Истории

Платные парковки в Петербурге: за чей счёт банкет и как обманывают систему?

Платные парковки в Петербурге: за чей счёт банкет и как обманывают систему?

Фото: Олег Золото / MR7

Платные парковки стремительно захватывают Петербург. Столь же стремительно водители изобретают способы за них не платить. Если в прошлом году чаще прикрывали номера чем угодно — от банковских карт до одноразовых масок, то в 2023-м — стали активнее снимать госзнаки. В «Центре управления парковками» рассказали MR7, что есть идея эвакуировать авто без номеров на спецстоянки как угрожающие безопасности. Впрочем, комитет по транспорту и МВД пока такой радикальной идеи не разделяют. Мы поговорили с транспортниками о том, по каким правилам паркуются чиновники и как петербуржцы пытаются обмануть систему.

СПРАВКА

В 2022-м году стали полностью платными для автомобилистов Центральный и Адмиралтейский районы Петербурга. А в 2023-м то же самое произойдет с Петроградским районом и исторической частью Васильевского острова. Платная парковка на большей части Петроградской стороны начнёт действовать с 1 июля, а с 1 ноября — на Крестовском и Васильевском островах. В скором будущем планируется организовать зону платной парковки и в Калининском районе — рядом с Финляндским вокзалом.

Открутить номера — ловкое решение, но эвакуировать хотят и за него

Автомобили без номеров выглядят как хитроумный протест против системы. Их владельцев трудно установить (и оштрафовать), правил дорожного движения они не нарушают, просто так эвакуировать их пока нельзя.

«В соответствии со статьей 12.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность только за управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков», — отмечает пресс-служба МВД.

В комитете по транспорту говорят, что если машина без номеров на парковке мешает — можно сообщить о ней на горячую линию «Центра управления парковками» 417-50-00. Её сфотографируют инспекторы и сообщат о ней в ГИБДД. Но привлечь к ответственности владельца или убрать эту машину сложно.

«В настоящий момент мы совместно с заинтересованными контролирующими и надзорными органами прорабатываем механизм борьбы с такими нарушениями», — сообщают в комтрансе.

Платная парковка на Захарьевской улице (март 2023). Фото: Олег Золото / MR7

Платная парковка на Захарьевской улице (март 2023). Фото: Олег Золото / MR7

Лазейка есть: автомобиль без опознавательных знаков может вызвать подозрения с точки зрения рисков терроризма — размышляют представители «Центра управления парковками». Это значит, что такой автомобиль можно убрать из соображений безопасности.

«Если автомобили без номеров располагаются в местах повышенного риска (среди большого скопления людей, рядом с транспортными объектами, городскими коммуникациями), то они могут вызвать подозрения.

Согласно постановлению Правительства РФ об антитеррористических мерах, автомобили без номеров могут признать представляющими угрозу общественной безопасности. В будущем такие транспортные средства планируют эвакуировать на полигоны или спецстоянки», — рассказали в «Центре управления парковками» MR7.

тем временем

В 2022 году платные парковки принесли городу 878 миллионов рублей, в 2023 ожидают уже 2 миллиарда.

Кто платит за служебные авто

Необходимость платных парковок чиновники объясняют не только созданием комфортных условий для пешеходов и местных жителей — но и ростом бюджетных доходов. Деньги стекаются из карманов автолюбителей и со счетов юридических лиц. Но часть парковок используют и служебные авто — тех же чиновников. Кто платит за них? Рабочие машины сотрудников администраций, городского парламента, правительства, служб безопасности — с них тоже собирают мзду? Если да, то неужели за счёт бюджета — и эти деньги как бы прокручиваются через «Центр управления парковками»?

MR7 попробовал поговорить об этом с представителями комитета по транспорту и менеджмента платных парковок.

— В основном все руководители, которые обеспечены служебным транспортом, платят сами за его парковку, — рассказал MR7 директор «Центра управления парковками» Михаил Курдяев. — Это касается администрации города, судей, сотрудников таможни. Можно и ходить пешком: центр города небольшой. Я плачу за свою служебную машину и в основном передвигаюсь пешком.

Парковка у здания Законодательного собрания Петербурга (март 2023). Фото: читатели MR7.

Парковка у здания Законодательного собрания Петербурга (март 2023). Фото: читатели MR7.

В комитете по транспорту также пояснили MR7, что машины гражданских чиновников паркуются на общих основаниях. Оплачивать место могут как они лично, так и юридические лица, любым доступным способом. Может ли оплачивать служебное авто работодатель, то есть государство — в комитете не уточнили.

Бесплатно в зоне платной парковки могут находиться автомобили «скорой», МЧС, ФСО, ФСБ, прокуратуры, МВД и подобных структур, отвечающих за обеспечение государственной безопасности.

Крайний — водитель?

В середине марта спикер Заксобрания Александр Бельский заявил, что несколько водителей служебных авто уволены за манипуляции с номерами — наравне с рядовыми горожанами они скручивали госзнаки, чтобы не платить за парковку.

Как рассказала дирекция автотранспортного госучреждения «Смольнинское» — именно оно отвечает за автомобили депутатов ЗакСа и сотрудников правительства Петербурга — водителям служебного транспорта запрещено хитрить с номерами. Даже если об этом их просят чиновники, с которыми они ездят.

«По каждому факту действий водителей, направленных на воспрепятствование работе системы распознавания государственных регистрационных номеров, проводится проверка. Основание для этого — локальный нормативный акт государственного бюджетного автотранспортного учреждения (ГБАУ) «Смольнинское», который запрещает эксплуатировать транспорт с видоизменённым номерным знаком. Дисциплинарные взыскания учитывают тяжесть поступка и обстоятельства, при которых он был совершён», — сообщила дирекция «Смольнинского».

Парковка у здания Законодательного собрания Петербурга (март 2023). Фото: читатели MR7.

Парковка у здания Законодательного собрания Петербурга (март 2023). Фото: читатели MR7.

В предприятии аккуратно отметили, что среди уволенных с момента появления платных парковок в Петербурге есть водители, которых привлекали к ответственности за манипуляции с автомобильными знаками. Но было ли это основной причиной увольнения — не сообщили.

Остаётся открытым вопрос: эти водители, скрывая номера, выполняли указание чиновников или хотели схитрить сами? Если сами — то чтобы что, не вносить почасовую оплату? А технически за служебное авто неужели платит водитель?

подслушано

Представители нескольких депутатов ЗакСа рассказали MR7, что «Смольнинское» никак не курирует оплату парковки, за неё полностью отвечает водитель служебного авто. На время стоянки он должен либо уехать из центра города на базу, либо заплатить.

— У водителей зарплата 50 тысяч. Естественно, они не хотят платить в этой ситуации, — говорят источники MR7 в ЗакСе.

Статистика: сопротивление и саботаж

Инфографика: Дмитрий Абрамов / MR7

Инфографика: Дмитрий Абрамов / MR7

Подробную статистику по количеству штрафов «Центр управления парковками» предоставить MR7 не смог. Нет данных и о том, чаще или реже нарушаются правила платной парковки рядом со статусными госучреждениями.

Известно, что петербуржцы чаще откручивают свои автомобильные номера, чем закрывают. Например, за март инспекторы обнаружили:

3 794 авто — без номеров вовсе;

2 547 авто — с закрытыми номерами.

10 000 авто — всего выявили таких нарушителей с февраля по апрель (пешие инспекторы появились и начали работу только 1 февраля).

Пытаются наказывать и тех, кто самовольно занимает парковочные места для инвалидов. Дело в том, что право на бесплатную парковку люди с инвалидностью имеют не везде, а только в специальных местах. Если их парковка занята — им придётся ставить машину на общих основаниях. Опять же, увы, статистика есть только за март:

222 авто — заняли место для инвалидов без официального права на него.

Платная парковка на Захарьевской улице (март 2023). Фото: Олег Золото / MR7

Платная парковка на Захарьевской улице (март 2023). Фото: Олег Золото / MR7

В середине апреля ГИБДД и комтранс провели демонстративный рейд, во время которого зрелищно эвакуировали несколько автомобилей с инвалидных мест. Подобные рейды обещают проводить регулярно. Каждому нарушителю — штраф 5000 рублей.

Примечательно, что тысячи водителей саботируют оплату штрафов за неправильную парковку или ее неоплату.

За первые три месяца 2023-го:

около 12 000 протоколов — отправлены в суд на водителей, который проигнорировали назначенные штрафы;

4 174 протоколов (от общего числа) — за неоплату парковки (остальные — за стоянку в запрещённых местах).

Для сравнения, за весь 2022-й год:

10 000 постановлений вынесли петербургские суды из-за неоплаты подобных штрафов.

Деньги с нарушителей хотят взыскать принудительно. Кроме этого, им грозит административное наказание (ещё один штраф, либо обязательные работы, либо арест на 15 суток).

Читайте также

Тонкости платной парковки

Тонкости платной парковки

«Центр управления парковками» рассказал, для кого и зачем нужна платная зона на Петроградской стороне.

share
print