»* было возбуждено уголовное дело по статье 239 УК РФ (создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан). Его фигурантами стали в том числе двое петербуржцев — нынешних обвиняемых по слушающему в Горсуде делу — Евгений Затеев** и Валентин Хорошенин**.
Помимо Неустроева** летом 2023-го были задержаны ещё пятеро. 8 июня суд отправил всех задержанных в СИЗО. Сообщалось, что всего по этому делу проходят не менее 20 человек, часть из них были объявлены в розыск.
На стадии следствия обвиняемые содержались в СИЗО Москвы. Однако слушания по существу были назначены в Горсуде Петербурга по ходатайству Валентина Хорошенина**. Фигурантов перевели в петербургские изоляторы — молодых людей в «Кресты», Анну Архипову** — в СИЗО-5 «Арсеналка».
После стороны защиты задать вопросы разрешили стороне обвинения. Присутствующая в зале прокурор спросила у Неустроева** о его взаимоотношениях с Евгением Затеевым**. Василий** охарактеризовал их как приятельские.
После стороны обвинения к Неустроеву** обратилась судья. Ирина Фурманова попросила Василия** рассказать, спрашивал ли он у Богдана Литвина** о последствиях, к которым может привести назначение на должность руководителя ФКРК. Неустроев** пояснил, что нет.
На этом допрос фигуранта дела «Весны»* завершился — другие подсудимые желания дать показания 14 января не высказали.
При этом с порядком допроса фигурантов сторона защиты определилась ещё в начале декабря. Первым «вызвался» быть Василий Неустроев**, за ним Ян Ксенжепольский**, после Анна Архипова**, затем Евгений Затеев** и последним Павел Синельников**. Шестой подсудимый по этому делу, Валентин Хорошенин**, ранее уже признал вину.
Следующее заседание по делу «Весны»* в Горсуде назначено на 20 января.
*движение внесено в реестр иноагентов, признано экстремистским, его деятельность запрещена в РФ
**внесены в реестр террористов и экстремистов Росфинмониторинга РФ
*** признан Минюстом РФ иностранным агентом, внесен в реестр террористов и экстремистов Росфинмониторинга РФ

