Главный повод выйти из дома на этих выходных нам пообещали синоптики — оба дня в Петербурге будет светить солнце. Но на случай, если, гуляя по городу, вам всё-таки захочется свернуть погреться в какой-нибудь музей или галерею — рассказываем, куда однозначно стоит заглянуть.
Начать собирать современное искусство

Работа Александра Верёвкина — одного из участников маркета. Изображение предоставлено организатором
Этим летом мы в редакции очень ждали ярмарку «1703», которая сперва должна была пройти в Манеже, потом была перенесена оттуда на неопределённый срок в неопределённое место, и, в итоге, так и не состоялась. Зимнему маркету от команды «1703» повезло больше — он в эти выходные пройдёт в «Лахта Центре». Состав участников получился чисто петербургский — свои стенды на маркете представят все основные городские галереи: Anna Nova, DiDi Gallery, Joy Gallery, Marina Gisich, галерея Jessica, Сообщество Современных Сибирских художников, стрит-арт лавка и ещё более десятка арт-пространств. Организаторы собираются сделать современное искусство доступным для всех — цены на выставленные работы стартуют от двух тысяч рублей. Среди того, что можно найти на стендах, — малотиражные фотографии, принты аутентичной техники и материалов, живопись, неодадаистские объекты, графика и digital art.
Где: «Лахта Центр», улица Высотная, 1
Когда: 13 и 14 декабря.
Узнать всё о династии Бенуа в Манеже

Фото: Павел Борисенко / MR7
Там, где в этом году так и не открылась ярмарка «1703», заработала экспозиция, посвящённая династии художников и архитекторов Бенуа, оказавшей огромное влияние как на культуру, так и на образ нашего города. «Все Бенуа — Всё Бенуа» — так называется проект в ЦВЗ «Манеж», который расскажет о жизни и творчестве членов знаменитого семейства. Всего в экспозиции представлены порядка 600 предметов, среди которых живопись, графика, личные вещи, предметы быта. В залах Манежа по документальным фотографиям воссоздали даже кабинет Александра Бенуа. Второй этаж выставочного пространства создатели выставки посвятили театральному наследию главы семейства. Элементы декораций и костюмы, наброски сценических планов — всё это раскроет ту роль, которую играл Александр Бенуа в формировании отечественного театра.
Где: ЦВЗ «Манеж», Исаакиевская площадь, 1
Когда: до 29 апреля 2026 года
Сходить за «Русской традицией» в Русский музей…

Борис Кустодиев «Хоровод». Изображение предоставлено музеем
Мы уже рассказывали про большие планы Русского музея на следующий год. А пока вот вам ещё один повод заглянуть в него в эти выходные. В Корпусе Бенуа (в этот уикэнд никуда без представителей знаменитого семейства) покажут «Русскую традицию». Свыше 650 произведений из собрания Русского музея, среди которых живопись, кружево, уникальные костюмы, образцы крестецкой строчки и золотого шитья, охватывающие почти пять веков. То, какое место в культуре занимали такие понятия, как семья и близкие, детство, домашний очаг, гостеприимство, помогут понять работы Бориса Кустодиева, Алексея Венецианова, Константина и Владимира Маковских, Андрея Рябушкина и других художников. Впрочем, к традиционному обращались и наши современники. Так, в завершение осмотра посетители увидят работы модельера Вячеслава Зайцева из коллекций «Ностальгия», «Воспоминание о будущем» и «Тайны гармонии».
Где: Корпус Бенуа Русского музея, набережная канала Грибоедова, 2
Когда: до 9 марта 2026 года
… и познакомиться с культурой одной из народностей Сибири

Фото предоставлено музеем
Знаете, кто такие тофалары? Нет? Тогда расскажем. Это один из самых малочисленных народов Восточной Сибири. Сегодня их всего около 700 человек, и практически все они проживают в районе Западных и Восточных Саян. Но, несмотря на малочисленность, тофалары сохраняют свой язык, передают из поколения в поколение фольклор, шьют традиционную одежду и, ведя полукочевой образ жизни, не утрачивают свою культуру. А вот что это за культура, можно узнать на выставке «Тофалары. Затерянные в Саянах» в Этнографическом музее. Предметы ухода за оленями, средства передвижения, традиционный костюм, атрибуты шаманского культа и множество фотографий, сделанных во время этнографических экспедиций ещё в начале прошлого века. Большую часть коллекции составило собрание русского этнографа Виктора Васильева, которое он передал в дар музею в 1908 году.
Где: Российский Этнографический музей, Инженерная улица, 4/1Е
Когда: до 1 февраля 2026 года
Проследить эволюцию портрета в Эрмитаже

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
Как и у Русского музея, у Эрмитажа тоже большие планы на следующий год. А этот крупнейший музей города провожает выставкой «Искусство портрета. Личность и эпоха», которая расскажет об истории этого жанра, которая, в интерпретации создателей выставки, продолжается уже четыре тысячи лет, то есть практически столько, сколько существует мировая художественная культура. Проследить за её течением помогут свыше 750 произведений, собранных в одном пространстве. Древнеегипетская статуя фараона Аменемхета III, бюст римского императора Филиппа Араба, камея Гонзага царственной династии Птолемеев, медали Ренессанса, произведения художников Западной Европы и России: Пьетро Перуджино, Ван Дейка, Веласкеса, Пикассо, Матисса, Крамского, Николая Ге, современный взгляд на жанр в работах Энди Уорхола, Владислава Мамышева-Монро и других авторов — кажется, тут можно узнать об эволюции портрета всё, ну или почти всё. Не обойдётся и без сюрпризов для публики: часть работ Эрмитаж демонстрирует впервые.
Где: Николаевский зал Эрмитажа, Дворцовая площадь, 2
Когда: до 29 марта 2026 года
Увидеть Нижегородскую область на старых фотографиях

Андрей Карелин «Рыбная ловля». Изображение предоставлено организатором
«РОСФОТО» приглашает прогуляться по нижегородским улицам, вглядеться в волжские пейзажи и лица нижегородцев на фотографиях Андрея Карелина и Максима Дмитриева — двух выдающихся мастеров ранней русской светописи. Работы для выставки были отобраны из коллекций РОСФОТО и Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника — более 300 снимков, запечатлевших панораму жизни купеческого города. В работах Карелина — всё мастерство портрета, которое он оттачивал в собственном фотоателье. Но прославился он не только как автор постановочных снимков, но и как один из первых документалистов. И этот опыт получил продолжение в работах его ученика Дмитриева — на снимках которого ночлежные дома и бурлаки, Нижегородская ярмарка и визит Николая II с семьёй. А следом — фотографии партийных митингов и развернувшегося советского строительства — свидетельства из двух таких разных эпох, в которых жили и творили фотохудожники. А теперь встретились на одной выставке.
Где: РОСФОТО, улица Большая Морская, 35
Когда: с 12 декабря
Погрузиться в судьбы участников декабрьского восстания

Изображение предоставлено музеем
200 лет с одного из самых драматичных событий в русской истории отмечают в это воскресенье — 14 декабря 1825 года на Сенатской площади началось и тут же было подавлено восстание декабристов. Этой дате посвящена выставка «Петербург декабристов» в Комендантском доме Петропавловской крепости, у стен которой были казнены пять лидеров восстания. Дискуссия вокруг самого бунта, его причинах и последствиях принимает разные формы.
Открывшаяся выставка рассказывает прежде всего о среде, в которой сформировались тайные общества, — о Петербурге первой четверти XIX века. Экспонаты запечатлели Сенатскую площадь, когда ещё не было ни Исаакиевского собора, ни здания Сената и Синода, дома, где жили, учились и служили будущие заговорщики, портреты восставших, материалы следствия и многое другое. Само место выставки — Комендантский дом — становится экспонатом, ведь именно в его стенах декабристов судили и приговаривали, кого-то — к сибирской каторге, а кого-то — к эшафоту. В Петропавловской крепости приговорённые и ждали этапа или виселицы.
Где: Комендантский дом, Петропавловская крепость
Когда: до 31 декабря 2026 года
