Новости

Россия отказала журналистке из Афганистана во временном убежище

Кобра Хассани в Кировском районном суде Петербурга. Фото: Анна Мотовилова / MR7

Кобра Хассани в Кировском районном суде Петербурга. Фото: Анна Мотовилова / MR7

Миграционная служба прислала афганской журналистке Кобре Хассани отказ во временном убежище. Ранее суд постановил депортировать Хассани из России в Афганистан. Шансов, что девушке удастся избежать отправки к талибам*, что грозит ей смертью, уже почти нет. От решения Кировского райсуда сейчас зависит лишь одно: сколько Кобра проживёт в российской неволе. «Она хочет уехать в Афганистан. Прекрасно всё понимает. Но хочет просто всё закончить», — говорит адвокат Кобры.

От талибов* не защитят

О Кобре Хассани MR7 уже рассказывал. Ей 27 лет. Красивая, успешная. Когда жила в Кабуле, работала журналисткой, поддерживала благотворительный фонд, имела небольшой бизнес — «Волшебный ресторан» (так он назывался). Но когда в 2021-м к власти в стране пришёл Талибан*, поняла, что таким, как она, там не выжить. Из Афганистана Кобра уехала в Таджикистан, а оттуда спустя три месяца — на Украину по студенческой визе. Училась в Киеве, но началась российская спецоперация. В 2022-м Кобра решила перебраться в Германию к жениху. Но не владея ни русским, ни украинским, оказалась в микроавтобусе, который ехал вовсе не на Запад — к границе с Польшей, как она рассчитывала, а на Восток — сначала в Луганск, потом в Россию. Весной 2022-го она была уже в Москве. Обратилась за помощью к знакомому, тот предложил выбираться в Европу через Петербург. В мае Кобру, её знакомого Гулама Джелани и ещё 12 человек задержали сотрудники ФСБ, по версии следствия, при попытке незаконно выехать из страны, в обход паспортного контроля, через морской порт.

Кобра попала в петербургское СИЗО. А в мае 2023-го суд вынес решение по административному делу: 5000 рублей штрафа и выдворение из России за нарушение правил въезда и пребывания в стране. Тогда же Кобру до исполнения решения суда поместили в центр временного содержания иностранцев в Красном Селе. Однако тогда ещё оставалась надежда. Во-первых, на Горсуд — но там не стали удовлетворять апелляцию, решение о выдворении оставили в силе. Во-вторых, в октябре были поданы документы на временное убежище. И вот итог:

— 28 января Кобра получила отказ от Миграционной службы. Он был подписан 11 января, — говорит адвокат Хассани Елена Фадеева.

Остаётся вариант оспорить решение о депортации в Кассационном суде, но надежда на благоприятный исход уже кажется призрачной.

Вину не признала

Тем временем в Кировском суде продолжается суд по уголовному делу о незаконной попытке выехать из России, фигурантом которого стала Кобра с остальными 13 участниками и предполагаемыми организаторами неудачной попытки уплыть из морского порта в мае 2022-го. Сегодня проходили прения, в которых свою позицию представляла сторона защиты.

Адвокаты 11 афганцев — мужчин разным образом и в разный срок попавших в Россию — просили судью о снисхождении. Их подзащитные признали вину, раскаялись. Все ранее не судимы в России, у некоторых в нашей стране уже появились жёны, дети. Нескольким, как и Кобре, в Афганистане грозит если не смерть, то тюрьма — так как ранее они выступали против талибов* и потому бежали из страны.

Адвокаты лишь двоих подсудимых сегодня просили полностью оправдать подзащитных — Кобры и её знакомого Гулама Джелани. Мужчине вменяют не только попытку выехать из страны, но и в организации этого выезда. Адвокат с таким обвинением категорически не согласна. Сегодня она объясняла, что Гулам вызвался помочь лишь Кобре, из Москвы в Петербург приехал её проводить. А о незаконности поездки не знали ни он, ни Хассани. На юридическом языке это называется «добросовестное заблуждение»: да — покинуть страну девушка хотела, но искала легальные пути.

— Фактически она стала жертвой обмана, — говорила в прениях Елена Фадеева.

Закончить прения сегодня не смогли: не пришёл один из двух адвокатов Александра Мацулевича — белоруса, которого обвинение считает организатором незаконного и, конечно, не бесплатного вывоза афганцев из России (ему также вменяют дачу крупной взятки начальнику погранслужбы ФСБ). Судья согласилась перенести выступление его и его защитников на 6 февраля. В этот день суд может закончиться.

Прокурор просила Мацулевичу 10 лет колонии, Джелани — три года и три месяца, остальным, включая Кобру, — по три года.

Кобра уже провела почти год в СИЗО, восемь месяцев в центре для временного содержания иностранцев. Это наверняка будет учтено в приговоре, если он будет обвинительным. Срок в колонии, если и останется, то не большой. И, по сути, это будет срок до депортации.

— Кобра хочет депортацию в Афганистан, она больше не готова оставаться в России. Да, она понимает, чем ей это грозит, возможно, лучше всех остальных понимает. Но она просто хочет всё это закончить, — говорит адвокат Елена Фадеева.

*Талибан признан признан террористической организацией и запрещён в России

share
print