Новости

«Возможна частичная реконструкция без сноса»

Экспертиза СК показала, что дом Басевича можно сохранить.

Дом Басевича. Фото: Олег Золото / MR7

Дом Басевича. Фото: Олег Золото / MR7

Петербургские градозащитники представили экспертизу, которую в рамках уголовного дела провёл следственный комитет по дому Басевича. Специалисты экспертного центра СК пришли к выводу, что, несмотря на большой процент повреждения здания, его возможно реконструировать без сноса.

Согласно выводам экспертов:

Процент повреждений конструкций здания «Доходного дома И. И. Басевича» на Большой Посадской, 7 составляет:

— для фундаментов — не менее 41%;

— для стен — не менее 47%;

— для перегородок — не менее 80%;

— для перекрытий с бетонным заполнением по металлическим балкам — не менее 60%;

— для перекрытий с деревянным заполнением по металлическим балкам — не менее 80%;

— для крыши — не менее 97%;

— для кровли — не менее 95%;

— для заполнения оконных проёмов — не менее 80%;

— для заполнения дверных проёмов — не менее 80%;

— для лестниц — не менее 65%.

Вид на дом Басевича сверху. Фото: градозащитный пресс-центр

Вид на дом Басевича сверху. Фото: градозащитный пресс-центр

При этом эксперты делают вывод, что «возможна частичная реконструкция восстановление) конструкций данного здания без сноса (демонтажа, разбора) конструкций в части конструкций фундаментов и стен, за исключением аварийных участков стен на последних этажах здания и перекрытий с бетонным заполнением по металлическим балкам».

Полная реконструкция требуется перегородкам, перекрытиям с деревянным заполнением, крыше. Также придётся полностью восстанавливать оконные и дверные проемы и лестницы.

Экспертизу СК градозащитники, борющиеся за сохранение дома Басевича, смогли получить после того, как её истребовал Куйбышевский районный суд, где сейчас рассматривается гражданский иск активистов. Они оспаривают разрешение на строительство, полученное структурами театра Бориса Эйфмана.

Справка

Доходный дом Иссахара Басевича на Большой Пушкарской улице, 7, был возведён в 1912 году. В начале 2010-х дом расселили, признав аварийным. В 2015 году здесь должен был начаться ремонт по программе «Молодежи — доступное жилье». Но этого не случилось: власти города решили передать огромное здание Театру балета Бориса Эйфмана. В планах театра — снести большую часть здания (дворовые корпуса) и построить на этом месте гостиницу, частично сохранив лишь лицевой фасад.

С 2015 года в доме не менее шести раз происходили пожары. Крыша обрушилась, часть кровли была разобрана.

Градозащитники оспаривали в судах планы по «реконструкции» дома. 24 января Куйбышевский суд в очередной раз наложил меры предварительной защиты, запретив строительные работы на объекте. Кроме того, 18 января активисты подали заявку на выявление дома в качестве объекта культурного наследия, 23 января она была принята к рассмотрению.

Пресс-конференция градозащитного пресс-центра. Фото: Елена Михина / MR7

Пресс-конференция градозащитного пресс-центра. Фото: Елена Михина / MR7

Как сообщили градозащитники, экспертиза СК была выполнена в рамках уголовного дела, заведённого в прошлом году по статье 286, часть 3 УК РФ (превышение должностных полномочий) и касающегося главы петербургского КГИОП Сергея Макарова. Экспертиза была проведена в ноябре 2022 года. Но активисты не могли её получить, так как не являются сторонами по делу. Они просили Горсуд истребовать её у Следственного комитета в рамках рассмотрения предыдущего иска по дому Басевича, когда оспаривалась его аварийность (тот иск был отклонён). Но Горсуд это ходатайство не удовлетворил. Лишь сейчас документ стал доступен градозащитникам для изучения.

Показательно, что выводы экспертов СК практически повторяют мнение специалистов, к которым защитники дома Басевича обращались ранее и которые также сочли, что здание нет необходимости сносить.

— Сторонники сноса основываются на акте аварийности, который был составлен при расселении дома. Но то, что в доме нельзя проживать, не значит, что дом не может быть отремонтирован — отреставрирован и сохранён, — считает юрист Олег Ларионов, представляющий интересы градозащитников в суде. — Невозможно развивать искусство на руинах культуры.

Градозащитники отметили, что намерены продолжать судебные разбирательства по сохранению дома Басевича с учётом новых обстоятельств.

тем временем

Ожидая решения КГИОП по включению дома Басевича в реестр объектов культурного наследия, градозащитники уже подготовили свой вариант предмета охраны. Его озвучил историк архитектуры Александр Кречмер.

В предмет охраны дома Басевича предлагается включить: границы участка, габариты и объёмно-пространственное решение здания, капитальные стены, архитектурно-художественное решение лицевого и дворовых фасадов, включая заполнение дверных проёмов парадных входов с тамбурами, ограждение балконов, террас, эркеров, деревянные оконные заполнения, архитектурные решения ряда квартир.

share
print