Репортажи

Дидро и больше. В Эрмитаже открылась выставка «современного» искусства XVIII века

Дидро и больше. В Эрмитаже открылась выставка «современного» искусства XVIII века

«Картинная галерея», фламандский мастер первой трети XVIII века. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

В Николаевском зале Зимнего дворца прошло открытие выставки «Салоны Дидро». Экспозиция приехала из Москвы, где выставлялась в Пушкинском музее с июня, но в Петербурге она претерпела ряд изменений. Несмотря на название, «Салоны» рассказывают не только о выставках, о которых писал философ Дени Дидро — с 1759 по 1781 год, а пытаются вместить в два зала гигантский период от предыстории появления Салонов в XVII веке до XIX столетия. В Эрмитаже противоречие названия и содержания объясняют тем, что кураторы не хотели ограничиваться коротким периодом.

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Совместный проект Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина посвящён современному искусству XVIII века — выставкам французской Королевской академии живописи и скульптуры. Классическая музейная развеска, иерархия жанров, расположение предметов и выставочная эстетика — всё это зародилось на периодических публичных выставках, которые проходили в Париже с 1667 года (и, между прочим, были бесплатными для всех). Салоны получили широкую известность благодаря философу эпохи Просвещения Дени Дидро. Он писал критические и острые обзоры на произведения, которые гремели далеко за пределами Франции.

«Пейзаж во вкусе Сальватора Розы», Клод Жозеф Верне. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

«Пейзаж во вкусе Сальватора Розы», Клод Жозеф Верне. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Свои обзоры Дидро составлял для рукописного журнала «Литературная корреспонденция»,тираж которого составлял не более 15-20 экземпляров. Издание позволяло оставаться в курсе тенденций в искусстве, не приезжая на парижские выставки. Так, к примеру, поступала Екатерина II, которая не только читала яркие описания Дени Дидро, но и состояла с ним в активной переписке. Дидро выступал посредником при покупке предметов искусства для императорской коллекции. Благодаря этому в русских музеях оказались картины, рисунки, гравюры, медали, книги и рукописи — целая панорама французского искусства XVIII века — от зарождавшегося рококо до неоклассицизма.

Петербуржец у картины «Тесей, победитель Марафонского быка», Карл Ванлоо. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Петербуржец у картины «Тесей, победитель Марафонского быка», Карл Ванлоо. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Рассказ о Салонах на выставке в Эрмитаже начинается издалека — экспозиция в первом зале повествует о рождении выставочной деятельности как таковой. Здесь представлены картины, рисунки и гравюры старых мастеров, изображающие реальные и воображаемые картинные галереи, лавки торговцев искусством и кабинеты коллекционеров. Сопроводительные тексты на стенах рассказывают о начальных этапах проведения выставок: от демонстрации в Пале-Рояль до луврского Квадратного салона, давшего названию выставочному проекту Салонов.

«Портрет Людовика XIV», Гиацинт Франсуа Оноре Рито-и-Рос. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

«Портрет Людовика XIV», Гиацинт Франсуа Оноре Рито-и-Рос. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Основной раздел экспозиции размещён во втором зале. Кураторский размах на период с 1699 по 1799 год позволил продемонстрировать многое. Здесь и работы, некогда собственноручно отобранные их создателями — художниками, скульпторами, рисовальщиками для демонстрации на Салонах. Рядом с ними, под толстым стеклом, соседствуют редкие экземпляры художественной критики XVIII столетия. В конце зала поместился даже воображаемый кабинет Дени Дидро, каким он возник в воображении кураторов, прочитавших статью философа «Плач по моему старому халату. Тем, у кого больше вкуса, чем богатства».

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Выставка, проходившая в Москве, была ближе к своему названию. Она размещалась не в двух, а в семи залах, а между экспонатами располагались цитаты Дени Дидро. И ключевое — в некоторых залах развеска картин была, как и на Салонах, шпалерной. Это традиционный способ размещения картин, при котором они закрывают всю плоскость стены и их разделяют лишь тонкие рамы.

Шпалерная развеска в Пушкинском музее. Скриншот: Виртуальная панорама выставки «Салоны Дидро» на сайте Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Шпалерная развеска в Пушкинском музее. Скриншот: Виртуальная панорама выставки «Салоны Дидро» на сайте Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

В XVIII веке соблюдалась и строгая иерархия жанров. Сверху висели полотна на исторические и религиозные темы, ниже портреты, а совсем близко к людям — пейзажи, натюрморты и жанровые сценки. От исторического подхода в Эрмитаже отказались и повесили картины по-современному. Увидеть оригинальную развеску петербургскому зрителю предлагается только на картинах и гравюрах.

Больше фото с вернисажа

«Античная базилика», Пьер Антуан Демаши. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Где: Николаевский зал Зимнего дворца. Вход по билету на основную экспозицию Эрмитажа.

Когда: до 17 марта.

Читайте также

Первая за 90 лет масштабная выставка Василия Сурикова открылась в Русском музее

Первая за 90 лет масштабная выставка Василия Сурикова открылась в Русском музее

share
print