
Григорий Кунис. Фото: Павел Борисенко / MR7
В Петроградском районном суде оглашён приговор экс-владельцу издания «Мой район», предпринимателю Григорию Кунису. Судья Ольга Кудашкина признала его виновным по статье о финансировании экстремисткой деятельности и назначила наказание: штраф 350 тысяч рублей.
Подробнее об уголовном деле, Григории и суде — в материале MR7.
СМИ, «Бессмертный полк» и доставка продкутов
Григорию Кунису 58 лет. Родился в Ленинграде. Как он сам рассказывал в суде — с 1993 года в журналистике, занимался развитием медиа-проектов.
С 2003 по 2014 годы Григорий Кунис был владельцем на тот момент газеты «Мой район», постепенно трансформировавшейся в нынешний портал MR7.ru. Бизнесмен создал на тот момент новый для России формат издания. Газеты выходили в Петербурге и Москве. Суммарный тираж доходил до миллиона экземпляров. Их бесплатно раздавали горожанам. При этом это не была чисто рекламная газета. Так в Петербурге печатная версия выходила разная в разных районах города. В ней были как полосы с общефедеральной или общегородской повесткой, так и страницы с новостями, репортажами, интервью актуальными для жителей конкретных районов города. Лозунгом издания был «близкие новости». В 2006 году Кунис стал лауреатом конкурса «Медиаменеджер России».
В 2015 году с братом Дмитрием Григорий основал петербургский сервис по доставке продуктов iGooods, отчасти предвосхитив эру доставки продуктов и товаров из магазинов и ресторанов.

Фото: Павел Борисенко / MR7
Ещё одним важным «проектом» Куниса стал «Бессмертный полк» — именно Григорий в 2014 году организовал шествие по Невскому проспекту. Само движение «Бессмертный полк» появилось двумя годами ранее в Томске. Это была инициатива местных журналистов. Акция получилось яркой, заметной — но в тот момент на региональном уровне. В 2013-м «полк» попытались провести и в Петербурге, но тогда шествие не получилось сделать массовым.
В 2014-м Кунис смог заинтересовать в акции медиа-сообщество Петербурга, акции предшествовала информационная кампания. Кроме того, удалось договориться с чиновниками — как рассказывал на суде один из свидетелей, акцию поддержал на тот момент вице-губернатор, курирующий вопросы культуры, Василий Кичеджи. Полк в том году вышел на Невский. Со портретами ветеранов по главной улице шествовали до десяти тысяч человек. Далее акция становилась всё более массовой, а её организацией занялись уже городские власти.
Организация «Бессмертного полка» в Петербурге была одним из веских аргументов защиты на суде.
У Григория Куниса уже была судимость, погашенная на данный момент. В 2016-м Василеостровский районный суд признал его виновным по статье о неисполнении обязанностей налогового агента — речь шла о не перечисленных в бюджет трёх миллионах рублей налога на доходы физических лиц, удерживаемого из зарплат сотрудников. Кунис объяснял, что средства использовались на текущие нужды издания — оплату аренды, коммунальных услуг и выплату зарплат. Наказанием по приговору был штраф в размере ста тысяч рублей, но вскоре приговор был смягчён — Кунис попал под амнистию, приуроченную к 70-летию Победы.

Фото: Павел Борисенко / MR7
Полное сотрудничество со следствием и голодовка
Григория задержали 24 июля. Как сообщали близкие — обыски прошли и у него дома — в квартире на Каменноостровском проспекте, и на даче. Также силовики приходили в офис компании iGoods.
На обыске Григорий сразу и добровольно выдал силовикам свой смартфон (как основное «орудие» совершения преступления), все паспорта — российский, заграничный и гражданина Израиля. На заседаниях, он неоднократно подчёркивал, что сотрудничал со следствие. Хотя в прениях прокурор и указал, что не считает это смягчающим обстоятельством.
25 июля Петроградский районный суд избрал меру пресечения, удовлетворив ходатайство следствия — содержание под стражей. Далее меру несколько раз продлевали. До решения суда по делу предприниматель оставался в СИЗО-1 «Кресты».
Однако, как прозвучало на суде — переводами Григория на счета ФБК* силовики заинтересовались гораздо раньше июля — не позднее февраля 2025 года, а уголовное дело было возбуждено следователем Кравченко за четыре месяца до задержания Григория — 16 апреля 2025-го.
Фото: Павел Борисенко / MR7
В заключении бизнесмен провёл более четырёх месяцев. На первых заседаниях по апелляции на меру пресечения и её продлении Григорий повторял судьям, что у него проблемы с питанием в СИЗО. Кунис не ест мясо, у него непереносимость глютена — из изоляторного рациона он мог есть овощи и рыбу. При этом предприниматель сетовал, что из рыбы подаётся только путасу, которую заключённые обычно отдают местным кошкам. Так что под арестом Григорий потерял около десяти кило. Однако уже в последнем слове обвиняемый рассказал, что с этими трудностями он в какой-то момент смирился. Его отец и бабушка были блокадниками, вспомнив, что им приходилось голодать и довольствоваться 450 граммами хлеба в день, предприниматель счёл, что его проблемы с рационом — это испытание преодолимое.
Другой бедой задержанного стал отрыв от семьи. На суде сторона защиты не раз подчёркивали крепкие связи Григория с его сыновьями (на момент задержания одному из них было 11 лет). На заседаниях по существу было представлено заключение психолога, подтвердившего, что оба мальчика серьёзно переживают разлуку с отцом. А сам Григорий рассказал, что в первые 2,5 месяца ему не удавалось позвонить семье — по какой-то причине его не выводили на допустимые в СИЗО созвоны. В итоге Кунису, по его словам, пришлось объявить голодовку — после чего он смог всё же позвонить супруге, поговорить с ней и услышать сыновей.

Из зала суда Григория выводили уже без наручников. Фото: Павел Борисенко / MR7
Признание вины и доказательства сторон
Обвинение Григорию Кунису было предъявлено по части 1 статьи 282.3 УК РФ — «Финансирование экстремистской деятельности». За преступление предусмотрен штраф от 300 до 700 тысяч рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от двух до четырёх лет, либо принудительные работы на срок от года до четырёх, либо лишение свободы на срок от трёх до восьми лет.
Слушания по существу начались в октябре. Григорий Кунис сразу заявил, что вину признаёт в полном объёме.
Обвинение на процессе представлял прокурор Михаил Русских (известный по одному из недавних громких дел (18-летней петербурженки Дарьи Козыревой, признанной также Петроградским райсудом виновной по статье о «дискредитации армии» за интервью изданию-иноагенту и плакат с четверостишием Тараса Шевченко, который она 22 февраля 2024 года приклеила к подножию памятнику поэту).
Слушания прошли за четыре заседания. За это время успели огласить обвинение, доказательства сторон, заслушать свидетелей. Суть обвинения при этом была вполне ясна и базировалась на выписках с банковских счетов Куниса.
В суде прокурор напоминал историю ФБК*. Созданный в 2011 году «Фонд борьбы с коррупцией» в 2021-м по решению суда был признан экстремистской организацией и ликвидирован. Тем не мения, по версии следствия, ФБК* организовал сбор денег и призывал поддержать «экстремистскую деятельность», на что и откликнулся бизнесмен Григорий Кунис. Решение о ликвидации фонда* 9 июня 2021-го, 4 августа оно вступило в силу. А не позднее 5 августа 2021 года — «после просмотра ролика», опубликованного в соцсетях, у Куниса, как считает обвинение, возник умысел на перевод средств экстремистской организации по данным, указанным в постах бывшего председателя фонда* Леонида Волкова** и бывшего директора фонда* Ивана Жданова**.
Всего Григорию вменяли семь переводов по 500 рублей (с августа 2021 по февраль 2022 года) в пользу фонда* — всего на 3500 реблей.
Отвечая на вопросы своих адвокатов, Григорий Кунис в суде пояснял, что следил за деятельностью фонда с 2013 года. В какой-то момент он начал поддерживать ФБК* материально. При этом предприниматель пояснял, что делал это не по политическим мотивам, а потому что считал работу фонда качественной с точки зрения журналистики. Донаты были и до объявления фонда* экстремистской организацией.
В феврале 2022-го Кунис по своей инициативе прекратил подписку на пожертвования ФБК* — то есть «добровольно прекратил совершение преступления».
Сторона обвинения в суде также огласила показания свидетелей — коллег Куниса по бизнесу, двое из них на стадии досудебного следствия сообщали, что в начале 2022-го у Куниса была позиция против СВО, но по просьбам сотрудников компании сообщения с сайта фирмы были удалены. Про финансирование ФБК* никто из подчинённых не знал.
Свидетели стороны защиты в суд приходили лично. Они давали показания по личности подсудимого. Супруга, брат, журналист, соорганизаторы «Бессмертного полка» все отзывались о Григории исключительно положитель, говорили о его отзывчивости, патриотизме, профессионализме.
Суду также были представлены письма от благотворительных фондов, которым Кунис перечислял пожертвования, благодарности от коллег по бизнесу, в том числе крупных компаний, которые сейчас работают в сфере доставки продуктов.
Защита также представила справки об уплате компание iGoods налогов за четыре года, что ей руководил Григорий Кунис. В бюджет за это время было выплачено порядка 150 миллионов рублей. Сам Григорий в последнем слове заявлял, что каждый день его работы приносил в доход государству примерно сто тысяч рублей. Что несоизмеримо больше суммы вменённых ему преступных донатов ФБК*.
В прениях прокурор просил наказать Куниса шестью годами лишения свободы в колонии общего режима. Адвокаты Александр Передрук и Анастасия Борисова просили о наказании, не связанном с лишением свободы — предусмотренном статьёй штрафе.
***
Приговор судья Ольга Кудашкина огласила с задежркой больше, чем на час — Григория долго доставляли в суд.
Первоначально сумма назначенного штрафа составляла 500 тысяч рублей. На 150 тысяч она была снижена с учётом времени, которое Григорий провёл в СИЗО. Также по решению суда изъятый у него смартфон, ему не вернут.
Решение об освобождении в зале суда — слушатели встретили аплодисментами.

