Журналистка из Афганистана Кобра Хассани и ещё 13 обвиняемых в попытке незаконно покинуть Россию выступили в суде с последним словом. Большинство из них признали вину и просят суд лишь о снисхождении. Обвинительный приговор для многих из них означает неминуемую депортацию на родину, где им грозит преследование и смерть. Некоторые до выезда из страны открыто выступали против Талибана*.
Кобра Хассани также сказала суду, что ей пришлось покинуть Афганистан именно в связи с приходом к власти талибов*. Ранее в суде адвокат девушки говорила о том, что её подзащитная не признаёт вины, сторона защиты просила её полного оправдание, так как у Хассани не было намерения нарушать закон, она хотела уехать в ЕС легально и не знала, что предложенный знакомым вариант окажется незаконным.
— Это преступление, которое я нехотя совершила. Меня обманули. Я все осознала и прошу прощения, — сказала Кобра в суде.
Прокурор в прениях просила ей три года колонии по части 3 статьи 322 УК РФ.
Дело, которое рассматривает Кировский суд, было заведено после того, как в мае 2022 года группу афганцев (12 мужчин и Кобру), а также белоруса Александа Мацулевича (ему предъявлено обвинение также в организации выезда и даче взятки начальнику погранслужбы ФСБ) задержали при попытке нелегально выехать на судне из порта Петербурга в Европу.
Ранее мигранты разными путями попали в Россию — кто-то по учебной визе, кто-то нелегально, некоторые успели обзавестись семьями. Кобра Хассани из Афганистана уехала в 2021 году после прихода к власти талибов. До этого она работала журналисткой на телевидении, владела рестораном в Кабуле. Из Афганистана через Таджикистан Кобра приехала в Киев, где поступила в вуз. Однако в 2022-м в связи с начатой Россией спецоперацией хотела покинуть Украину — перебраться в Германию через Польшу. Однако вместо Польши её увезли сначала в Луганск, а оттуда в Россию.
В связи с незаконным пребыванием на территории России суд уже оштрафовал Хассани и постановил выдворить из страны. В январе 2023-го Миграционная служба отказала девушке во временном убежище.