В клубе «Сердце» на Лиговском проспекте на собрание участников инициативной группы по проведению референдума по вопросу запрета строительства новых небоскрёбов в Петербурге 9 ноября пришла полиция. Хотя само собрание активисты и успели провести, именно сотрудники правоохранительных органов объявили о его окончании, а следом задержали двух участников.
Перед началом встречи, около 11:45, сотрудники прокуратуры вручили предостережение о недопустимости нарушения закона организатору встречи градозащитники Олегу Мухину — точно такое же ему прислали за два дня до намеченного собрания по месту прописки. В обоих документах речь шла о том, что Мухину может грозить административная ответственность по статьям о нарушении «ковидного» режима (статья 8.6.1 закона «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» предполагает штраф до четырёх тысяч рублей) и за организацию несогласованного мероприятия (статья 20.2.2 КоАП РФ — до 15 суток ареста).
Собираться активисты начали около полудня на Лиговском: предполагалось, что они встретятся в саду Сан-Галли. Однако он неожиданно оказался закрыт на уборку опавших листьев. Это не стало большой проблемой. Людей просто перенаправляли в клуб «Сердце», расположенный на территории складов Кокоревых — там была назначена основная часть собрания.
Мешать началу мероприятия сотрудники правоохранительных органов не стали. И даже поддержали — один из сотрудников перед началом зашел в клуб и объявил, что они дежурят рядом, так что если у активистов будут проблемы или провокаторы — они могут позвать полицию на помощь.

Фото: Дарья Дмитриева / MR7
На саму встречу сегодня пришло более 200 человек — среди них были замечены бывший муниципальный депутат МО «Нарвская застава» Виталий Грязнов, известная в городе блокадница-активиста Людмила Васильева, выдвигавшаяся в 2024 году на пост губернатора Петербурга, и экс-депутат ЗакСа Наталия Евдокимова. Именно Евдокимова — председатель инициативной группы.

Людмила Васильева. Фото: Дарья Дмитриева / MR7
Вначале все собравшиеся оставляли подписи на бланке. Вопрос был только один: «Поддерживаете ли Вы запрет на строительство на территории Санкт-Петербурга зданий выше 120 метров (за исключением инженерных или религиозных сооружений)?».

Фото: Дарья Дмитриева / MR7
Затем Евдокимова начала официальную часть: пришедшие проголосовали за председателя и секретаря собрания, утвердили формулировку референдума, уполномоченных представителей инициативной группы — все, как требует закон.
10 марта 2004 года был принят закон «О референдуме Санкт-Петербурга». В 2017 году Заксобрание города ужесточило правила референдума. Если раньше достаточно было собрать инициативную группу из 20 человек, то теперь нужно как минимум 300, чтобы Горизбирком рассмотрел заявку. У ГИК есть 15 дней на то, чтобы рассмотреть это ходатайство. Если избирком сочтёт, что оно соответствует требованиям Устава города, федерального и городского законов о референдуме, то наступает следующий этап — получение поддержки Заксобрания. Именно городские депутаты в конечном счёте решают вынести положительный или отрицательный вердикт о проведении плебисцита. Так, в 2017 году Заксобрание проголосовало против референдума по поводу передачи Исаакиевского собора в пользование РПЦ.
Градозащитники хотят провести в Петербурге референдум по вопросу запрета/возможности строительства зданий выше 120 метров. По данным активистов, заявки оставили более 300 человек, часть уже оставили «живые» подписи под обращением в Горизбирком, часть могут это сделать сегодня на встрече.
После активисты планировали провести локальное заседание инициативных групп — обсудить хотели уничтожение парка «Заросли» на острове Декабристов, закон о КРТ, снос после обрушения дома Лялевича на улице Розенштейна, 39. Однако этого им сделать не удалось: пока петербуржцы всё ещё оставляли подписи, полицейские пришли в клуб — организаторов попросили прекратить собрание «по техническим причинам». А пока участники референдума расходились, полицейские начали проверять их паспорта.

Фото: Дарья Дмитриева / MR7
Так, вначале в полицейскую машину увели активиста Дмитрия Негодина (он известен как защитник дома Лермонтова на Садовой). Предположительно, поводом для задержание стало то, что он «грубо разговаривал» с полицейскими. Затем, по словам Дмитрия, на него составили протокол по статье 19.15.2 КоАП РФ (3000 — 5000 рублей штрафа) — «отсутствие регистрации» в Петербурге.

Фото: Дарья Дмитриева / MR7
За задержанием наблюдал ещё один активист — Вениамин Хованов. Когда очередь с проверкой паспорта дошла и до него, он отказался показывать свои документы сотрудникам полиции, ссылаясь на то, что и они не обосновали просьбу и не показали свои удостоверения. В итоге, как сообщил задержанный, ему вменяют «неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции…» — статья 19.3 КоАП РФ. По ней предусмотрен арест до 15 суток.

Фото: Дарья Дмитриева / MR7
Обоих активистов доставили в 76 отдел полиции Центрального района.
Оставшиеся разошлись мирно — им ещё предстоит пересчитать подписи.
Впервые идея протестного референдума была озвучена градозащитниками в марте. В конце июня они попытались устроить организационную встречу в Екатерингофском парке, но собравшимся помешала полиция. Ситуация повторилась 13 октября, когда правоохранители приехали в кафе на Вознесенском проспекте, принявшее противников высотного строительства. Участники встречи вынуждены были покинуть заведение.

