Репортажи

К шести годам колонии приговорил суд водителя автобуса, рухнувшего весной в Мойку

К шести годам колонии приговорил суд водителя автобуса, рухнувшего весной в Мойку

Фото: Павел Даиси / MR7

Октябрьский районный суд Петербурга 25 октября вынес приговор Рахматшону Курбонову, который 10 мая сидел за рулём автобуса № 262, упавшего в Мойку — шесть лет колонии и два года шесть месяцев запрета на управление транспортом. Во время трагедии утонули семь пассажиров — выжить удалось только водителю и одному из ехавших в салоне людей.

Перепутал педали газа и тормоза

Катастрофа произошла утром 10 мая. Выходной после Дня Победы — пассажиров в салоне было немного. Автобус № 262 ехал с Васильевского по обычному маршруту к Театральной площади. На Большой Морской улице он вдруг начал вилять из стороны в сторону, на высокой скорости резко свернул на Поцелуев мост, а там пробил ограждение и рухнул в холодную воду.

Тут же из проезжавших мимо машин выскочило несколько мужчин — они прыгнули в Мойку, попытались спасти людей из автобуса. Но в аварии выжили только двое. Обвиняемым в деле стал водитель. После трагедии стало известно, что он ранее неоднократно нарушал ПДД и что 11 апреля, предположительно, уже был виновником ДТП.

Курбонова арестовали 12 мая. Всё время следствия он находился под стражей.

Читайте также

Выжили только водитель и пассажир. Что известно к утру 11 мая о трагедии на Мойке

Выжили только водитель и пассажир. Что известно к утру 11 мая о трагедии на Мойке

Рахматшону Курбонову 44 года, приехал из Таджикистана, в 2017 году получил российское гражданство. По образованию юрист, но работал сначала кондуктором, а с декабря 2023-го — водителем автобуса в ООО «Третий парк», потом перешёл в ООО «Такси». Женат, отец троих детей, один из которых уже совершеннолетний, а другой — ещё совсем маленький. Семья живёт в Красносельском районе Петербурга в ипотечной квартире.

Родные Рахматшона приходили на каждое заседание суда, но с журналистами не общались, да и вообще держались обособленной группой в стороне от всех слушателей процесса. Подойти к Рахматшону они тоже не пытались, только внимательно на него смотрели каждый раз, как его заводили и выводили из зала, и во время слушаний.

Сам Рахматшон на суде эмоций не выказывал почти никаких, по большей части он безучастно смотрел в зал или на выступающих прокурора и адвоката. Говорил мало, только кратко отвечая на вопросы, если ему их задавали, или просил прощения, когда ему давали слово.

Рахматшон Курбонов. Фото: Павел Даиси / MR7

На следствии Курбонов утверждал, что трагедия случилась из-за его усталости. Он рассказывал, что 9 мая работал почти до полуночи, а 10-го числа ему велели снова выйти на работу, причём в утреннюю смену, с 5:30. Утомление, по его словам, и стало причиной, по которой он не справился с управлением.

Из прочтённых прокурором показаний следовало, что утомлённый водитель просто уснул за рулём на несколько секунд, а когда очнулся и увидел, что автобус едет не туда, перепутал педали газа и тормоза. Впрочем, ещё до трагедии на рейсе, следует из показаний, Рахматшон обратил внимание на некорректную работу педали тормоза, но никому об этом не сообщил.

Свою вину Курбонов признал полностью и неоднократно просил прощения у потерпевших — близких погибших пассажиров. Последний раз слова покаяния звучали 22 октября.

— Я полностью признаю вину и искренне раскаиваюсь. Я и моя семья скорбим по погибшим. Если сможете, простите, пожалуйста, — высказался он.

Поскольку вину водитель признал, судебное следствие шло быстро — дело рассмотрели в течение двух месяцев. Первое заседание состоялось 20 августа, а 25 октября судья Людмила Жукова уже вынесла приговор.

Фото: Павел Даиси / MR7

Фото: Павел Даиси / MR7

«Думал, что умираю»

В катастрофе погибли семь человек. Выжить удалось только самому водителю и одному из пассажиров — Александру Тверитневу. На первых судебных заседаниях мужчина дал показания — рассказал, как всё случилось.

По словам Александра, они с гражданской женой Еленой ехали из детского дома — так получилось, что за некоторое время до их знакомства из-за плохих жилищных условий двух дочерей его гражданской жены забрали в детский дом и хотели лишить женщину родительских прав через суд. Александр сказал, что процесс шёл почти год, скоро уже должно было быть вынесено решение. Они с погибшей Еленой надеялись расписаться и забрать детей. Теперь девочек забрала их тётя.

— Мы с женой сели в автобус на Большом проспекте Васильевского острова. Одну остановку проехали, до второй — не доехали, — говорил на заседании 4 сентября Александр Тверитнев. — Мы с женой сидели вместе на втором ряду от задней двери.

Когда автобус рухнул в воду, Александр выпустил руку жены, а найти её снова не сумел. Было темно. Он пытался выбить стекло, но и это не получалось.

— Я прижимался губами к потолку, искал остатки воздуха — всё произошло так быстро, что я не успел даже вдохнуть. Я двигался, уже думал, что умираю — и вдруг увидел свет. Я так понимаю, это было выбитое лобовое стекло. Я выплыл, и ребята меня вытащили, — рассказал Александр.

Спасти жену Александра не удалось. Больше месяца он лечился в клинике неврозов.

Александр Тверитнев — единственный выживший из пассажиров злополучного автобуса. Фото: Павел Даиси / MR7

Александр Тверитнев — единственный выживший из пассажиров злополучного автобуса. Фото: Павел Даиси / MR7

О потере близких в суде рассказали и другие потерпевшие.

У Галины Куреленок в автобусе ехала дочь Елена. О трагедии мать узнала из новостей, а о гибели дочери — из списков погибших в соцсетях. У Елены остались двое детей. Еще один мужчина рассказал в суде о гибели отца.

Потерпевшие заявили к водителю гражданские иски о возмещении вреда в общей сложности на пять миллионов рублей. Сегодня иски были признаны по праву. Их размер будет определён позже.

Как поднимали автобус из Мойки.Фото: Павел Даиси / MR7

С подрядчиком расторгли контракт

Допрошенный в суде Павел Марин — представитель компании-перевозчика «Такси», в ведении которой находился злополучный автобус маршрута № 262 - заявил, что автобус был исправен и утром прошёл техосмотр. Также он отмечал, что и водитель прошел медосвидетельствование, у врачей к его состоянию претензий не возникло.

4 сентября стало известно, что Смольный решил расторгнуть договор с ООО «Такси» и объявил конкурс на поиск подрядчика, который будет обслуживать маршруты №№ 29, 220, 41, 42, 262, 261, 113, 214А, 214Б. В сентябре найти нового подрядчика не удалось, сейчас проходит повторный конкурс. Его результаты подведут 28 октября.

5 сентября Московский районный суд приостановил деятельность компании «Такси».

Однако о привлечении директора компании к уголовной ответственности в связи с падением автобуса в реку ничего не сообщалось. Разве что 11 мая в качестве подозреваемого следователи задержали начальника автоколонны ООО «Такси». Уголовное дело возбудили по части 3 статьи 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности). По ней грозит до десяти лет лишения свободы. Расследование дела забрал себе центральный аппарат СК РФ. По информации петербургской прокуратуры, расследование продолжается.

Представители прокуратуры на заседании суда. Фото: Павел Даиси / MR7

Представители прокуратуры на заседании суда. Фото: Павел Даиси / MR7

Неоднократно нарушал ПДД

Прокурор в процессе, перечисляя доказательства обвинения, отмечал, что на улице утром 10 мая было светло, осадков и тумана не было. Кроме того, Рахматшон Курбонов неоднократно привлекался к административной ответственности за нарушения правил дорожного движения, да и в день трагедии превысил скорость.

— Курбонов проявил преступное легкомыслие и невнимательность и допустил падение автобуса в Мойку, при этом нарушив ПДД и превысив скорость, — зачитывал прокурор.

По версии обвинения, вместо разрешённых на том участке дороги 20 километров в час Курбонов разогнал автобус до 36 километров в час.

Обвинение просило для шофёра почти максимально возможный по этой статье срок — 6 лет 10 месяцев лишения свободы из семи возможных. Кроме того, прокурор просил дополнительно на два года лишить Рахматшона Курбонова права на управление транспортом.

Адвокат Алексей Прокофьев в сером. Фото: Павел Даиси / MR7

Адвокат Алексей Прокофьев в сером. Фото: Павел Даиси / MR7

Сторона защиты практически не приводила ответных доводов. В числе смягчающих обстоятельств адвокат приводил семейное положение водителя (у него на иждивении трое детей, а квартира в ипотеке), упоминал, не называя диагнозов, о хронических заболеваниях Курбонова и его супруги. Также адвокат просил учесть то, что Курбонов ранее не был судим, а в день трагедии был трезв. И — что Рахматшон полностью признал свою вину и просил об особом порядке рассмотрения дела, но ему отказали.

При этом адвокат Рахматшона Курбонова Алексей Прокофьев просил суд о снисхождении и наказании, не связанном с лишением свободы.

— К трагедии и гибели людей привело утомлённое состояние водителя, ухудшавшее его реакцию и внимание, а также другие случайности. Истинные причины утомлённого состояния уже известны, — заявил Алексей Прокофьев.

— Никто не желал, чтобы такая трагедия произошла. К ней привело отсутствие у меня отдыха, — сказал Курбонов в своём последнем слове.

После окончания заседания Курбонова увели. Как и в предыдущие разы, он молчал и не оборачивался.

— Мы считаем, что приговор излишне суров. Суд не в полной мере, по нашему мнению, дал правовую оценку представленным стороной защиты доказательствам, которые должны были смягчить приговор, — прокомментировал после заседания Алексей Прокофьев.

Он сообщил, что после изучения приговора, вероятно, будет его обжаловать.

Участвовавший в деле первый заместитель прокурора Петербурга Виктор Винецкий заявил, что прокуратура будет принимать решение об обжаловании только после изучения приговора.

Единственный выживший в трагедии Александр Тверитнев приговором не удовлетворен. По его мнению, он слишком мягкий.

— Это меньше, чем год за человека, — отметил он.

share
print