В Музее искусства Санкт-Петербурга начала работу выставка «Свет и воздух. Традиции импрессионизма в советской живописи». На трёх этажах представлены около ста работ советских художников из 27 российских музеев. В центре внимания кураторов — новое прочтение советского художественного наследия, которое постарались показать не сплошным задеревенелым штампом соцреализма, а живой стихией, полной творческих исканий и попыток обойти цензуру.
Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
В экспозиции, над которой работали полтора года, представлены очень разные художники. И те, кто был приверженцами импрессионизма с начала века, и художники, которые были совершенно другого направления, но обращавшиеся к приёмам импрессионизма. Хронологические рамки также максимально широки — с предреволюционной поры и до ранней перестройки. Куратор выставки Ольга Толстая выискивала наиболее характерные картины через государственный каталог и договаривалась с музеями. Привезти все полотна, которые хотелось показать, не удалось. Некоторые просто нетранспортабельны. Они плохо хранились и теперь требуют реставрации.
«Девушка у моря», Леонид Герасимов. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
Импрессионизм, очень сильно развитый в России начала XX века, не исчез без следа с революцией, а продолжал существовать как приём для многих художников. Правда, за этот приём приходилось время от времени платить — такие работы было тяжело «протолкнуть» на официальные выставки, так что многие художники были вынуждены работать «в стол». В контекст зрителя включают цитаты из газет 1930-х, напечатанные на стенах МИСПа между картин: «Образы созданные формализмом антихудожественны прежде всего потому, что они с возмутительной безответственностью уродуют природу, человека, нашу социалистическую действительность».
Фрагмент картины «Бахчисарай» Дмитрия Косыгина. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
На первом этаже экспозиции представлен жанр портрета. Особенное внимание в музее предлагают обратить на портрет на пленэре. Здесь наиболее ярко проявляется наследие импрессионизма. На примере одной из первых работ, которые встречают посетитель музея, — «Портрет девушки» Виктора Пруса, читается судьба импрессиониста в СССР. Художник был обязан реалистично прописать черты лица, руки. А вот фону уже уделяли меньше внимания и здесь автор мог почувствовать себя свободнее. Деревья на картине Пруса уже неразличимы, а шляпа девушки превращается в россыпь бликов. Это всего лишь студенческая работа, однако перед тем как её начать, Виктору Прусу пришлось добиваться разрешения у преподавателей на творчество в таком стиле.
«Портрет девушки», Виктор Прус. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
Второй этаж посвящён наиболее традиционному для импрессионизма жанру — пейзажу. На картинах изображены парки, морские набережные, легко написанные полевые цветы на фоне неба. Даже в работах самых респектабельных советских мастеров, которые всегда программно следовали официальной линии, читается неожиданная живость и свобода, совсем не ассоциирующаяся с советской живописью.
«Оливки», Лев Крамаренко. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
На третьем этаже расположены жанровые картины на «канонические» советские темы — уборка урожая, грандиозные стройки, ударники и молодые фабричные работники. Но и в этих сухих темах нашлось место для импрессионизма. Сам третий этаж разделён на две части. Нижняя — тема труда, верхняя — тема отдыха.
«Полдень», Владимир Кутилин. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
Идеологические картины, в которых изначально предполагается героизация, романтизация трудового подвига, наполнялись приёмами импрессионизма и иногда делали картину убедительнее, а иногда приводили к забавным результатам. Экскурсоводам музея особенно приглянулся астенический юноша, глядящий в туманное будущее, замаскированный подписью автора под «Ударника колхоза».
«Ударник колхоза», Константин Корыгин. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
Где: Музей искусства Санкт-Петербурга XX — XXI веков, набережная канала Грибоедова, 103.
Когда: до 10 марта.