Повышение стоимости платных парковок в Петербурге сказалось не только на обычных автомобилистах, но и на каршеринговых компаниях. Завершение поездок в центре города у некоторых сервисов стало платным, аренда автомобилей — дороже. Как развивались отношения каршеринга с платными парковками в Петербурге и к чему привели изменения в тарифах — в материале MR7.
Хотите льготы — платите налоги
Первые операторы каршеринга в Петербурге появились в 2014 году — почти одновременно с запуском платных парковок в Центральном районе. Это были операторы StreetCar и Anytime. В городе они продержались чуть больше года и в 2015 оба прекратили работу.
Вернулась задумка по созданию сервисов для аренды автомобилей в Петербурге в 2016-м — тогда в городе появились операторы Colesa и YouDrive (с 2021 года — «Ситидрайв»).
Новый успешный старт и рост спроса на аренду машин привёл в Петербург каршеринговую компанию «Делимобиль». Она стала первым оператором с крупным автопарком в Петербурге — в начале 2018 года компании принадлежало около 400 машин.
Следом за «Делимобилем» начали приходить и другие: в 2018-м это был «Яндекс Драйв», в 2019-м — «Ситимобил» (стал частью «Ситидрайва» в 2022 году). В апреле 2023 года к операторам каршеринга в Петербурге присоединилась Belka Car.
К тому времени платные парковки уже полностью охватывали Центральный и Адмиралтейский районы, а городские власти готовились сделать платными Петроградский район (с 1 июля 2023 года) и историческую часть Васильевского острова (с 1 ноября 2023 года).
В 2023-м каршеринг впервые запросил у Смольного льготы на оплату парковок. По заявлениям представителей автобизнеса, траты на стоянку одной машины в год составляли 40 тысяч рублей. Это превышало многие другие расходные статьи и сильно «било по карману», также отмечали каршеринги.
При этом брать месячные или годовые абонементы компаниям не выгодно. В 2023 году стоимость первого составляла 20 075 рублей (столько каршеринги в среднем платят за одну машину за полгода), а второго — 179 580 рублей.
Компании рассчитывали, что город позволит им платить 8–10% от полной цены годового абонемента — такие льготы на тот момент действовали в Москве, Казани и Туле.
Однако при обсуждении проблемы каршерингов в Заксобрании депутаты выяснили, что все сервисы по аренде автомобилей зарегистрированы в Москве. Это означало, что и транспортный налог, и налог на прибыль компании тоже платят в столице.
Обсуждать льготы для бизнеса власти Петербурга были готовы, только если бы каршеринги доказали, что приносят деньги в городской бюджет.
После этого вопрос о мерах поддержки для сервисов по аренде автомобилей в Петербурге больше не поднимался.
Помогли каршерингам платить быстрее
С вопросами о механизме взимания платы за парковку у каршеринговых компаний в Петербурге MR7 обратился в пресс-службу Городского центра управления парковками (ГЦУП). Кроме того, в распоряжении редакции имеются три ответа комтранса, которые получили петербуржцы на вопросы об оплате парковок каршерингами.
В ГЦУП MR7 пояснили, что каршеринговые компании платят за стоянку в центре города на общих основаниях, льгот для них не предусмотрено. В то же время, по сообщению ведомства, между ГЦУП и четырьмя каршеринговыми компаниями заключены соглашения «об информационном взаимодействии». Речь идёт об операторах «Яндекс Драйв», «Делимобиль», «Ситидрайв» и Belka Сar. Соглашения, как следует из ответа ГЦУП, подписывались в разные годы — с февраля 2022 года по ноябрь 2024-го.

Скриншот ответа ГЦУП
Условия договоров не раскрываются, однако в ГЦУП указали, что соглашения предусматривают взаимодействие сторон «по использованию протокола API». Это значит, что программы ГЦУП и каршеринговых компаний могут обмениваться данными и выполнять различные операции.
В Центре управления парковками целью этих соглашений называют «более оперативный обмен информацией, который обеспечивает двойной контроль оплат прокатных авто».
В то же время комтранс в ответах петербуржцам утверждает, что цель договоров между ГЦУП и каршерингами — обеспечить пополнение виртуальных парковочных счетов каршеринговых компаний в государственной информационной системе. Об этом же в 2023 году говорили в Заксобрании: по данным парламента, соглашения позволяют каршерингам совершать оплату за пользование парковками в автоматическом режиме.
Это значит, что сразу после того, как пользователь арендованного автомобиля завершил поездку, со счета каршеринговой компании списываются средства за первый час стоянки.
Бюджет за «коммерческой тайной»
Какую часть от общих доходов бюджета Петербурга составляют поступления от оплаты парковки каршерингами, MR7 выяснить не удалось. По данным ГЦУП, отдельная статистика по сервисам аренды автомобилей в Петербурге не ведётся.
При этом ранее в комтрансе депутату Заксобрания Петербурга Алексею Цивилёву сообщали, что от компании «Яндекс Драйв» в бюджет Петербурга в 2022 году поступило 58 миллионов рублей.
Сейчас количество машин в автопарках каршеринговых компаний в Петербурге варьируется от четырёх до 10 тысяч.
Так, например, у «Ситидрайва» в мае 2023-го в городе насчитывалось более четырёх тысяч автомобилей. «Делимобилю», по данным на июнь 2025 года, в Петербурге и Ленобласти принадлежит более 10 тысяч машин, оператору Belka Car — более шести тысяч, сообщали «Ведомости Северо-Запад».
Сколько автомобилей находится в автопарке «Яндекс Драйва» в Петербурге, компания не раскрывает.
В «Яндекс Драйв» на вопросы MR7 ответить не смогли. В других компаниях на запросы не ответили вовсе.
Сколько транспортная отрасль Петербурга получает от каршерингов в год, также у комтранса пытались узнать петербуржцы. В двух из трёх ответах сотрудники комитета сослались на «коммерческую тайну» и федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
«Сведения о конкретных условиях договоров, а также о размере поступлений денежных средств от отдельных хозяйствующих субъектов не подлежат разглашению», — поясняли в ведомстве.
При этом информацию о поступлениях от конкретных компаний петербуржцы не запрашивали — горожане пытались узнать сумму поступлений от всех сервисов каршеринга.
Что произошло с каршерингом после повышения тарифов
Парковка в центре Петербурга подорожала 15 октября. В городе начал действовать новый дифференцированный тариф, согласно которому стоимость стоянки зависит от загруженности определённой улицы. На самых малозагруженных улицах цены остались прежними, а на более востребованных их «проиндексировали» — в некоторых зонах тарифы за час парковки выросли в 3,5 раза — со ста до 360 рублей.

Таблица: MR7
Вместе с этим подорожали месячные и годовые абонементы на парковку для легковых автомобилей — с 20 075 до 32 540 рулей и с 179 580 до 352 570 рублей соответственно.
В связи с повышением тарифов каршеринговые компании ввели платное завершение поездки в центре Петербурга.
Первой компанией, которая воспользовалась новым механизмом, оказалась «Ситидрайв». Теперь на карте в каршеринговом приложении Петербург разделён на «фиолетовую» и «зелёную» зоны.
Согласно новым условиям пользования, если пользователь начинает и завершает аренду в пределах одной «фиолетовой» зоны, плата не взимается. Но если автомобиль перемещается из «зелёной» в «фиолетовую», либо между разными «фиолетовыми» зонами, за окончание аренды придётся заплатить.
В компании нововведения с зонированием назвали «вынужденной мерой».
При этом новое правило по завершению аренды действует и в ночное время, когда плата за парковки в Петербурге не взимается. Кроме того, за завершение аренды автомобиля придётся заплатить, даже если пользователь, например, найдёт место для машины во дворе.
Изначально стоимость завершения поездки установили на уровне от 60 до 90 рублей в зависимости от района. Сейчас цены на завершение поездки в центре Петербурга, как сообщают пользователи каршеринга, составляют 160-190 рублей.

Иллюстрация: MR7
Также под новые тарифы на парковку попытался подстроиться сервис Belka Сar. Компания временно убрала часть зон завершения аренды в Петербурге — оставлять машину там можно только в режиме «Ожидание».
Как выбирались участки, не ясно — на карте они отмечены красным.

Скриншот: MR7
Однако без введения платы за окончание поездки в Belka Car тоже не смогли обойтись. На сайте каршеринговой компании пользователей предупреждают: «За завершение аренды в центре Петербурга с 5 декабря взимается плата — 190 рублей».

Скриншот сайта Belka Car
В «Яндекс Драйв» платное завершение поездки в центре Петербурга ввели 31 октября. Как сообщили MR7 в пресс-службе компании, заплатить придётся от 99 до 299 рублей.
«Стоимость при этом пропорциональна загрузке парковочной зоны машинами «Драйва» — чем больше на ней машин, тем выше цена», — отметили в компании.
В «Делимобиле» после повышения стоимости парковок в Петербурге никаких нововведений не появилось.
Ранее MR7 писал, что введённые 15 октября тарифы в городе будут действовать как минимум до конца 2026 года. При этом делать зоны платной стоянки вне центра, по словам главы Петербурга Александра Беглова, не планируется.
«Негативный опыт» столицы
Льготы на парковку для автомобилей каршеринга в Москве ввели в 2015 году. Тогда в столице операторам начали выдавали трёхлетние парковочные разрешения — за один автомобиль компании необходимо было заплатить 60 тысяч рублей.
При этом житель Москвы за годовое разрешение парковаться во всех городских зонах должен был заплатить 250 тысяч рублей, а за три года — 750 тысяч, то есть в 12,5 раза больше, чем компания.
Целью введения льгот для сервисов по аренде автомобилей власти столицы называли борьбу с заторами. В департаменте транспорта Москвы сообщали, что один каршеринговый автомобиль, согласно статистике, заменяет 15 личных.
При этом в Петербурге опыт Москвы не оценили. Ещё в 2022 году депутат Цивилёв интересовался у комтранса работой каршеринговых сервисов в условиях развития платных парковок.
В комитете тогда отметили, что парковочные места в Москве массово заняты каршерингами из-за льгот, которые получили компании.
«Вследствие наблюдается излишняя загруженность улиц, отсутствие свободных парковочных мест для других автомобилей», — заявляли в комтрансе Петербурга.
Сейчас каршеринговым компаниям парковочные разрешения в Москве, согласно данным портала mos.ru, выдаются на четыре года. За один автомобиль бизнес платит 120 400 рублей, то есть 30 100 рублей в год.
При этом машины операторов должны соответствовать определённым требованиям по габаритам, окраске, наличию GPS, экологичности и мощности двигателя.


