«Экстренную» пресс-конференцию в связи с возобновившимся сносном здания бывшей фабрики-кухни Ленинградского совета потребительских обществ на улице Красного Курсанта, 19, и вырубкой народного парка «Заросли» на берегу Малой Невы у острова Декабристов собрали активисты вечером 5 ноября. Строительные работы на обоих «проблемных точках» проводили в ноябрьские праздники. Теперь градозащитники хотят предложить внести изменения в процесс выявления объектов с признаками ОКН.
Новые правила для КГИОПа
Демонтажные работы здания фабрики-кухни и вырубка деревьев в парке натолкнули активистов на два предложения по изменению работы комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Петербурга (КГИОП). Так, противники сносов предлагают обязать комитет выдавать им подтверждение того, что объект находится на рассмотрении — то есть под защитой. Это, по словам градозащитников, необходимо для того, чтобы, вызывая сотрудников полиции во время незаконных, по их мнению, демонтажных работ, они могли показывать правоохранительным органам документы.
На эту идею активистов натолкнула, в том числе, и ситуация с визитом полиции в парк «Заросли» ещё 25 сентября, который закончился задержанием активистки. По словам сторонников сохранения парка, тогда — в первый день строительных работ — полицейских вызывали и они, и рабочие. Приехали правоохранители по звонку вторых и, не увидев никаких бумажных документов у активистов, которые бы указывали на незаконность вырубки деревьев, решили задержать протестующую, а не останавливать строителей.
Также градозащитники намерены изменить процедуру выявления ОКН. Они хотят, чтобы заявитель (тот, кто подаёт заявление на выявление — чаще всего это сами активисты) мог присутствовать во время работы профильной комиссии комитета, которая выносит решение о ценности объектов.
С этими идеями противники сносов намерены обратиться к депутатам ЗакСа, а также написать президенту Владимиру Путину, что в Петербурге, по их мнению, ухудшается ситуация с сохранением культурного наследия.

Фото: Дарья Дмитриева / MR7
Здание фабрики-кухни
Накануне градозащитники сообщили о возбуждении уголовного дела Следственным комитетом в связи со сносом здания бывшей фабрики-кухни ЛСПО. Это случилось после того, как противники сноса заметили на площадке активизировавшуюся строительную технику вечером 1 ноября. При этом, как отмечают активисты, здание всё ещё находится в списке объектов с признаками памятника, куда его включил КГИОП после очередной заявки на выявление. Согласно федеральному закону № 73, на период выявления объекта в качестве такового производить строительные работы запрещено.
— Мы видим, что застройщики ведут себя всё более и более нагло и уничтожают уже и то, что находится под запретом на снос, — отметил директор градозащитного фонда «Голодай» Олег Мухин.

Снос здания фабрики-кухни. Фото: SOS СПб СНОС
Активист вспомнил, что компания ЛСР ранее уже дважды пытались снести этот объект. Тогда застройщика удалось остановить благодаря проверкам Следственного комитета. И сейчас активисты в первую очередь возлагают надежды на правоохранительные органы — в рамках уголовного дела следователи могут провести историко-культурную экспертизу, которая выявит ценность строения.
— Здание сейчас продолжает существовать, но, к сожалению, в воскресенье от него смогли «отгрызть» ещё несколько кусочков, — считает Мухин.
В первый раз строительные работы на территории фабрики-кухни, построенной в 1928 году, активисты заметили 31 июля. В тот же день они попытались остановить незаконный демонтаж постройки, обращались в Следственный комитет и полицию.
Защитить объект от сноса активисты путем подачи заявки в КГИОП пытаются как минимум в шестой раз — последняя была подана 29 октября и находится на рассмотрении. Все предыдущие разы фабрике-кухне отказывали.
Парк «Заросли»
Ещё одной «проблемной точкой» минувших ноябрьских праздников для активистов вновь стал парк «Заросли». 2 ноября рабочие строительной компании «Возрождение», готовящей участок под сооружение дороги, вырубили там деревья и кусты. Как и в случае с фабрикой-кухней, эта территория на тот момент имела статус объекта, обладающего признаками ОКН, а значит, как полагают активисты, никакие работы там вести было нельзя.
— Вполне возможно, что в «Зарослях» могли быть деревья столетней давности. Рядом, на территории завода, растёт каштан, который был посажен в 1920-е.
А значит, и в парке могли быть не только новые зелёные насаждения, — рассказал местный активист Дмитрий Васильев.

Активист Дмитрий с плакатом на фоне вырубленного парка.
Фото: «Заросли — Парк на Малой Неве»
За сохранение зелёной зоны у берегов Невы местные боролись не один год. Однако правительство города решило, что там важнее будет построить 775-метровое продолжение набережной Макарова.
Разрешение на строительство продолжения набережной через зеленую зону, которую местные прозвали парком «Заросли», в конце августа выдал Госстройнадзор. КГИОП настаивает на том, что дикий парк не будет включен в реестр региональных памятников.
Градозащитники регулярно подавали заявки на включение территории в список объектов с признаками ОКН, чтобы отсрочить проведение строительных работ. Активисты добиваются изменения трассировки набережной и создания на берегу Малой Невы благоустроенного общественного парка.
Референдум против башен
Продолжая рассуждать на тему участившихся сносов, которые, по мнению активистов, «уничтожают Петербург», экс-депутат ЗакСа Наталия Евдокимова вспомнила и о проекте строительства новых башен Газпрома.
— Почему власти так себя ведут по-варварски по отношению к культурному наследию Петербурга? Ведь наш город — это жемчужина России. Но почему тогда город не сохраняют? Мы же не Дубай — до строительства их стеклянных башен там архитектуры не было, нечего было разрушать. А у нас не так, — рассуждала Евдокимова.

Фото: Дарья Дмитриева / MR7
Летом именно Наталия была выбрана председателем инициативной группы, когда активисты предприняли первую попытку собрать подписи и провести собрание против новых небоскрёбов в Петербурге. Для того, чтобы то Горизбирком рассмотрел заявку на проведение голосования, было необходимо собрать группу как минимум из 300 человек. Однако необходимое количество тогда набрать не удалось.
Теперь активисты хотят организовать новое собрание — оно пройдёт 9 ноября.
Парк Сахарова
Также на сегодняшней пресс-конференции успели обсудить переустройство парка имени Академика Сахарова. В феврале 2025 года Смольный объявил конкурс на проведение работ на 527,6 миллиона рублей. По словам вице-губернатора Евгения Разумишкина, в парке планируют высадить 1,5 тысячи деревьев и 22 тысячи кустарников. Однако против реконструкции зелёной зоны выступили местные жители. Они считают, что работы по благоустройству уничтожат местную фауну — краснокнижных ушастых сов и мускусных усачей — да и весь парк в целом.
— Мы говорим, что это памятник советской ландшафтной архитектуры, искусства, а КГИОП говорит, что это особо не имеет значение. То есть все наши находки обесценивают, — выступила активистка Наталья Сомерсова.

Парк имени Сахарова. Фото: предоставлено местной жительницей
Первая попытка признать парк выявленным памятником была сделана в середине апреля, но несколько недель спустя в КГИОП заявили, что не планируют вносить зелёную зону в перечень. Специалисты комитета отметили «разнообразный породный состав» парка, но уточнили, что он не свидетельствует о наличии особой историко-культурной ценности. Кроме того, в КГИОП заявили, что установленные в парке мемориалы не являются оригинальными.
— Власти нам говорят, мол, что мы, спасая парк, преследуем некие «меркантильные цели», — добавила Наталья.
Парк активистам отбить так и не удалось — его уже почти полностью благоустроили.


