Репортажи

В Петербурге начался суд по делу Дарьи Треповой

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Коллегия судей Второго западного военного окружного суда начала в Петербурге процесс по делу Дарьи Треповой, обвиняемой в совершении теракта, в котором погиб блогер и военкор Владлен Татарский. Выездные слушания могут быть скоротечны и уложиться в месяц. Впрочем, возможны и повороты. Уже на первом заседании выяснилось, что до него не дожил один из 52 пострадавших. Сама Дарья и обвиняемый в укрывательстве её знакомый Дмитрий Касинцев вину по сути не признали, согласившись с обвинением лишь частично. 

Протокольное опоздание

Первое заседание по делу Дарьи Треповой в Петербурге прошло с аншлагом. Сотни журналистов федеральных и местных СМИ приехали освещать процесс. Дарью доставили в суд примерно за час до намеченного заседания. За полчаса подошёл второй обвиняемый — Дмитрий Касинцев. Тем не менее процесс начался с опозданием примерно на 50 минут. И сотрудникам суда стоило усилий закончить протокольную съёмку перед слушаниями.

Не менее семи сотрудников полиции дежурили вокруг «аквариума» — помещения для подсудимых в зале, — пока шла протокольная съёмка. Ещё несколько всё заседание оставались в зале. Большинство из них предпочли не снимать балаклав, закрывавших лица.

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Остаться на суде смогли около 70 человек, включая почти 30 пострадавших (в том числе представителя ООО «Конкорд»). Также в суде была замечена вдова Владлена Татарского, скрывавшая лицо под капюшоном. От пары, предположительно, близких Дарьи журналистов просили держаться подальше.

— Приношу извинение за опоздание, у нас много участников судебного разбирательства, — начал слушания судья Дмитрий Жидков.

Дарья была не против ведения фото- и видеосъёмки в процессе. А вот Дмитрий был не согласен, как и его адвокат. Гособвинитель напомнила, что в числе пострадавших есть несовершеннолетние, а потому она была также против съёмки в зале. 

Мнения потерпевших по этому вопросу разделились примерно поровну. Суд съёмку в процессе запретил. Кроме того, в начале заседания судья попросил удалиться из зала 15-летнего потерпевшего, без родителей в суде ему участвовать нельзя, а также одну из свидетельниц — ей также недопустимо быть в слушаниях до её допроса.

Десять пострадавших уже на стадии судебного следствия заявили гражданские иски о компенсации вреда к девушке (от второго подсудимого Дмитрия Касинцева они ничего не просят). Суд не огласил запрашиваемые суммы. 

По каждому процессуальному вопросу судья Дмитрий Жидков сначала опрашивал всех собравшихся потерпевших: по составу суда, по имеющимся ходатайствам. На третьем вопросе судья попросил вставать и высказываться тех, кому есть, что заявить. Это немного ускорило слушания.

Место взрыва. 3 апреля 2023-го. Фото: Олег Золото / MR7

Взрыв в кафе на Университетской набережной, 25 прогремел вечером 2 апреля. Заведение StreetFood №1 давно связывали с деятельностью бизнесмена Евгения Пригожина (рядом расположен его отель «Трезини»), а после и вовсе выяснилось, что помещение принадлежит одной из компаний предпринимателя. В кафе регулярно проходили встречи так называемого дискуссионного клуба «Кибер фронт Z». На них приглашали выступать поддерживающих СВО деятелей культуры, журналистов, общественников. 

2 апреля проходил творческий вечер блогера, военкора Владлена Татарского (Максима Фомина). Ему было 40 лет. О Владлене известно, что он родился на Украине в Макеевке в шахтёрской семье. В молодости и сам успел поработать на шахте, затем пробовал себя в бизнесе, но открытые им мебельные магазины прибыли не приносили. В 2011 году участвовал в ограблении банка, был судим — приговорён к восьми годам лишения свободы, срок отбывал в Горловке, но в 2014 году сбежал, когда рядом с колонией начался бой. После этого присоединился к народной милиции ЛНР. Взял себе позывной «Профессор» в честь одного из персонажей книги Виктора Пелевина. Стал активно не только участвовать в боях, но и вести блог, выпустил три книги. В кафе на Университетской набережной должен был рассказывать о том как вести репортажи «из горячих точек, находясь под градом пуль».

На встречу собралось около ста человек. В седьмом часу вечера одна из слушательниц обратилась к Татарскому. Она представилась Анастасией, студенткой Академии художеств. После серии комплиментов, она вручила Владлену коробку с подарком. В ней был небольшой бюст. Анастасия заверила, что это бюст самого Татарского, хотя позднее участники той же встречи говорили, что статуэтка не сильно была похожа на военкора. Тем не менее он оставил её у себя на столе, вечер продолжился. 

Спустя несколько минут прогремел взрыв. Татарский скончался на месте. Ещё 52 человека получили ранения и травмы. 

После взрыва Следственный комитет первоначально возбудил уголовное дело по статье об убийстве (часть 2 статьи 105 УК РФ). За её нарушение грозит от 8 до 20 лет лишения свободы.

Начался розыск девушки, вручившей погибшему статуэтку. На следующий день появились сообщения о задержании 26-летней Дарьи Треповой. В опубликованном силовиками видео, она признаётся, что сама передала статуэтку Татарскому. Следком переквалифицировал дело с «убийства» на «теракт». 

Следствие по делу Треповой велось в Москве, девушка всё время находилась в СИЗО.

Незакрытый «Гештальт» и эстонские номера 

Процесс начался с оглашения обвинительного заключения, зачитанного прокурором. Из него слушатели узнали: 

— Теракт был организован «Для устрашения населения, одобряющего цели и задачи СВО». Для его осуществления на территории Украины была создана организованная группа. Действовать «заговорщики» начали уже с 24 февраля — то есть с первого дня СВО.

— Организаторы вовлекли в группу «противников СВО», включая Трепову. 

— Сторона обвинения считает, что преступление было тщательно спланировано, а все участники знали о возможных последствиях, включая гибель людей. 

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

— Для осуществления теракта, была разработана легенда, согласно которой Дарья должна была представляться Анастасией — студенткой-скульптором, поддерживающей цели СВО. Ей обеспечили изготовление поддельного водительского удостоверения, завели фейковую страницу в соцсетях, всем участникам обеспечили сим-карты, крипто-кошельки.

— Подготовка теракта шла как минимум с декабря 2022-го. Девушка в это время посещала мероприятия с участием Фомина, покупала его книги, причём как в Петербурге, так и в Москве и Омске. 

— Куратором Дарьи, по версии следствия, был украинский журналист Роман Попков (мужчине заочно предъявили обвинение в руководстве совершением теракта — часть 4 статьи 205.1 УК РФ, в июне он был объявлен в розыск). 

— В деле также есть некое неустановленное лицо, из числа организаторов, скрывающееся под ником «Гештальт».

— Статуэтку — гипсовый бюст и подарочную упаковку приобрели ещё в феврале-марте 2023-го. Сам «подарок» подготовили в Москве. С 8 по 31 марта девушка хранила самодельное взрывное устройство (СВУ) у себя дома в Москве. 

— В марте она встретилась с Фоминым, когда у того было выступление в столице. Там же узнала о дате следующей встречи — 2 апреля в Петербурге.

— 30 марта Дарья получила поддельное водительское удостоверение, а 31-го привезла СВУ из Москвы в Петербург. До 2 апреля она хранила статуэтку в квартире на Васильевском острове. 

— 2 апреля, около 11 утра, по данным следствия, Дарья активировала СВУ, переведя его в боевое положение. 

–В 17:17 Трепова приехала в кафе на Университетской. В 18:07 пользуясь «сложившимися в период подготовке доверительными отношениями» и «предвидя последствия», включая смерть людей, для формирования негативного отношения к СВО — побуждения разжигания недоверия к органам властям, она передала статуэтку Татарскому.

— В 18:11 путём вызова с эстонского мобильного номера неизвестные привели СВУ в действие. Прогремел взрыв. В результате теракта — погиб Фомин, угрозе гибели были подвергнуты 85 участников мероприятия, 52 получили травмы. Собственнику помещения — ООО «Конкорд менеджмент и консалтинг» был причинён ущерб на 1 миллион 137 тысяч рублей.

— По данным следствия, после теракта Дарья должна была покинуть Россию. Ей был куплен билет на рейс «Петербург-Бухара», вылетавший около 21 часа.

— Последние часы на свободе девушка перемещалась на такси, которые ей вызывал «Гештальт», пока не приехала в Парголово к своему знакомому Дмитрию Касинцеву. Там в СМИ прочитала, что о ней уже известно и её ищут. 

— Касинцев не просто укрывал Дарью, но и говорил разыскивавшим её сотрудникам полиции, что девушки у него дома нет.

Дмитрий Касинцев был не рад вниманию СМИ. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Не взрывное, а подслушивающее

Выслушав обвинения, Дарья Трепова заявила, что не признаёт себя виновной по двум, вменяемым ей статьям: части 4 статьи 222.1 и пункту «Б» части 3 статьи 205 УК РФ (террористический акт, совершенный организованной группой, повлекший умышленное причинение смерти человеку; незаконное ношение взрывчатых устройств, совершенное организованной группой). Максимальное наказание по этим статьям — пожизненное лишение свободы, однако по части 2 статьи 57 УК РФ женщин не могут осудить на срок больше 30 лет.

— Я не знала, что в статуэтке взрывное устройство, я думала, что там только подслушивающее, — сказала Дарья.

Она признала себя виновной лишь по статье о подделке документов — водительского удостоверения, которое использовала в последние дни перед вменяемым преступлением (часть 4 статьи 327). За это может грозить до четырёх лет лишения свободы. 

Второй подсудимый — Дмитрий Касинцев, обвиняемый в «заранее необещанном укрывательстве особо тяжкого преступления» (до двух лет лишения свободы) также не признал вины по вменяемой статье. Он и его адвокат просили переквалифицировать ему обвинение на статью 205.6 — «Несообщение о преступлении» (максимальное наказание — лишение свободы на срок до года).

«Посмотрела и… потихонечку вышла»

Во время объявленного судом перерыва свою минуту славы получили потерпевшие. Не все их них хотели общаться с прессой. Многие закрывали лица. В ком-то журналисты узнавали людей, встреченных на открытии «ЧВК Вагнер-Центра». Другие охотно раздавали интервью.

Марат Арнис. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

— Я помню, как Дарья сказала, что охрана не даёт ей пронести подарок в зал, будто бы там может быть бомба. Все посмеялись, восприняв это как шутку, Владлен сам сказал передать коробку. А когда она вручила ему подарок, она хотела вернуться на своё место, но Татарский усадил её рядом с собой. Она была спокойна, и лишь когда он начал трясти коробку, сделала жест, будто защищается. Но ничего не произошло и дальше она ещё немного посидела рядом, а потом всё же ушла, — рассказывал у зала суда журналист, редактор кабельного телеканала Марат Арнис. 

Он говорил, что давно следил за блогом Владлена Татарского, именно из его канала узнал о встрече и пришёл послушать военкора. 

— Я ознакомился с заключением следствия, многие нюансы я узнал именно из него. Дарья говорит, что не знала о взрывчатке в статуэтке. Мне кажется, это очень спорным заявлением. Насколько мне известно, при разговоре с психологом она назвала 2 апреля «днём пиротехники», хотя чаще говорила о нём, как о «дне X», — рассуждает мужчина.

По словам Марата, при взрыве он получил контузию и сотрясение мозга. Он говорит, что до сих пор, когда находится на массовых мероприятиях, вспоминает день взрыва в кафе. 

Эдуард Омельченко. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Другой пострадавший — Эдуард Омельченко, в костюме и бабочке, сам юрист, эмоционально вспоминал первые мгновения после взрыва. 

— Она ведь не убежала. Я точно видел, хоть и был контужен, как она подошла к Максиму (Владлену Татарскому — ред.), 

посмотрела на него — у того глаза стеклянные, умер, затем посмотрела на Е. (мужчина находился рядом с Татарским — ред.) — у того живот разорван, но видно, что он жив.

Потом спокойно развернулась и ко мне подошла. Посмотрела и… потихонечку вышла, — рассказывал Эдуард.

Впрочем свою версию событий в суде ему ещё предстоит огласить в дальнейшем. 

После перерыва заседание не продолжилось и 20 минут. Судья сообщил, что только что стало известно: один из потерпевших скончался. Позже адвокат Треповой сообщил журналистам, что узнал о кончине потерпевшего, как и остальные — только что. Ему не известно, умер он или погиб. Это выяснится в суде при оглашении документов. СМИ уточняют, что не стало 58-летнего Виктора Полиектова. Он умер 1 ноября.

Стороны обсудили график заседаний, исходя из возможностей адвокатов и судей. Следующее заседание назначено на 10 утра 17 ноября.

Адвокат Даниил Берман. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Сливы и вбросы

Комментарий адвоката Дарьи Треповой после заседания был довольно лаконичен. Даниил Берман лишь отметил, что вопреки появившейся накануне в СМИ информации, Дарья не признавала своей вины и никогда не говорила о том, что ей известно о взрывчатке в статуэтке.

— Она не признаёт себя виновной ни в терроризме, ни в переносе взрывчатых веществ, потому что она не знала, что она несёт, — ещё раз проговорил адвокат позицию стороны защиты.

Незадолго до первого заседания в медиа появилась информация, будто Дарья «раскололась» во время исследования на полиграфе, а также указывалась сумма, якобы полученная «за убийство Татарского» — 195 тысяч рублей от «украинских кураторов». 

Адвокат Даниил Берман опроверг эти сведения. 

— На стадии следствия никакая информация из дела не утекала. Странно, что подобный вброс произошёл, уже когда дело было передано в суд, — отметил адвокат. 

* Дарья Трепова внесена в реестр террористов и экстремистов Росфинмониторинга