«Гибкие» тарифы на парковку в центре Петербурга, зависящие от загруженности улиц, породили новые споры и недовольство среди горожан. Кто и как замерял востребованность каждой парковочной зоны, присваивал значения коэффициентам в формулах — почти месяц это пытаются выяснить петербуржцы у Городского центра управления парковками (ГЦУП). MR7 присоединился к их запросам и попытался разобраться в ответах ведомства.
Новая система оплаты парковки заработала в Петербурге 15 октября. Теперь стоимость стоянки в центральных районах города зависит от её востребованности. Каждой улице, которая входит в зону платной парковки, присвоили коэффициенты.
По планам Смольного, изменения тарифов должны разгрузить оживленные улицы, сократить «блуждающий трафик» в виде машин, находящихся в поисках свободного места, а также повысить оборачиваемость парковочных мест.
Однако пока на фоне повышения платы за стоянку возросла стоимость аренды машин через сервисы каршеринга, а также парковочных абонементов для жителей центральных районов Петербурга.

Таблица: MR7
Автор неизвестен
В мае ГЦУП искал подрядчика для «анализа расчёта платы за пользование парковками». Контракт на 573,9 тысячи рублей Центр заключил с предпринимателем из Липецка Павлом Чурсиным. На выполнение обязательств договора дали 11 дней.
Сам Павел рассказал MR7, что его команда даже не приступала к работе — после заключения договора представитель заказчика якобы «тонко намекал, что точно контракт будет расторгнут». Затем ГЦУП связался с Павлом ещё раз.
— Некий Дмитрий набрал мне по телефону и попросил расторгнуть контракт по соглашению сторон, ссылаясь на то, что якобы у них там что-то по подсчетам не сходится и вообще они не готовы сейчас этим заниматься, — заявил Чурсин в разговоре с MR7.
Тогда Павел, как он рассказывает, попросил возместить ему затраты — стоимость банковской гарантии и комиссию площадки, где проходил тендер. В телефонном разговоре представитель заказчика как будто бы согласился на эти условия. Но… контракт был расторгнут в одностороннем порядке, а Павел получил бумагу с неустойкой.
По данным с сайта госзакупок, предпринимателю выписали штрафы на 126,3 тысячи рублей суммарно — пока он выплатил только половину.
Основная деятельность ИП Павла Чурсина, как указано в открытых источниках, — разработка компьютерного программного обеспечения. Дополнительно предприниматель также занимается «неспециализированной оптовой торговлей» и «деятельностью рекламных агентств».
Всего у бизнесмена было 11 госконтрактов. Самый крупный из них — поставка в московский медцентр имени Боткина двух тележек для уборки на 8,3 миллиона рублей. По данным госзакупки, договор с предпринимателем был расторгнут.
Также известно, что предприниматель разрабатывал ежегодный доклад Общественной палаты Новосибирской области «О состоянии гражданского общества Новосибирской области», участвовал в закупках организаций Коми и Междуреченска. Контрактов, связанных с транспортом, до Петербурга в портфеле бизнесмена не было.
Сам Павел в разговоре с MR7 отметил, что отсутствие опыта по контрактам в сфере транспорта не было преградой.
— Я смотрю на потенциал рынка и на способность собрать сильную команду. Мой опыт не имеет никакого значения, если умеешь находить людей, которые этот опыт уже имеют, — отметил Чурсин.
После расторжения контракта с ГЦУП 3 июля ИП Павла Чурсина внесли в список недобросовестных поставщиков. Теперь он два года не может участвовать в госзакупках.
Новые тендеры на разработку методики Центр управления парковками не объявлял. А выяснить, какая компания или должностное лицо является автором новой методики расчёта платы за парковку, не удалось ни петербуржцам, ни MR7.
В Центре управления парковками на этот вопрос не отвечают. Вместо этого обращающимся рассказывают, что правительство Петербурга «является высшим исполнительным органом государственной власти» в городе, и знакомят с методикой расчёта платы за пользование парковками в редакции от 25 августа 2025 года.

Фрагмент ответа ГЦУП на запрос MR7
По данным «Фонтанки», разработкой методики занимались учреждения, подведомственные комитету по транспорту: сам Центр управления парковками и Центр транспортного планирования.
Необъяснимые значения
Плату за парковку Петербург рассчитал, опираясь на распоряжение Минтранса от 7 сентября 2023 года «Об утверждении методических рекомендаций по определению размера платы за пользование платными парковками». Положения именно этого документа, по данным ГЦУП, учитывались при составлении новой методики.
При расчёте платы за парковку Минтранс рекомендует региональным властям опираться на средний доход местных жителей и результаты соцопросов о готовности граждан платить за стоянку.
В случае отсутствия таких данных в документе регионам рекомендуется использовать формулу, в которую закладывается в том числе тариф за проезд на общественном транспорте. В изменённом виде она дошла до Петербурга.
Из «петербургской» формулы следует, что базовый размер платы за парковочное место (начальное значение для расчета платы за час — прим. ред.) зависит от нескольких показателей:
- количество поездок, необходимое человеку, чтобы съездить в центр города и обратно;
- средняя стоимость поездки в общественном транспорте (в том числе в метро);
- коэффициент использования различных видов транспорта при осуществлении поездки;
- прогнозное значение индекса потребительских цен на основе данных Минэкономразвития.
Каждому из этих показателей автор новой методики присвоил значения, но не все их смогли объяснить в ГЦУП.
Например, коэффициент количества поездок в новой формуле расчёта платы за парковку равняется двум.
«В целях осуществления поездок в центральные районы, зоны высокой деловой активности, пассажирам необходимо осуществить не менее двух поездок (в сторону локации и обратную сторону). В связи с этим формула завязана на стоимость проезда в общественном транспорте», — объясняют в Центре управления парковками.
За среднюю стоимость поездки в общественном транспорте в методике взяли 78 рублей — его рассчитали исходя из стоимости поездки на наземном транспорте (75 рублей) и в метрополитене (81 рубль) только по самым высоким тарифам.
Взаимосвязь между необходимым количеством поездок в центр города и стоимостью проезда на общественном транспорте не очевидна, считает борющийся за отмену платных парковок активист Адмиралтейского района, петербуржец Алексей Аханов.
Почему стоимость платной парковки стала зависимой от стоимости проезда на автобусе или на метро, остаётся загадкой.
По версии Аханова, у Смольного просто нет обоснования себестоимости часа платной парковки.
Вопросы у петербуржцев возникают и к другим значениям формулы. В том числе к «коэффициенту дифференциации стоимости проезда на разных видах общественного транспорта».
— Кто решил, что коэффициент использования разных видов транспорта равен 1,3? Почему не 1,21, почему не 10,48? — задаётся вопросами Алексей. И не получает ответа, как и MR7.
При этом в рекомендательном документе Минтранса указано: «эмпирический коэффициент» в городах федерального значения может принимать значения в диапазоне от 1 до 1,4. Однако с чем связаны именно эти значения и по какому принципу городские власти должны выбирать числа в диапазоне от 1 до 1,4, в документе Минтранса не прописывается.
Как замеряли загруженность улиц — тоже загадка
По данным ГЦУП, уровень загрузки парковок определяли специалисты комитета по транспорту и Центра транспортного планирования (ЦТП). В основу легла информация из различных источников:
- данные государственной информационной системы «Единое городское парковочное пространство» (ГИС ЕГПП) о фактах размещения транспортных средств, полученные с помощью устройств с функциями фото и видеосъёмки;
- данные ГИС ЕГПП о транзакциях по оплате парковочных сессий для парковок;
- данные визуальных замеров загрузки парковочного пространства;
- данные о маршрутах движения транспорта, на котором установлены специальные техсредства.
Как отмечают в Центре управления парковками, информация собиралась с 1 января 2024 года. Но за какой именно период и в какое время (круглые сутки, в часы действия платы за парковку или, например, в часы пик), MR7 не пояснили.
Пока наибольшее непонимание у петербуржцев вызывают «данные визуальных замеров». Каким образом проводилась визуальная оценка загрузки улиц в центральных районах Петербурга, представить трудно.
«Вышел человек из ЦТП и посмотрел на улицу Садовую? Не посмотрел, а пришёл с каким-то прибором-замерителем? Сколько человек было задействовано на 572 зонах ЕГПП?» — на все эти вопросы петербуржцы до сих пор не находят ответов.
«Визуальный замер» как метод определения загруженности дорог упоминается и в рекомендательном документе Минтранса. Понятие ведомство не расшифровывает, но рекомендует использовать «визуальные замеры» при отсутствии технических средств мониторинга загруженности дорог.
Оценку, как отмечает Минтранс, допускается проводить не менее двух раз в одни и те же дни недели утром (с 8:00 до 12:00), днём (с 12:00 до 16:00), вечером (с 16:00 до 21:00) и ночью (с 21:00 до 8:00), а также отдельно по выходным, предпраздничным и праздничным дням. Затем значения рекомендуется усреднять.
Другие подробности выполнения «визуальных замеров» в документах Минтранса не упоминаются.

