Новости

«Будем решать в меру возможностей бюджета города» — в Горсуде прошло второе заседание по делу против КРТ

Утром 24 августа в одном из залов Горсуда был аншлаг — около 50 противников закона «О комплексном развитии территорий» (КРТ) пришли на второе заседание по иску жителей хрущёвок против «развития» (а по факту — сноса) их домов. Большинство из них — истцы. И их становится всё больше. Сегодня присоединились ещё примерно 120 человек. Теперь в процессе против ЗакСа и губернатора участвуют не менее 500 петербуржцев.

СПРАВКА

КРТ — программа комплексного развития территорий, которая предполагает «реновацию» (по факту — снос и строительство новых многоэтажек) домов типовой панельной застройки 1957-1970-х годов, большинство из которых — хрущёвки. Закон о КРТ был принят по инициативе губернатора Александра Беглова 29 июня 2022 года. Спустя несколько месяцев, в октябре, действие закона было приостановлено до 1 января 2024 после протестов жителей города. Пока власти предлагают внести изменения, активисты борются за полную отмену закона. Для этого ещё прошлым летом они подали иск к губернатору Александру Беглову и Законодательному собранию города. Процесс прекратили в октябре 2022 года в связи с приостановкой закона. Однако активистам удалось обжаловать это решение, и в августе 2023 года иск против КРТ вернулся в Горсуд.

Заседание длилось четыре часа — большую часть времени обсуждали сам закон. Адвокат истцов Екатерина Гулинкова указала на множественные, по её мнению, нарушения в статьях приостановленного нормативного акта. 

— Этот закон принят однократно, за неделю. Губернатор его внёс в таком виде, предполагая, что закон таким и останется. А в таком виде закон требует вносить изменения в другие законы. Поэтому мы и просим отметить то, что требует менять другие нормы, — высказалась Екатерина. 

Однако ответчик — представитель ЗакСа — пыталась настоять на обратном и убедить судью, что изменения и правки в другие законы уже приняты. А значит, и петербургское КРТ уже готово к реализации, даже несмотря на приостановку до 2024 года.

— Если бы не было иска, если бы не было общественных возмущений, тот закон, который был 30 июня 2022 года, — он был готов к реализации? Зачем его тогда приостановили? — поинтересовалась адвокат истцов.

Вместе с активистами суда дожидались и судебные приставы — после заседания они провожали слушателей и участников вплоть до ворот Горсуда. Фото: Дарья Дмитриев / MR7

В ходе заседания также затронули и вопрос о новых квартирах для тех, чьи дома попадут под КРТ. У представителей ЗакСа судья попыталась выяснить, почему же в законе не закреплены обязанности застройщика по предоставлению жилья — так называемые дополнительные гарантии. 

— У каждого региона есть право предоставить дополнительные гарантии собственникам — и мы требуем этого. Мы говорим о том, что нам нужна дополнительная гарантия того, что новое жильё будет в том же районе, например, — объяснила Екатерина в разговоре с MR7.

Однако, в отличие от активистов, ответчики уверены, что дополнительные гарантии — это вовсе не обязательная часть КРТ.

— Это не обязанность, а право субъекта. Будем решать в меру возможностей бюджета города, — высказался представитель ЗакСа. 

Каким будет этот бюджет — пока тоже не ясно. В ходе заседания выяснилось, что ответчики не знают даже точное количество квартир и семей, которые они планируют переселять. 

— На данный момент всё, что мы могли точно закрепить, — это выплаты малоимущим, — отметили представители власти.

Чтобы уточнить количество расселяемых городом квартир, а также каким образом власти проводили исследование условий для КРТ перед принятием закона (активисты уверены, что никак), заседание отложили до 31 августа.