Градозащитники подали иск к комитету по охране памятников (КГИОПу) осенью 2024 года. В рамках этого разбирательства они оспаривали нормативно-правовой акт от 2005 года, согласно которому склады исключили из реестра выявленных объектов культурного наследия и таким образом сняли с охраны.
Во время рассмотрения дела в Горсуде, активисты требовали:
- Вызвать в суд в качестве свидетеля секретаря комиссии, который подписал протокол о снятии Кокоревских складов с охраны в 2004 году.
- Опросить независимого архитектора.
- Истребовать из комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) проект планировки территории для будущего вокзала ВСМ. Как отмечают петербуржцы, здания складов планируют снести, хотя ответчик в лице юриста КГИОП Елены Патоки предоставил суду документы, согласно которым дореволюционные здания будут реконструировать.
Все эти ходатайства отклонили, а в иске отказали 13 мая. На этом активисты не остановились и подали жалобу. Её и рассмотрели сегодня во Втором апелляционном суде. Однако и эта попытка не увенчалась успехом — юрист и экс-член партии «Яблоко» Юрий Багров, который и представлял интересы активистов, вновь заявил ходатайство о назначении историко-культурной экспертизы об установлении ценности зданий. Но, как и во время рассмотрения дела в первой инстанции, в апелляции это требование «завернули». В итоге судья Лариса Головкина отказала активистам.
Тем временем, судя по информации СМИ, завершить выкуп земли для проекта терминала ВСМ городские власти планируют до апреля 2026 года. Под новый вокзал изымают девять зданий Кокоревских складов — как сообщает «Фонтанка», с владельцами двух из них — на Лиговском проспекте, 50, литеры О и М, которые являются ближайшими к железнодорожным путям, соглашения уже достигли. Хотя ранее собственники и арендаторы помещений на складах выступали за перенос вокзала ВСМ — вместе с активистами они направили обращение к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой сохранить здания.