Репортажи

Как возбуждаются дела о «фейках об армии»: сделал скриншот и готово?

На суде по делу Севы Королёва допросили оперативника центра «Э».

Как возбуждаются дела о «фейках об армии»: сделал скриншот и готово?
Сева Королёв. Фото: Ануш Панина

На очередном заседании по делу петербургского документалиста и волонтёра Всеволода Королёва, обвиняемого по статье 207.3 УК РФ («фейки об армии») допрашивали свидетеля — сотрудника центра по противодействию экстремизму (центра «Э») Василия Марчука. Он первый выявил «опасные» посты Всеволода. Выявил, но «удалить» забыл: они до сих пор доступны в соцсети «ВКонтакте». Адвокат обвиняемого Мария Зырянова в ходе допроса показала, как формируются такие дела. Она обратила внимание на то, сколько в них нестыковок и противоречий.

СПРАВКА

Всеволод Королёв — волонтёр фонда «Перспективы», инициатив «Узник онлайн» и «Наблюдатели Петербурга», корреспондент журнала «Дискурс», режиссёр-документалист. Весной 2022-го снял фильмы об обвиняемых по статье 207.3 Саше Скочиленко и Марии Пономаренко — и вскоре был арестован по той же статье, что они.

Мужчину обвиняют в распространении «фейков об армии» во «ВКонтакте» «по мотивам политической ненависти и вражды» (ч. 2 ст. 207.3 УК РФ). Поводом для этого стали две публикации о событиях в Буче, Бородянке и Донецке. В СИЗО Всеволод находится с июля 2022-го. Если суд признает его виновным, ему грозит до 10 лет лишения свободы.

— В мои должностные обязанности входит выявление, пресечение, предупреждение преступлений, в том числе в интернете. Я провожу мониторинг соцсетей на предмет дискредитации СВО, создания сообществ, где критикуют правительство страны, обсуждают будущее совершение преступлений, — объяснял суду оперативник Василий Марчук.

Адвокат Всеволода Королёва указала на многочисленные ошибки ответственного за «выявление и пресечение». Сам оперативник часть из них отрицает, а остальные не считает ошибками.

Среди несоответствий, отмеченных стороной защиты:

  • не совпадает время составления акта и сохранения скриншотов;
  • в документах указано место совершения интернет-преступления (домашний адрес Королёва), хотя действия были совершены с помощью VPN (делает невозможным установить местоположение) и неустановленным лицом;
  • описан осмотр страницы Королёва с компьютера, а скриншот сделан с телефона;
  • не описана проверка технической исправности системы, с помощью которой зафиксированы потенциально «преступные» посты (работает ли интернет, правильно ли отображается время и дата, открывается ли именно эта страница и т.п.).

Читайте также

«Мнение могло измениться»

«Мнение могло измениться»

В деле Всеволода Королёва свидетель обвинения вдруг поддержал подсудимого.

После сверки постов Королёва с данными Минобороны Марчук направлял их на исследование в центр экспертиз СПбГУ. На суде он не смог назвать, специалисты какого профиля провели экспертизу и в чьей компетенции устанавливать ложность высказываний об армии.

Больше того, потенциально «преступные» публикации Королёва до сих пор находятся в открытом доступе — хотя оперативник центра «Э» Марчук сказал в суде об обратном. В его обязанности входит в том числе предотвращение преступлений в соцсетях, как завил он сам. Марчук делал запрос во «ВКонтакте», чтобы установить личность Севы Королёва, но не сделал запрос об удалении постов, выяснилось на суде.

Марчук во время дачи показаний неоднократно называл действия Королёва «дискредитацией» армии — адвокат Мария Зырянова обратила внимание и на это. Возможно, оперативник не до конца понимает суть дела, в работе над которым участвовал. Дискредитация армии и распространение ложных сведении о ней — это разные статьи Уголовного кодекса или Кодекса об административных правонарушениях.

Ещё одна нестыковка: на суде Василий Марчук заявил, что не проводил допрос свидетеля по делу — некоего Шатохина, который видел посты Королёва в соцсетях. Через минуту адвокат Зырянова предложила зачитать протокол допроса Шатохина, в котором указано, что он проведён Марчуком. Судья Марина Горячёва отклонила это ходатайство, допрос зачитывать не стали. При этом адвокат Зырянова обратила внимание на то, что показания Шатохина и ещё одного свидетеля по делу совпадают дословно. Сам Шатохин в суд не явился без объяснения причин. Адвокат Мария Зырянова настаивает на его допросе.

Группа поддержки Севы Королёва и журналисты. В центре — муниципальный депутат Сергей Трошин. Фото: Анна Мотовилова / MR7

Группа поддержки Севы Королёва и журналисты. В центре — муниципальный депутат Сергей Трошин. Фото: Анна Мотовилова / MR7 

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

За день до заседания, 7 февраля, медиа «Дискурс» и «Такие дела» опубликовали видеоинтервью, которое провёл Всеволод Королёв. До своего задержания он поговорил с психологом Маргаритой Исламгуловой, которая ведёт группы поддержки для женщин, переживших домашнее насилие. Это интервью о том, как выглядит цикл домашнего насилия, почему у ветеранов войн и женщин после абьюзивных отношений схожие психологические травмы и что может помочь авторам насилия изменить свое поведение.

Скриншот интервью «Всеволод Королев и Маргарита Исламгулова: разговор о домашнем насилии»

Скриншот интервью «Всеволод Королев и Маргарита Исламгулова: разговор о домашнем насилии»

Полную информацию о делах Всеволода Королёва и других петербуржцев, которых обвиняют в распространении «фейков об армии», как им написать письмо или чем ещё можно помочь — читайте в спецпроекте MR7. Мы также сделали бот в Telegram, где даём оперативные данные о судах по 207.3 УК РФ.

share
print