В российский кинопрокат 2 февраля выходит фильм о лечении рака «Лиза» (16+). Сюжет развивается вокруг спасения больной девочки и изобретения нового лекарства. Режиссёр и исполнители главных ролей признаются, что сами никогда не сталкивались с раком. Зато корреспондентка MR7 лечилась от него и готова обсуждать фильм с этой точки зрения.
Онколог-волшебник и онколог-злодей, сила судьбы
Для режиссёра Кмеля Нтсамы «Лиза» — дебютный фильм. Это его дипломная работа по итогам учёбы в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения. Интересно, что бюджет этого дипломного фильма — 35 миллионов рублей. Для сравнения: общий бюджет якутского фильма «Наша зима», который вышел на большие экраны в конце ноября, составляет 4 миллиона рублей.
Кмель Нтсама родом из Камеруна, в России живёт 10 лет. Благодаря петербургскому образованию и работе с местной командой его смело называют российским режиссёром. Кмель планирует связать своё будущее с Россией и работать над новыми проектами здесь.

Режиссёр Кмель Нтсама. Фото предоставлено пресс-службой студии «Ленфильм»
По сюжету его фильма «Лиза» у врача-онколога, который наживается на пациентах, внезапно заболевает дочь — и выясняется, что у неё рак костей. Мужчина в отчаянии, планирует везти её лечить в Израиль. Но за спасение девочки берётся её крёстный отец, друг семьи, самоотверженный онколог-изобретатель. Он придумывает новый препарат для быстрого лечения рака.

Актёры Алексей Капишников, Елизавета Медведева, Александр Суворов и Светлана Гончарова на съёмочной площадке фильма «Лиза». Фото предоставлено пресс-службой студии «Ленфильм»
— Я сам не сталкивался с раком, и никто из моей семьи не болел. Это вещи, которые касаются людей из моего окружения, — рассказывает режиссёр и сценарист Кмель Нтсама. — Они рассказывали мне, с чем сталкивались, какие у них проблемы. И я задумался о том, что у меня есть возможность рассказать об этом. У нас недавно был специальный показ, и каждый человек, который подходил ко мне, сказал, что у него была такая проблема. Это то, что касается многих.
Кмель рассказывает, что во время работы над фильмом он не консультировался с пациентскими организациями, а врачи помогали лишь воссоздать медицинскую лабораторию. Тем не менее у съёмочной группы был медицинский консультант.
Лаборатория для съемок была организована в одном из павильонов «Ленфильма». Работать в настоящем медицинском центре было невозможно из-за пандемии коронавируса. Так «Ленфильм» стал одним из партнёров проекта «Лиза».

Съёмочная группа в лаборатории. Фото предоставлено пресс-службой студии «Ленфильм»
Актёров искали в Москве и Петербурге, в основном из числа начинающих. Уже знаменит только Александр Суворов — по сериалам «Кармелита» и «След», фильмам «Глухарь» и «Сталинград». В «Лизе» он сыграл онколога-злодея, который требует взятки с пациентов и их родственников, пытается нажиться на лекарстве от рака.
Роль онколога-волшебника, который изобретает новое чудодейственное лекарство и сразу, без проверки его безопасности и эффективности, начинает лечить им пациентов онкоцентра, сыграл Алексей Капишников. До этого он участвовал в одном крупном проекте — сериале «Триада». Алексей говорит, что главное в фильме «Лиза» — это заряд надежды и мотивация никогда не опускать руки. Хотя сниматься в кино с таким сюжетом было непросто.

Алексей Капишников. Фото предоставлено пресс-службой студии «Ленфильм»
— Я приходил на съёмочную площадку в 8 утра, облачался в медицинский вид, заходил в лабораторию и уходил в 12 ночи и позже — и так на протяжении многих дней. Весь трагизм картины был со мной от рассвета до заката. И после завершения съёмок у меня было желание красиво подстричься, побриться, надеть всё самое яркое и жизнерадостное — и оторваться от этой эмоционально тяжёлой истории, — рассказал Алексей Капишников MR7.
Светлана Гончарова — исполнительница роли девочки Лизы, у которой обнаружили запущенную стадию рака костей, — признаётся, что во время съемок ей не до конца был понятен сюжет и сложно было примерить на себя историю героини. Она просто рада, что в её жизни нет ничего подобного, — и хочет сниматься в разных масштабных проектах.

Светлана Гончарова. Фото: Анна Мотовилова / MR7
Светлане 15 лет, в начале съемок ей было 12. До этого она уже снималась во французском фильме «Замуж за два дня». Занимается в петербургской театральной студии, играет в мюзиклах.
— Я до конца не понимала сюжет, как всё посценно будет идти. Сценарий много раз переделывался. Когда я посмотрела окончательный вариант, сама удивилась от финала. Мне ситуация Лизы незнакома: у меня вообще не было проблем со здоровьем. Принять участие в кастинге предложила мама — и я с радостью согласилась, потому что с удовольствием пробую себя в разных проектах, — поделилась Светлана Гончарова с MR7.

Режиссёр, актёры и другие участники съёмочного процесса на презентации фильма «Лиза». 10% от прибыли с проката направят в фонд AdVita. Фото: Анна Мотовилова / MR7
Взгляд человека, который вылечился от рака
В этом случае уместно подчеркнуть, что автор текста сталкивалась с раком сама. Я смотрела предпремьерный показ «Лизы» глазами человека, который вылечился от рака в Петербурге девять лет назад. Абсолютно бесплатно, за счёт бюджетных средств. В платном отделении одной из больниц мне провели только небольшую операцию и исследование тканей для постановки диагноза — мы хотели сделать это как можно скорей, а не ждать очереди. В 2013-м у меня диагностировали третью стадию лимфомы Ходжкина. В 2014-м, после 12-ти сеансов химиотерапии и лучевой терапии, у меня наступила полная ремиссия. Врачи говорят, что сейчас риск повторного пробуждения болезни минимальный.

Анна Мотовилова (сейчас корреспондентка MR7) в парке онкоцентра в Песочном во время прохождения химиотерапии. 2013 год.
Я лечилась в петербургском онкоцентре в Песочном и видела сотни людей с онкологическими заболеваниями: многим было страшно, многим было больно и тошно, многие верили в лучшее, наслаждались жизнью, и некоторые скрывали свою болезнь от родных. Были те, кто не доверяли врачам, обсуждали народные средства и альтернативные методы лечения — не знаю, живы ли они сейчас.
В 2021 году умерла одна моя подруга, которая лечилась от рака костей, — именно от той болезни, которая показана в фильме «Лиза». Подруге было 22 года, она умерла, заразившись коронавирусом.

Влада Байкова (подруга корреспондентки MR7) во время лечения от рака. 2019 год. Фото: проект camera obscura, Мария Лещёнок
Создатели презентовали «Лизу» как «притчу» — и, действительно, её стоит воспринимать так. Притча о самоотверженности, чуде, столкновении добра со злом, о вреде коррупции и корысти в целом.
Воспринимать фильм как реалистичную историю о лечении рака было бы ошибкой. Онкологическое заболевание больше похоже на угасание, а не на надрыв и надлом. И это угасание возможно остановить и обернуть вспять силами официальной медицины.
Как проявлял себя рак кости у моей подруги? У неё время от времени болела нога, и она списывала это на физические нагрузки (работа официанткой). Врачи тоже долго думали, что здесь нет ничего серьёзного — и, как выяснилось потом, ставили неправильный диагноз. Когда стало понятно, что это именно рак, уже шли метастазы в другие части тела, в том числе в лёгкие. Несмотря на это, подруга лечилась долго и упорно, а потом старалась уберечь себя от ковида. В условиях пандемии это оказалось невозможно.

Палата Анны Мотовиловой (сейчас корреспондентка MR7) в петербургском онкоцентре. Это была отдельная комната с санузлом. 2013 год
Как проявлялся рак у меня? Да как будто никак. Время от времени симптомы ОРВИ, вспотевшая голова по утрам, несильные боли в разных частях тела. Подозрения возникли только тогда, когда случился кризис: необъяснимо высокая температура, увеличенные лимфоузлы, в том числе на шее, усилившаяся боль.
В «Лизе» героиню резко подкашивает, она падает и больше не может встать. Врачи сразу определяют у неё рак костей. Сама Лиза корчится от боли в палате и вот-вот умрёт. Это выглядит, как будто в ней стрела, а не онкологическое заболевание.

Героиня фильма «Лиза», у которой только что диагностировали рак. Скриншот трейлера.
Врач-онколог в одной из сцен говорит, что работающее лекарство от рака «не пустили бы на фармрынок» и что «помочь невозможно, поэтому главное не навредить [онкопациентам]». Это опасная и не соответствующая реальности мысль. Всё-таки есть пациенты, которые достигают полной ремиссии и живут долгие годы — как обычные здоровые люди. Не все любят рассказывать о своём прошлом, и таких людей больше, чем кажется. А стоимость лекарств определяет не только «рынок», но и себестоимость их разработки и производства. За ними действительно стоят научные исследования и тестирование.
Что мне всё-таки понравилось в «Лизе» — так это оптимизм. Мы видим в фильме онкопациентов, которым становится лучше, которые идут на поправку. И после финальной сцены есть приободряющие и искренние обращения настоящих врачей, которые призывают быть внимательными к своему здоровью. Если вовремя диагностировать — будет проще вылечить.
Киноиндустрия в целом с удовольствием эксплуатирует рак как универсальный приём для создания драматического сюжета. И часто герои, сталкиваясь с непреодолимой силой судьбы, красиво умирают. Перед этим попробовав в жизни всё, на что не решались до этого. Здесь с ходу вспоминаются «Сейчас самое время», «Достучаться до небес», «Жизнь прекрасна», «Виноваты звёзды», «Хорошие дети не плачут». Список можно продолжать ещё десятками фильмов и сериалов. Интересно, что в России недавно всё-таки сняли сериал про девушку, которая от рака вылечилась и разбирается со своей жизнью после этого, — «257 причин, чтобы жить».

Онколог на отдыхе. Фото со съёмок предоставлено пресс-службой студии «Ленфильм»
Итак, фильм «Лиза» — неплохая проба пера начинающего российского режиссёра Кмеля Нтсама, эссе о борьбе с раком, жизни и смерти, коррупции в медицине. На экранах кинотеатров — с 2 февраля. 10% с проката обещают направить фонду AdVita (возможно, в качестве моральной компенсации). Идти ли в кино — решать вам. И помните: рак излечим.



