Истории

«Он умел толкать красивые речи. Амбиций дофига»

Как о возможно причастном к теракту Романе Попкове вспоминают бывшие соратники.

«Он умел толкать красивые речи. Амбиций дофига»

Роман Попков. Фото: страница Романа Попкова в соцсети «ВКонтакте»

После задержания Дарьи Треповой, обвиняемой в совершении теракта, в результате которого погиб военкор Владлен Татарский вечером 2 апреля в Петербурге, СМИ опубликовали выдержки из её допроса. Девушка призналась — «задание» ей предложил выполнить некий «активист из Киева». О том, что этим «активистом» может быть Роман Попков, 3 апреля заявили telegram-каналы Shot и «Осторожно, новости». Как оказалось, мужчина в начале 2000-х состоял в Национал-большевистской партии (НБП)* — устраивал политические акции и возглавлял московское отделение. Однако партийцы сразу открестились от Попкова — его из нацболов* исключили ещё в 2009 году. По словам бывших соратников, он «плёл интриги и изменил свои политические взгляды». MR7 решил узнать — кто же такой Роман Попков, которого могут обвинить в организации взрыва в Петербурге.

В НБП* Роман Попков пришёл в 1999 году — до этого состоял в «Русском национальном единстве»*, вспоминают бывшие партийцы. Вначале он возглавил брянское отделение партии, а уже к 2002 году переехал в Москву и стал главой столичных нацболов*.

— В середине нулевых годов Попков с супругой жили у меня буквально на кухне, — признаётся секретарь незарегистрированной партии «Другая Россия Э. Лимонова» Александр Аверин. — Роман, хотя сам азербайджанец, был поклонником немецкой эстетики… Мне на день рождения как-то подарил альбом с немецкими танками.

Глава петербургского отделения «Другой России Э. Лимонова» Андрей Дмитриев и вовсе считает, что Попков был фанатом Третьего рейха.

— Но у нас такие интересы не приветствовались, и он «свои увлечения» не особо афишировал, — вспоминает Дмитриев.

Андрей познакомился с Попковым «на рубеже веков», когда тот вступил в партию — пересекались на собраниях в Москве. О Романе он вспоминает как об очень «самовлюбленном и высокомерном человеке».

— Он пытался навести в партии свои личные порядки. Хотя никогда не был идеологом, скорее хорошим исполнителем — таким средним звеном московской ячейки, — добавляет про Романа Аверин. 

Такого же мнения придерживается и другой партиец, Ольга Шалина из московского отделения: по воспоминаниям женщины, Попков восхвалял Лимонова и при этом плёл интриги, отстранял от работы тех товарищей, кого считал «недостаточно преданными вождю».

— Попков умел толкать красивые речи. Амбиций до фига. Но казалось, что он относился к людям, как к расходному материалу, — объясняет Ольга.

Попков (справа) вместе с бывшим соратником Дмитрием Бахуром в штабе партии, предположительно 2003 год. Фото: страница Романа Попкова в соцсети «ВКонтакте»

Попков (справа) вместе с бывшим соратником Дмитрием Бахуром в штабе партии, предположительно 2003 год. Фото: страница Романа Попкова в соцсети «ВКонтакте»

В 2006 году Шалина вместе с Попковым участвовала в «драке у Таганского суда». Тогда лимоновцы собрались у здания суда, где проходило слушание по жалобе партии на отказ в регистрации. Акция переросла в стычку с полицией. После этого Попкова приговорили к двум годам и трём месяцам лишения свободы.

Пока Попков находился в СИЗО, в 2007 году НБП* признали экстремистской организацией, и она перестала существовать. Бывшие соратники начали действовать в рамках коалиции «Другая Россия». В эту организацию в 2008 году после освобождения и вернулся Попков. Однако, по словам лимоновцев, Роман решил сменить политический курс.

— Мы в 2008 году разошлись с либералами, а он, наоборот, увлекся их идеями. Мы ему тогда говорили: «Роман, не стоит, люди идут не в ту сторону», — вспоминает Аверин.

Тогда же у Попкова возник и конфликт с руководством партии.

— Он начал действовать уже поперек Эдуарда (Лимонова. Ред.), наверное, он претендовал на высокую должность в партии в обход руководства, — отмечает Ольга. — Причем он не сам ушёл. Мы собрали конференцию и приняли решение его исключить. Несколько товарищей демонстративно пришли его поддержать и вышли из партии.

Также Шалина отметила, что решение «выгнать» Попкова из рядов лимоновецв было связано ещё и с тем, что в партии его подозревали в «общении с оперативниками».

— У нас была версия, что он помог дать «нужные» показания по делу Политковской (убитой в 2006 году журналистки «Новой газеты».Ред.). А нацболы* тем временем поставили под сомнение официальное расследование, — считает Ольга.

Вслед за Попковым партию покинули его жена и ещё восемь человек. Одной из них была Дарья Исаева, которая впоследствии вернулась.

— Это была, пожалуй, во многом борьба за власть в партии. Вдвойне смешно, если обвинения, по которым Рому выгнали из «Другой России» — сотрудничество с оперативниками, — всё-таки были реальны, учитывая, где он живёт и чем занимается. У нацболов* есть формула: «Наш бог Россия, Партия — наша церковь, наш пророк — Эдуард Лимонов».

В тот момент церковь-партия предала его «анафеме», но человек в ответ зачем-то предал своего бога… Для Ромы это могло стать психотравмой, видимо… — объясняет Исаева. 

После выхода из «Другой России» в 2009 году Роман организовал общественно-политическое движение «Нация свободы». Во многом его идеи пересекались с нацбольскими. В это же время Попков работал журналистом в «Особой букве», потом редактором в «МБХ-медиа»**. Что случилось с Романом после, Дарья не знает — весной 2014-го она решила вернуться в незарегистрированную партию. Однако тогда же девушка с удивлением обнаружила, что Попков поддержал «Евромайдан» — на массовых акциях протеста в центре Киева он присутствовал как журналист.

— Когда его выгнали из партии, лично я подумал, что он просто изменил свою позицию — ну, стал человек либералом. Сейчас я понимаю: в СМИ он работал чисто за деньги — притворялся, а уже тогда общался с украинскими националистами, — предполагает Аверин.

В 2017 году Попков вернулся в Москву, но уже с 2019 года, судя по всему, полностью переехал в Киев, вспоминают лимоновцы. Такие перемещения бывшие партийцы связывают с тем, что в России к тому времени начали ужесточать запреты на митинги.

— Никаких особых дел — уголовных или подобное, у него в то время здесь не было. Просто, видимо, он решил уехать туда, где ему лучше. К моменту начала СВО он уже плотно был киевским журналистом, — считает Шалина.

тем временем

По данным telegram-каналов, сейчас Попков живет в Киеве и работает под руководством бывшего депутата Госдумы Ильи Пономарёва***. Информацию о местонахождении Романа подтверждает и одноименный telegram-канал, который предположительно принадлежит Попкову: «Я давно живу в Киеве, являюсь журналистом — пишу на сайте «Вот Так»****, специализируюсь на освещении [«спецоперации», но в канале использован иной термин. Ред.] и партизанского движения».

Лимоновцы также вспоминают, что активную роль в жизни партии прежде играла супруга Попкова. Она вступила в НБП* вместе с мужем в 1999-м.

— Она придумала целый ряд классических для НБП* акций. Подозреваю, что и сейчас она продумывает все эти схемы, — рассуждает Дмитриев. — То есть Попков — это человек смелый. Сидел в тюрьме, не боялся милиции-полиции, не боялся кремлевских молодежных движений, провокаций, а мозгом у них всегда выступала жена. Но в любом случае — сегодня они враги, причем враги опасные, однозначно.

а что попков?

Сам Роман Попков в одноименном telegram-канале, который предположительно принадлежит ему, вечером 3 апреля написал пост, в котором отрицает свою причастность к теракту: «Никаких приказов Даше я не отдавал, ни с какими украинскими разведчиками я её не знакомил. Дашу я знаю по соцсетям — она моя подписчица, я тоже подписан на её твиттер, мы иногда переписывались — ее интересовала журналистика…Операцией по уничтожению Татарского я не командовал».

* признана экстремистской организацией, запрещена на территории РФ

**внесены Минюстом в реестр СМИ-иноагентов, нежелательная организация

***внесены Минюстом в реестр физлиц-иноагентов

**** доступ к сайтам издания Роскомнадзор заблокировал по требованию Гепрокуратуры

Читайте также

Травлю интернет-знакомых Дарьи Треповой организовали радикальные активисты

Травлю интернет-знакомых Дарьи Треповой организовали радикальные активисты

share
print