Эксклюзив MR7

«Её там убьют». Журналистке и феминистке из Афганистана грозит депортация из Петербурга к талибам*

MR7 рассказывает историю Кобры Xассани.

«Её там убьют». Журналистке и феминистке из Афганистана грозит депортация из Петербурга к талибам*

Скриншот YouTube-канала Кобры Хассани

В Петербурге начинается судебный процесс в отношении журналистки Кобры Хассани и группы других граждан Афганистана, которых подозревают в нелегальном пересечении российской границы (ч. 3. ст. 322 УК РФ). Хассани бежала из своей страны после захвата власти «Талибаном»*. Какое-то время жила и училась на Украине. Но меньше чем через год началась российская «спецоперация» — и девушка решила бежать в Евросоюз. По словам адвоката Кобры, её вместе с соотечественниками обманом привезли в Россию — и здесь их арестовали при участии ФСБ. Сейчас каждому из них грозит до шести лет лишения свободы и депортация в Афганистан.

СПРАВКА

США контролировали политический режим в Афганистане с 2001 по 2021 год. После терактов 11 сентября 2001-го, во время которых исламисты «Аль-Каиды»* взорвали башни-близнецы на Манхеттене, США вместе с партнёрами по НАТО начали военную кампанию против «Талибана»* и «Аль-Каиды»*.

В 2001-м режим «Талибана»* в Афганистане был ликвидирован, со временем в стране создали систему выборов и новую конституцию, направленную на обеспечение прав человека. Боевые столкновения с талибами* продолжались все 20 лет.

Ставший президентом США в 2021 году Джозеф Байден вывел войска из Афганистана. Боевики «Талибана»* захватили столицу Афганистана Кабул, вновь установили свой режим и организовали массовые расправы среди несогласных. В особенно тяжёлом положении оказались соучастники прежнего режима и все женщины.

«Может быть, мы сможем восстановить мир, который мы потеряли»

Случай Кобры Хассани начали обсуждать в российских медиа в марте 2023-го: о ней написало феминистское сообщество «Восьмая инициативная группа». Активистки призвали писать этой девушке, коротко пересказав её историю со слов заключённой Ольги Смирновой (её судят за «фейки об армии» по ст. 207.3 УК РФ): Ольга и Кобра однажды встретились в камере-«конвойке» в здании суда. Тогда же MR7 попробовал написать ей самой, в СИЗО-5. Но письмо так и не было доставлено. В мае нас уведомили, что Кобра освобождена из СИЗО. Как выяснилось позже — в связи с переводом в Центр временного содержания иностранных граждан в Красном Селе.

Кобре Хассани 26 лет, больше года она находится в заключении в России.

Из записей в соцсетях девушки следует, что она родилась в Иране, но в детстве вместе с семьёй переехала в Афганистан — тогда он был под контролем США. Судя по всему, у её родителей афганское происхождение.

В Кабуле Кобра закончила школу для девочек, после чего занялась общественной деятельностью в области прав человека. Одновременно с этим работала менеджером в строительной компании, но вскоре поступила в частный университет на факультет международных отношений.

Некоторое время преподавала в частных школах, но поняла, что хочет работать в журналистике. Она устроилась на один из афганских телеканалов и в американскую компанию National Public Radio. Со временем перешла на молодёжный телеканал Afganistan Youth TV и отвечала там за социальные и политические темы.

Фото из соцсетей Кобры Хассани

Фото из соцсетей Кобры Хассани

Достигнув успеха в журналистике, Хассани открыла собственный ресторан в Кабуле, его название в переводе на русский означает «Волшебный ресторан». Его особенностью было большое количество книг: здесь можно было брать и оставлять хорошую литературу. Кобра считала важным продвигать культуру чтения и самообразования в стране.

«Кобра понимающая, тактичная, имеет сильную мотивацию к успеху и развитию. Она сильная и боевая девушка. Борется с социальными проблемами в Афганистане, не забывая о своих мечтах.

Она рассказывает, что сталкивалась с трудностями с детства — и каждая из них стала для неё большим уроком, который сделал её успешной. Сейчас Кобра думает о развитии в бизнесе: она уверена, что женщины могут добиться экономической самодостаточности», — так выглядит в переводе отрывок из текста 2018 года на фарси с заголовком «Успешная и активная молодёжь Афганистана». Кобра сделала его репост себе на страницу в Facebook** в 2021 году, когда жизнь в её стране становилась совсем другой.

С ним соседствуют высказывания против «Талибана»* и репост обращения женщин-конгрессменов США к президенту Байдену с просьбой обеспечить права человека афганским женщинам. Статус страницы: «Maybe we can restore the peace we lost!» («Может быть, мы сможем восстановить мир, который мы потеряли!»).

Как Хассани уехала из Афганистана и почему ей опасно туда возвращаться

После прихода к власти талибов* Кобра лишилась практически всего, что имела. Со слов Ольги Смирновой, её родителей задержали и посадили в тюрьму, о дальнейшей их судьбе мы не знаем. Девушка бежала из Афганистана, куда получилось — на Украину — и поступила в Киевский государственный университет, на экономический факультет. Там была возможность учиться на английском языке.

В Киеве Кобру застала российская «спецоперация». Упрощённого варианта эвакуации в Евросоюз для иностранцев не было: он действовал только для граждан Украины. И, судя по всему, эту нишу заняли мошенники, которые обещали за небольшую плату помочь выехать из страны в безопасное место. Кобра обратилась к людям, которые обещали легально отвезти её в Польшу, далее она планировала направиться в Германию. По словам её адвоката, у неё в этой стране находился молодой человек.

Весной 2022-го Кобра в компании, предположительно, 14 человек села в микроавтобус. Их везли «окольными путями», лесами. Девушка совсем не знала русского языка, поэтому, скорее всего, далеко не сразу поняла, в какой стране оказалась.

— Она была уверена, что её перевозят законно, что будут разрешительные документы на въезд в Евросоюз. Умысла совершать какое-либо правонарушение или преступление у неё не было, — говорит адвокат Кобры Мария Беляева.

Сначала группа бегущих из зоны боевых действий добралась до Москвы, потом — до Петербурга. Здесь их и арестовали в конце мая 2022-го. Кобру отправили в СИЗО-5 «Арсеналка». Всей группе задержанных помогает Афганская диаспора в Петербурге. Для Кобры Хассани они надеются отстоять право на временное убежище в России, помогают ей с одеждой и едой.

Скриншот передачи телеканала Afganistan Youth в соцсетях. Справа — Кобра Хассани

Скриншот передачи телеканала Afganistan Youth в соцсетях. Справа — Кобра Хассани

С активисткой и заключённой Ольгой Смирновой Кобра познакомилась в камере-«конвойке» Кировского районного суда. Они встретились там однажды, в декабре 2022-го. Кобре в очередной раз продлевали срок содержания в изоляторе, а у Смирновой уже начиналось рассмотрение дела по существу.

«Тогда Кобре продлили арест на два месяца. Это её расстроило, поскольку на тот момент она уже восемь месяцев находилась в СИЗО. Она сказала, что всех обвиняемых по её делу ждёт депортация в Афганистан, и поскорей бы уже это случилось. Я удивилась, попробовала её отговорить и убедить сделать запрос на политическое убежище. А потом подумала, что между нами есть нечто общее: ведь я осталась в России, понимая, что это грозит мне отсидкой.

В жизни Кобры сложилось так, что, ускользнув от своей войны, она оказалась в эпицентре ***, а потом и вовсе стала игрушкой в руках мутных личностей и попала в тюрьму в стране, которую даже посещать никогда не собиралась.

Возможно, в этом можно увидеть некое предначертание», — рассказала Ольга Смирнова в письме MR7.

Адвокат Мария Беляева говорит, что Кобра ни в коем случае не должна возвращаться в Афганистан: скорее всего, её там убьют. В лучшем случае она будет обречена на «пожизненный домашний арест» (в таком положении вынуждены находиться все женщины в Афганистане: сейчас им запрещено учиться, работать, выходить на улицу «без крайней необходимости», они обязаны полностью закрывать тело и лицо, могут быть физически наказаны за проступок).

— Я вам дословно скажу, чего она хочет. Её слова такие: «Я готова один раз умереть в Афганистане — это лучше, чем каждый день умирать в тюрьме». Это восточный менталитет, не совсем понятный нам подход к жизни. И у Кобры многое зависит от настроения.

Когда она хорошо себя чувствует, в ней просыпается надежда и она не хочет возвращаться в Афганистан. Но бывают и депрессивные настроения, когда не хочется вообще ничего, — рассказывает Мария Беляева.

В заключении к бытовым трудностям прибавляются социальные: Кобра не владеет русским языком, является носительницей другой культуры и при этом вынуждена терпеть мелкие издевательства сокамерниц. Это распространённая история, и мы точно не знаем, было ли причиной её происхождение. Кобра жаловалась, что ей не дают спать, пристают, могут дёргать и теребить. Рукоприкладства не было. Адвокаты с помощью волонтёров передавали ей в СИЗО успокоительное — это немного помогло справляться с эмоциональным состоянием.

Интересы Кобры Хассани представляют два адвоката: Мария Беляева и Елена Фадеева. Они настаивают на полной невиновности девушки, её освобождении и предоставлении ей временного убежища в России. Сейчас завершено предварительное следствие по делу о нелегальном пересечении границы группой лиц по предварительному сговору (ч. 3. ст. 322 УК РФ). Адвокаты изучают материалы дела. Летом должно начаться судебное разбирательство — скорее всего, в Кировском районном суде.

*Организация признана террористической и запрещена в России.

**Признан экстремистским, запрещён в России.

share
print