
Фото: «SOS СПб Снос»
Обуховский путепровод и исторический вокзал в Горской планируют включить в единый государственный реестр объектов культурного наследия. Соответствующие проекты распоряжений опубликованы 17 октября на сайте Смольного для прохождения антикоррупционной экспертизы.
Ранее оба объекта были внесены в список выявленных объектов культурного наследия. По решению рабочей группы совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга их планируют включить в единый государственный реестр объектов культурного наследия.

Скриншот: сайт администрации Петербурга
Путепровод с клёпаным арочным мостом через пути Октябрьской железной дороги построили в 1908 году. Это одно из самых старых сооружений подобного типа в Петербурге. Мост ни разу не реставрировался. До постройки КАД путепровод был единственной автомобильной связью.
В мае 2024 года стало известно, что Обуховский путепровод планируется снести ради строительства ВСМ. Вице-губернатор Николай Линченко пояснял необходимость демонтажа невозможностью реконструировать сооружение.
По словам градозащитников, 2 октября зампредседателя совета по сохранению культурного наследия Михаил Мильчик заявил о необходимости сохранения Фарфоровского моста — единственного сохранившегося в Петербурге четырёхарочного дореволюционного путепровода, который также планируют снести ради ВСМ. Однако решение по Фарфоровскому мосту оставили без изменений.
Напомним, Цимбалинский путепровод был построен в 1910 году над путями железнодорожной станции Фарфоровская. Градозащитники начали выступать за сохранение объекта в 2019 году, когда власти стали обсуждать вариант строительства новой переправы с тротуарами и велодорожкой длиной 2,2 километра.
Градозащитники подавали заявления в КГИОП, в которых просили присвоить путепроводу статус объекта культурного наследия. Однако в комитете им отказали, после чего активисты обратились в суд. Представитель КГИОП Олег Блинов предоставил экспертизу, в которой указал, что мост не обладает ценностью, потому что он — «типовой». Активистам удалось убедить судью назначить вторую экспертизу, которую должен был провести архитектор Виктор Сахновский. Однако в заключении он указал, что ценности мост всё-таки не представляет — градозащитникам пришлось отказаться от иска.
Здание станции Горская было построено в 1894 году учредителем Приморской железной дороги Петром Авенариусом. Внутри деревянного одноэтажного здания находились зал ожидания и кассы. Позднее со стороны платформы был пристроен тамбур. Тепло в здании поддерживалось двумя печами.
В 1952 году была построена современная платформа Горская, однако старинный вокзал продолжил работу. В его южном крыле до 1990-х годов была билетная касса. В начале 2000-х вокзал использовался в качестве продуктового магазина, а потом постройку законсервировали.
В конце 2022 года местная жительница заметила рядом со зданием станции строительную технику. Рабочие не предоставили документов, но заявили, что постройку планируют снести. Петербуржцы отстояли здание от сноса, блокировав строительную технику. После этого местные жители собрали около 100 подписей в защиту исторического вокзала.
С 2023 года здание находилось в списке вновь выявленных объектов культурного наследия.
