В Эрмитаже открылась выставка «Путешествие в страну детства. Советский и современный фарфор». Экспозиция, представленная в музее в преддверии новогодних праздников, рассказывает и показывает, как скульпторы обращались к теме детства на протяжении XX столетия и в наши дни.
Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
В составе новой экспозиции, которая разместилась напротив выставки «Салоны Дидро», представлено более 180 работ. Это сервизы, блюда, вазы и скульптуры всех возможных размеров — от миниатюрной пластики до фарфоровой девочки в полный рост. Все эти работы были созданы на Императорском фарфором заводе — ИФЗ (в советские годы — Ленинградском фарфоровом заводе — ЛФЗ).
«Покой», Эльвира Еропкина. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
Работы постарше, которые были сделаны ещё на ЛФЗ, посвящены играм, цирку, детям и животным, школьникам-пионерам. До революции детская скульптура — это только амуры и младенцы. А после 1917-го творческие искания художников заключили в рамки политической пропаганды. Так что венчает советскую тему скульптурная группа «Спасибо товарищу Сталину за счастливое детство».
«Спасибо товарищу Сталину за счастливое детство», 1949-1950. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
Своим размером привлекает скульптура «Девочка-пионерка Азербайджана», которая была изготовлена в 1940-м для пионерского лагеря «Артек» в составе серии «Дети народных республик». «Дети» украшали прибрежную «Аллею пионеров», но во время оккупации Крыма нацистской Германией все фигуры были разрушены. В музее фарфорового завода сохранилась одна скульптура без росписи. Её забраковали на производстве из-за того, что её «повело». Скульптура такого огромного размера — предел возможностей фарфора, и тело девочки немного скосилось в сторону во время запекания в печи для обжига.
Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
Популярная в советской скульптуре 1930-х тема детей и животных представлена в работах Таисии Кучкиной и Казимира Рыжова. Их персонажи гладят животных, кормят и заботятся о меньших братьях, сливаясь с ними в мягкой круговой композиции. Эти простые темы позволяли отойти художникам от сухого академизма и скучного потока пионеров и октябрят.
«Девочка с кроликами». Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
Сегодня скульпторы подходят к теме детства смелее и разнообразнее. Татьяна Чапургина изготовила для выставки в Эрмитаже фарфоровые крестильные платья из керамических пластин. А Любовь Цветкова изобразила только две кукольные головы, не работая с полноростовой фигурой.
«Платье крестильное», Татьяна Чапургина. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
Работы современных художников на тему детства всё-таки немногочисленны. Огромные тиражи жанровой пластики малых форм остались ещё в 1980-х. Сегодня нередко работа и вовсе изготавливается в единственном экземпляре. Такую уникальную работу «Кукольный сервиз» специально для выставки Императорский фарфоровый завод передал в коллекцию Эрмитажа. Такая скульптурная группа — традиционный продукт для завода. Традиция изготовления небольших кукольных сервизов появилась на заводе ещё во времена Екатерины II. Тогда с маленькой фарфоровой посудой играли дети монарших особ.
«Кукольный сервиз», Анна Трофимова. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
Где: Эрмитаж, зал № 152 (Западина Восточной галереи Зимнего дворца).
Когда: до 14 апреля.