Адвокат социального волонтёра и поэта Всеволода Королёва потребовала исключить из материалов дела акт осмотра, составленный во время следствия сотрудником центра «Э». Ранее во время допроса оперативника обнаружились многочисленные несоответствия в процедуре осмотра страницы Королёва в ВК и фиксации его возможных «интернет-преступлений». Однако судья Выборгского райсуда посчитала выявленные нарушения Уголовно-процессуального кодекса несущественными.
Всеволод Королёв — автор журнала «Дискурс», режиссёр-документалист. Поэт. Волонтёр фонда «Перспективы», инициатив «Узник онлайн» и «Наблюдатели Петербурга». Весной 2022-го снял фильмы об обвиняемых по статье 207.3 Саше Скочиленко и Марии Пономаренко — и вскоре был арестован по той же статье, что они. Находится в СИЗО больше семи месяцев.
Режиссёра обвиняют в распространении «фейков об армии» через «ВКонтакте» «по мотивам политической ненависти и вражды» (ч. 2 ст. 207.3 УК РФ). Поводом для этого стали две публикации о событиях в Буче, Бородянке и Донецке. Если суд признает Всеволода виновным, ему грозит до 10 лет лишения свободы.
Фото: Всеволод Королёв.
15 февраля на заседании Выборгского районного суда по делу социального волонтёра Севы Королёва, обвиняемого в «фейках об армии», судья Марина Горячёва отказалась признать серьёзность возможных нарушений центра «Э» при изучении его постов.
Адвокат Королёва Мария Зырянова потребовала исключить из материалов дела акт осмотра, составленный во время следствия сотрудником центра «Э» Василием Марчуком. Она настаивала, что он является недопустимым доказательством и не имеет юридической силы.
Напомним, во время допроса оперативника центра «Э» Марчука на прошлом заседании обнаружилось множество несоответствий в документах, которые он оформлял. По сути он ограничился скриншотом страницы, не проследив за соответствием времени и названия техники. Установление личности свелось к запросу «ВКонтакте» о принадлежности профиля.
Мария Зырянова во время ходатайства цитировала нормы Уголовно-процессуального кодекса, которые обязывают оперативников подробно и достоверно фиксировать все действия при осмотре — вплоть до освещения, с точностью времени до минуты.
— Может показаться, что речь идет о незначительных нарушениях, — отметил сам Сева Королёв. — Но незначительность не является основанием для того, чтобы не выполнять требования, которые декларирует Уголовно-процессуальный кодекс. Я сам не считаю эти нарушения незначительными. Доказательства должны соответствовать закону. Я полностью поддерживаю позицию своей защиты.
Прокурор назвал ходатайство адвоката Зыряновой оценочным суждением и предложил просто иметь его в виду при вынесении приговора. Судья Выборгского районного суда Марина Горячёва согласилась с этой позицией и заявила, что не усматривает в действиях центра «Э» существенных нарушений Уголовно-процессуального кодекса.
На этом заседание было завершено, так как стоявший в планах допрос свидетеля не состоялся. Третий свидетель по делу Королёва — некий Шатохин — вновь не явился в суд. Адвокат Мария Зырянова продолжает настаивать на его допросе. Уже выступали в суде в качестве свидетелей оперативник центра «Э» Василий Марчук и написавший на Королёва заявление Михаил Баранов. Показания в суде Баранова значительно разошлись с его словами в материалах дела: он признал, что посты Королёва в ВК ему даже понравились и он хотел их поддержать своими лайками. Кроме того, он заявил, что писал заявление под давлением полиции.
Девушке Королёва впервые удалось встретиться с ним в СИЗО
Девушка Севы Королёва Лида Порохня рассказала MR7, что накануне 14 февраля им удалось наконец встретиться на свидании в СИЗО. Они поговорили наедине, разделённые только стеклом. Правда, естественно, весь их разговор контролировали через телефонную линию.
— Меня порадовало, что создается атмосфера близкого общения, насколько это возможно. Мне даже нравилось, что наша комната заперта: я знала, что никто не зайдет и не потревожит нас, — отмечает Лида.
Разговор длился час и в основном был далёк от романтики: Сева диктовал важную информацию для родственников своих сокамерников. Лиде приходилось даже торопить его, чтобы всё успеть.
Девушка рассказывает, что у изолятора, как и в былые времена, выстраиваются длинные очереди родственников и близких заключенных. Кто-то записывается через интернет (как это сделала она сама за месяц до встречи), но многие просто приезжают сюда без онлайн-записи и отстаивают многочасовую очередь. Здесь можно встретить женщин из разных городов, которые приехали специально на свидание с близкими.
Отец Севы: «Надеюсь, хотя бы не будет зверского приговора»
Анатолий Королёв. Фото: Анна Мотовилова / MR7
Папа Севы, композитор Анатолий Королёв, не испытывает оптимизма в отношений дела своего сына. Он считает, что в России работа адвоката и общественная поддержка важны, но не определяют результат судебного процесса.
— Я надеюсь, что хотя бы не будет зверского приговора, — сказал Анатолий Королёв журналистам.
Сегодня, 15 февраля, был вынесен приговор по аналогичному делу журналистки Марии Пономаренко (Сева Королёв снял о ней документальный фильм). Суд признал Марию виновной в распространении заведомо ложной информации о Вооружённых Силах РФ: она опубликовала пост в телеграме о событиях, связанных с драмтеатром в Мариуполе. Мария приговорена к 6 годам колонии.
Ранее к тюремному заключению по делам «о фейках об армии» были приговорены московский муниципальный депутат Алексей Горинов (7 лет), журналист Александр Невзоров (8 лет), издательница и блогер Вероника Белоцерковская (9 лет).
Полную информацию о делах Всеволода Королёва и других петербуржцев, которых обвиняют в распространении «фейков об армии», как им написать письмо или чем ещё можно помочь — читайте в спецпроекте MR7. Мы также сделали бот в Telegram, где даём оперативные данные о судах по 207.3 УК РФ.