Истории

«Это же не "Мадонна" Рафаэля…»: как столярных дел мастер Виктор Парунов воссоздаёт исторические окна и двери в старом фонде Петербурга

«Это же не "Мадонна" Рафаэля…»: как столярных дел мастер Виктор Парунов воссоздаёт исторические окна и двери в старом фонде Петербурга

Виктор Парунов за работой. Фото: Валерия Шимаковская / MR7

Основные причины, по которым сегодня Фонд капремонта заменяет оригинальные деревянные окна в центре Петербурга новыми, зачастую ещё и «пластиковыми», — якобы неремонтопригодность старых рам и высокая стоимость реставрации. Общественники выступают против этих аргументов, считая их мифами. Восстановить подлинные окна можно в столярной мастерской, полагают они, причём обойдётся это, по их подсчётам, не дороже новых стеклопакетов. Вот только плотников и столяров в городе как будто почти не осталось? Поговорили о ремонте деревянных окон с одним из них — Виктором Паруновым.

Работа в полевых условиях

Виктор Парунов занимается столярным делом уже больше двадцати лет. Восстанавливает оригинальные окна, двери, лепнину, воссоздаёт утраченные элементы старого фонда. Хотя сам Виктор Иванович термин «реставрация» скромно отвергает, предпочитая слово «ремонт».

— Это же не «Мадонна» Рафаэля, а просто двери и окна, столярные изделия…, — улыбается Виктор Парунов, пропуская нас в большую квартиру в Волховском переулке, которая на некоторое время стала его мастерской.

Фрагменты исторических окон и дверей. Фото: Валерия Шимаковская / MR7

Фрагменты исторических окон и дверей. Фото: Валерия Шимаковская / MR7

Раньше тут была коммуналка. Её расселили, и новый владелец заказал в квартире ремонт с воссозданием исторических деталей. И хоть Виктор Парунов и говорит, что его окна и двери — это «просто столярные изделия», а не «Мадонна», но, глядя на тонкое искусство и изящные детали, которые выходят из-под его рук, невольно задумываешься о том, что находимся мы не в коммунальной квартире, в которой идёт ремонт, а в расписываемой мастером Сикстинской Капеллой.

— Мы работаем в полевых условиях — на квартирах. Цеха у нас нет. Подвижная мастерская, — объясняет Виктор Парунов.

По его словам, такой принцип работы — изготовление окон и дверей «по месту» — был характерен для дореволюционных специалистов. Но те ставили новые окна. А Виктор теперь их реставрирует или, как он предпочитает говорить — ремонтирует.

— Нужно определиться с тем, что такое реставрация, — поясняет Парунов. — Есть, например, Венецианская хартия (документ 1964 года о принципах реставрации). В ней, например, говорится, что нужно использовать древесину той же породы, искать аутентичный цвет, иметь в виду особенности состава краски. А у нас другие задачи — заменить износившиеся элементы, исправить геометрию рам, нанести современную краску.

Исторические оконные рамы. Фото: Валерия Шимаковская / MR7

Исторические оконные рамы. Фото: Валерия Шимаковская / MR7

«Обжигаем, шкурим, шпаклюем»

Виктор Иванович терпеливо показывает нам окна, на которых уже почти не видны следы увечий. Непрофессионал не догадается, что рамы рассохлись или, наоборот, отсырели из-за влажности — и с ними пришлось выполнить немало манипуляций при помощи рейсмуса, рубанка и фрезера, прежде чем они вновь обрели ухоженный вид.

— Обжигаем, шкурим, шпаклюем, спиливаем, фрезеруем, шлифуем… — Виктор Парунов перечисляет лишь часть ежедневно выполняемых в его «подвижной мастерской» действий.

В работе он придерживается ещё советских нормативов — по времени, объёмам работ. Тогда же и расценки были расписаны. Но они всё же изменились.

Но и с поправкой на новые цены, Парунов уверен, что ремонтировать окна для заказчика не дороже, чем ставить новые стеклопакеты. Цены в среднем по городу в обоих случаях будут варьироваться в районе 120-140 тысяч рублей для вечно нестандартных по размеру окон в старом фонде (это всё же не типовая застройка, для которой панели с окнами или дверями производились миллионами).

Квартира, в которой работает Виктор Парунов. Фото: Валерия Шимаковская / MR7

Квартира, в которой работает Виктор Парунов. Фото: Валерия Шимаковская / MR7

Архитектурный ритм

Утрату исторических окон или их замену на пластиковые в мастерской Парунова воспринимают как личную проблему.

— Пластиковые окна в центре, — заведомый вандализм, — считает Виктор Парунов. — В «Малой архитектурной энциклопедии» об окнах читаем: «Окна и двери являются элементами архитектуры, подчеркивающими стиль и создающими ритм».

Для Виктора подлинные изделия обладают своим ритмом и стилем.

— Новые рамы зачастую не подходят к старым оконным заполнениям, — говорит он. — Всё должно быть выверено и сочетаться между собой. В консерваторию в смокинге и кроссовках лучше не идти.

Пример отреставрированного окна. Фото: Валерия Шимаковская / MR7

Пример отреставрированного окна. Фото: Валерия Шимаковская / MR7

Куда исчезли столяры и плотники

Проблема обостряется год от года. Если в советское время плотника, способного собрать оконную раму, держали в любой жилконторе, то теперь таких мастеров ещё поискать. Виктор Иванович подтверждает: плотников и столяров в городе стало мало.

— Колоссальный вред специальности столяра был нанесён перестройкой, когда разрушались производства, где работали столяры, и вместе с ними распадались трудовые династии, — считает Виктор Парунов. — Профтехучилища продолжают работать и сегодня, но столяров не хватает. Нехватки других мастеров по смежным специальностям, которые занимаются ремонтом, я не заметил, когда искал рабочих.

Штукатуры, маляры, электрики, сантехники, мебельщики есть. А обычных столяров, которые могли бы отремонтировать окна и двери в старом фонде — нет. Они куда-то пропали.

Виктор Парунов за работой. Фото: Валерия Шимаковская / MR7

Виктор Парунов за работой. Фото: Валерия Шимаковская / MR7

Чтобы исправить ситуацию, необходимо, по его мнению, внимание со стороны представителей власти.

— На мой взгляд, руководители должны озадачиться. Когда-то в одном из городов Германии возникла проблема с сапожниками. Тогда представители администрации сделали для мастеров налоговые послабления, всячески поддерживали их, тем самым влияя на возрождение профессии. Думаю, здесь должно быть так же: нужны налоговые льготы, предоставленные помещения. Ведь речь идёт об облике исторического центра города, который находится под охраной ЮНЕСКО.

Читайте также

«Убирая в домах окна и двери, мы выбиваем им зубы»

«Убирая в домах окна и двери, мы выбиваем им зубы»

share
print

Продолжая пользоваться нашим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и политикой конфиденциальности