У петербургских градозащитников за последние два-три года обозначилась новая забота — сохранение исторических деревянных окон в парадных. Если прежде их просто годами покрывали новыми слоями краски, то теперь во время ремонтов всё чаще заменяют вместо того, чтобы реставрировать. Это происходит и из-за воли ремонтников-исполнителей, и из-за безразличия самих жильцов. И тем не менее окна в парадных города нужно сохранить, полагают реставраторы, столяры и представители общественных организаций.
«Витражи и окна не существуют друг без друга»
Для участников экспертного круглого стола, устроенного 21 ноября в Фонде памяти имени жертв блокады, окна на лестницах в домах Петербурга — живые и нуждаются в защите. Эта встреча — лишь начало разговора. Корректировка нормативных актов — длительный процесс, в котором нужны и мастера-профессионалы, и градозащитники, и исполнительная власть.
— Ценность витражей город уже начал осознавать. Теперь предстоит доказать важность окон, — говорит заместитель председателя общества «Старый Петербург» Сергей Васильев.
— Витражи и окна конструктивно не существуют друг без друга, — соглашается председатель совета дома Бака Марина Жукова.
Ценность даже не состоящих под охраной витражей, полагают общественники, постепенно признают и комитеты: жилищный; по градостроительству и архитектуре; по госконтролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Положительным опытом стало их сохранение в домах на Бронницкой, 14А, и на Достоевского, 10. Самое время — задуматься об окнах.
Особенно остро вопрос об утрате окон встаёт в связи с капитальным ремонтом. В 2024 году ремонт коснулся более ста адресов, в 2025-м — почти двухсот адресов в историческом центре города. Безусловно, не во всех этих домах были заменены окна. Тем не менее работы автоматически ставят под угрозу и их.

Экспертный круглый стол «Исторические деревянные окна — непризнанный предмет охраны». Фото: Валерия Шимаковская / MR7
«Окна отражают личный почерк архитектора»
— Самое часто встречающееся слово в технических проектных заданиях у подрядчиков относительно окон парадных — демонтаж, — констатирует историк столярных работ, член общественной экспертной группы «Фонд капремонта — обратная связь» Янина Парунова.
Эта группа, в работу которой вовлечена и депутат ЗакСа Марина Шишкина, была создана, чтобы предотвращать уничтожение архитектурных элементов.
— Дореволюционные архитекторы в совершенстве владели столярным делом, прорисовывали все детали. По рисунку и профилю окна можно определить время и стиль.
Окна — аналог шрифта в книжном деле. Они отражают личный почерк архитектора, — сравнивает Янина Парунова.
Тенденция изготавливать уникальные окна продлилась до конца 1930-х, до появления ГОСТов. Одним из последних адресов с узнаваемыми окнами стал Дом политкаторжан на углу Троицкой площади и Петровской набережной, выполненный по проекту архитектора Григория Симонова.
— Благодаря парадным с их ансамблем — дверьми и окнами с историческим заполнением — петербуржцы каждый день совершают путешествие во времени, — считает координатор сообщества «Витражи. Семенцы» Рена Мехтиева. — По новым окнам не определить период и стиль постройки. Осовременивание несёт обезличивание. Утрата окна — это потеря знания.

Экспертный круглый стол «Исторические деревянные окна — непризнанный предмет охраны». Фото: Валерия Шимаковская / MR7
«Венский стул, иконы и самовар»: мифы об окнах и их реставрации
У Фонда капитального ремонта есть целый ряд аргументов, по которым исторические окна должны быть заменены. Среди них — неремонтопригодность, дороговизна и сроки ремонта в сравнении с заменой. Эксперты подробно разбирают доводы с целью понять, правдивы ли они или являются мифами.
Аргумент №1. «Окна не исторические, а советские»
Под слоями коричневой краски не видны стиль и эстетика окна, жители часто считают окна не ценными, советскими.
— Они утверждают, что окна были поставлены в советский период, — рассказывает реставратор, представитель общественной организации «Двери с помоек» Андрей Станкевич.
Искусно отреставрированные окна выглядят как новые, поэтому в их подлинность не верят. Впрочем, не только жители, но и отраслевые эксперты.
— Тем не менее речь зачастую идёт именно об отремонтированных оригинальных окнах, — уточняет Андрей Станкевич.
Разумеется, есть и другие случаи: после блокады Ленинграда архитекторы были вынуждены ставить новые окна на место выбитых снарядами старых, что-то было утрачено уже после. Но многое, как показывает практика, ещё сохранилось.
Аргумент №2. «Окна не ремонтопригодны»
— Не все осознают, что окна и двери можно восстановить. В бытовом понимании предметы реставрации — это венский стул, иконы и самовар, — возражает Андрей Станкевич.
Но нередко окна подлежат восстановлению. Для этого необходимо донести мысль о такой возможности и до фонда капитального ремонта, и до жильцов дома.
Аргумент №3. «Реставрация дороже»
— Иногда восстановление нового окна в столярной мастерской и реставрация старого может стоить одинаково, — рассказывает координатор сообщества «Витражи. Семенцы» Рена Мехтиева. — Вложение в реставрацию окон — инвестиция в возрастающую с годами ценность аутентичного наследия. Это привлечёт туристов и создаст рабочие места.
Аргумент №4. «Новые окна лучше старых, старые окна недолговечны»
— Дореволюционные окна изготовлены из северной сосны и лиственницы. Они долговечны и могут служить на протяжении многих сотен лет. Время сделало их только лучше. Таковы свойства этих пород дерева, — опровергает этот аргумент реставратор Андрей Станкевич.
Сейчас нельзя изготовить копии исторических окон.
— У нас нет древесины такого качества. Иногда адекватная замена невозможна потому, что окна вставляли не после постройки здания, а в процессе строительства дома, — делится опытом Андрей Станкевич.

Фото: предоставлено жильцами дома Геринга на Большом проспекте В.О., 4. Архив
Аргумент №5. «Старые окна уступают новым по теплоизоляции, они потеряли свои функциональные свойства»
— Бытует мнение: поставим новые рамы — перестанет дуть. Но современные герметичные рамы не подходят для старых зданий, — возражает Рена Мехтиева.
В парадных, где устанавливают стеклопакеты или деревянные окна с уплотнителями, необходимо менять и систему вентиляции. В исторических парадных воздух перестаёт циркулировать после таких замен.
— Вентиляции нет, новые окна запотевают, появляется плесень, — добавляет реставратор Андрей Станкевич.
Аргумент №6. «Так хотят жители»
— Зачастую жители индифферентны по отношению к вопросу сохранения окон в парадных, — сетует реставратор Иван Феодориди.
— Жильцов волнует лишь то, что находится в их квартире. А то, что снаружи, должен, по их мнению, делать кто-то другой.
— Хуже всего, когда жильцы не за и не против сохранения окон. Им всё равно. Это наследие советского мышления — «всё общее», — резюмирует реставратор Андрей Станкевич.
Аргумент №7. «Реставрация не может быть выполнена за один строительный сезон реализации капитального ремонта»
Пожалуй, именно этот аргумент — наиболее весомый. Эксперты сходятся во мнении: качественно привести изделие в порядок — долгий процесс.
— В городе не так много рук, — говорит реставратор мастерской «Вместе» Иван Феодориди.
— Кадров не хватает, — вторит ему коллега Андрей Станкевич. — Сами мастерские небольшие.
Городу необходим реставрационный кластер для работы с фасадами и интерьерами исторических зданий, а для этого потребуется и пересмотр к обучению специальности. По мнению специалистов, увеличение штата и использование современных технологий сократит и сроки.

Фото: предоставлено жильцами дома Долгополова на восьмой линии В.О., 31. Архив
«Окна подобны исчезающим видам из Красной книги»
На то, сохранят или заменят окна, влияют несколько факторов: позиция собственников, заказчиков и исполнителей; активность в СМИ; волонтёрские расчистки; количество, сложность и ценность окон; действия градозащитников… Правда, предусмотреть, какой фактор поможет делу, а какой, наоборот, станет камнем преткновения, «как отзовётся» слово активистов, — почти не представляется возможным. Большую роль играет случай — и политическая воля. В качестве примера участники круглого стола приводили дом на Бронницкой, 19. Когда там уже решено было отремонтировать исторические окна и витражи, вдруг — после рабочего визита главы жилищного комитета Дениса Удода — их постановили заменить.
Так или иначе реставраторы и столяры призывают по-иному взглянуть на исторические окна. Осознать, что ручки и фрамуги, перекрестия и шпингалеты составляют единый живой организм.
— Убирая в домах окна и двери, мы выбиваем им зубы, — проводит аналогию представитель общества «Двери с помоек» Андрей Станкевич.
И медлить в деле смещения фокуса с замены окон на их сохранение нельзя, считают градозащитники.
— Окна постепенно исчезают, подобно животным и растениям из Красной книги, — заключает председатель совета дома Бака Марина Жукова.
