Губернатор Петербурга Александр Беглов выступил перед депутатами Заксобрания 29 октября. Глава города докладывал парламентариям о проекте бюджета Петербурга на 2026-й и два последующих года. В ходе полуторачасового выступления Беглов в очередной раз рассказал о том, как сделать Петербург «мегаполисом XXI века», и вспомнил Петра I.
Что изменится в бюджете
Согласно проекту бюджета, доходы Петербурга в следующем году достигнут 1,45 триллиона рублей, расходы — 1,64 триллиона рублей (это на 151 миллиард больше, чем в 2025-м). Дефицит при этом составит 1,89 триллиона рублей.
Неделю назад в Мариинском дворце проект бюджета Петербурга депутатам представил вице-губернатор Алексей Корабельников — ЗакС обсуждал документ в нулевом чтении.
По словам Корабельникова, корректировки бюджета позволят направить дополнительное финансирование на социально значимые направления. Предполагается, что в 2026-м около 60% всех расходов будет приходиться на социальную составляющую:
- 12,7 миллиарда рублей — на заработную плату работников бюджетной сферы;
- более 10 миллиардов рублей — на выплаты участникам специальной военной операции и социальную поддержку пенсионеров;
- три миллиарда рублей — на льготы по коммунальным услугам и услугам общественного транспорта;
- 1,2 миллиарда рублей — на уборку внутриквартальных территорий в осенне-зимний период и другое.
В то же время на реализацию Адресной программы на 2026 год и два последующих года планируется направить 848 миллиардов рублей.
Резервный фонд правительства в 2026-м планируется в объеме 45 миллиардов рублей, в 2027-2028 годах — по 30 миллиардов ежегодно.
Петербург сделает «рывок в создании транспортной инфраструктуры»
По словам Беглова, в следующие три года Петербург сделает «рывок в создании транспортной инфраструктуры». Как пояснил губернатор, это и развитие метро, которого ждут петербуржцы, и строительство крупных транспортных объектов.
В ходе своего выступление градоначальник упомянул Широтную магистраль скоростного движения (ШМСД), на строительство которой в проекте трёхлетнего бюджета заложено 94 миллиарда рублей. Из них 27,5 миллиарда — средства федерального бюджета.
Вспомнил Беглов и о ВСМ Петербург — Москва, которую поддержал президент РФ Владимир Путин. По договору софинансирования Петербург должен выделить на строительство железной дороги в ближайшие три года 30 миллиардов рублей. На терминал, второй выход из метро «Лиговский проспект» и улично-дорожную сеть в Петербурге планируется потратить 35 миллиардов рублей.

Скриншот трансляции ЗакСа
С гордостью выступающий с трибуны рассказал депутатам и о невероятных темпах строительства Большого Смоленского моста. Первый разводной мост через Неву в XXI веке, по словам Беглова, начнёт пропускать суда уже в следующем году. Рабочее движение по переправе планируется до конца 2027 года, а завершить её строительство планируется досрочно в 2028 году.
MR7 неоднократно писал, что проект строительства Большого Смоленского моста и подъездных путей к нему предполагает снос восьми зданий на проспекте Обуховской Обороны, возведённых в конце XIX — начале XX века, в том числе «школы Берггольц».
Градозащитники с 2023 года активно выступают против таких действий. Ещё два года назад они представили альтернативный проект съезда, который помог бы сохранить оказавшиеся под угрозой сноса дома. Однако власти так и не приняли его во внимание.
Сейчас градозащитники продолжают бороться за признание «школы Берггольц» и рядом стоящих домов вновь выявленными памятниками. Пока здания находятся в списке КГИОП как объекты с признаками ОКН, сносить их нельзя.
Трамвайная линия «Славянка» и новые станции метро
— До конца 2025 года введём в эксплуатацию первую очередь трамвайной линии «Купчино — Шушары — Славянка», — уверенно сказал Беглов с трибуны.
Жители Шушар, по его словам, начнут пользоваться новым скоростным видом транспорта в 2026 году. После завершения второго этапа строительства доступ к скоростному трамваю получит Славянка.
Чуть менее уверенно губернатор рассказал об открытии станций метро «Путиловская» и «Казаковская» (она же «Юго-Западная»). До конца этого года, как отметил Беглов, станции «планируют сдать».
По словам градоначальника, на строительство следующих станций метро в бюджете на три года заложено 217 миллиардов рублей. Из них в 2026-м планируют потратить 51 миллиард.
Также в ближайшие три года планируется отремонтировать и реконструировать восемь станций. На эти цели в проекте бюджета предусмотрено более 11 миллиардов рублей.
Упомянул губернатор и об обновлении подвижного состава метрополитена, поставках новых вагонов — «Балтийцев».
— Петербуржцы уже могли оценить комфорт новых поездов, повышенную плавность хода, специальные места для маломобильных пассажиров, системы микроклимата и другие параметры, соответствующие современным стандартам,
— отметил Беглов.
Однако в последнее время «Балтийцы», скорее, приносят жителям неудобства. Две недели назад перебои в движении по красной ветке (пока единственной, где ходят «Балтийцы») фиксировались несколько раз. Пассажиров высаживали на некоторых станциях метро, отдельные станции временно закрывали на вход. Интервал движения поездов увеличивался, из-за чего повсеместно наблюдалось столпотворение. Представители подземки объясняли проблему неисправностью в новых составах.
На уборку города — 54 миллиарда
Обеспечение чистоты в Петербурге ежедневно обходится бюджету города в 123 тысячи рублей, рассказал Беглов. На три года на уборку планируют заложить 54,3 миллиарда рублей.
По словам губернатора, эти расходы включают как уборку дорог, так и содержание внутриквартальных территорий. При этом 70% расходов составляет оплата труда.
На содержание дорог в проекте бюджета на три года предусмотрено 84,3 миллиарда рублей. Часть этих средств пойдёт на закупку «экологических противогололёдных материалов».
Напомним, на зиму 2025-2026 годов в Петербурге планируют закупить 168 тысяч тонн соли и 68 тысяч тонн песка. Сейчас у города уже есть 32 тысячи тонн противогололедных материалов.
Об образовании и поддержке семей
Крупнейшая статья городского бюджета касается «перезагрузки» лицеев и гимназий в историческом центре Петербурга. В трёхлетнем бюджете на эти цели планируют выделить 1,142 триллиона рублей.
Школы и детские сады периода 1970-1980-х годов в Петербурге также планируют реконструировать и отремонтировать. В 2026 году на капремонт образовательных учреждений предусмотрено 6,6 миллиарда, ещё 3,4 миллиарда рублей выделят на оснащение учебных учреждений необходимым оборудованием.
Кроме того, правительство планирует серьёзно заняться реконструкцией заброшенных лагерей. Сколько средств город может потратить на эти цели, губернатор не уточнил.
На поддержку семей в трёхлетнем бюджете предусмотрено 103 миллиарда рублей. Так, 53 миллиарда планируется направить на единое пособие женщинам с ранних сроков беременности. Ещё 30 миллиардов рублей в Петербурге заложили на ежемесячные единовременные выплаты «семьям с детьми льготных категорий».
Беглов также напомнил, что Петербург продолжит выплачивать пособие беременным студенткам и оплачивать половину стоимости обучения ребёнка из многодетной семьи в вузе или колледже.
О здравоохранении
Всего на финансирование городской системы здравоохранения в бюджете заложили 1,69 триллиона рублей. Эта сумма сложилась в том числе из средств:
- на строительство и реконструкцию медучреждений — 87 миллиардов рублей на три года;
- на капитальный ремонт объектов — 3,774 миллиарда рублей на три года;
- на оснащение вводимых объектов оборудованием и инвентарём — 10,365 миллиарда рублей только в 2026 году;
- на обновление автопарка, закупку автомобилей скорой помощи — 2,5 миллиарда рублей на три года.
О реставрации памятников
В 2026 году правительство города планирует восстановить облик собора Петра и Павла в Петергофе, Владимирской церкви, ансамбля Гатчинского дворца и парка и ряд других объектов.
Беглов напомнил, что в Петербурге в следующем году на завершающий этап выйдет реставрация гранитных фасадов Петропавловской крепости. Более 140 миллионов рублей выделят на проведение противоаварийных и восстановительных работ в Меншиковском бастионе, где создаётся Музей археологии Петербурга.
На реставрацию фасадов и крыш домов на Невском проспекте в 2026 году в бюджете предусмотрено 1,974 миллиарда рублей.
Дефицит, инфляция и метро — вопросы депутатов
Депутата фракции КПРФ Ирину Иванову в докладе Беглова удивила сумма, которую город ежедневно тратит на уборку города. Кроме того, парламентарий также обратила внимание на огромный дефицит бюджета. После Иванова спросила губернатора, насколько целесообразно так много тратить на инвестиционные проекты и что это даст экономике Петербурга.
Беглов свой ответ начал с благодарности президенту Путину.
— Наш президент продолжает дело Петра I, который в своё время строил наш город. Все тоже приходили и говорили о целесообразности тех проектов, которые реализовывались на территории будущего города. Но, тем не менее, наш город был построен. И президент продолжает дело Петра I, он задумывается не только о сегодняшнем, но и о завтрашнем дне нашего города и всей страны, — отметил губернатор.
По его словам, после реализации «мегапроектов» преимущество получит и Петербург и его жители.
Депутат «Яблока» Александр Шишлов спросил, учитывалась ли инфляция по и прогнозы Центробанка при расчёте доходов бюджета. Развёрнутый ответ на этот вопрос дал вице-губернатор Алексей Корабельников. По его словам, в бюджете учитывалась и инфляция, и темпы роста средней зарплаты петербуржцев, которая в следующем году увеличится на 8,8% и составит 133 тысячи рублей.
Вопрос о «наболевшем» — строительстве метро в Петербурге — задала депутат Марина Шишкина. Парламентарий попросила уточнить сроки строительства конкретных станций метро и сумму, которая пойдёт именно на их открытие.
Губернатор отметил, что в 2019 году Петербург мог потерять метростроение как отрасль из-за банкротства «Метростроя». По словам Беглова, город «сделал практически невозможное» для того, чтобы были введены в эксплуатацию станции «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары». Затем глава Петербурга посоветовал депутатам посетить станцию «Горный институт» и отметил, что она «получилась очень хорошая».
А после на вопрос Шишкиной попытался ответить вице-губернатор Николай Линченко. Однако деталей и точных сроков, о которых просила депутат СРЗП, он так и не назвал.
Траты на СВО и экологические проблемы
После этого с трибуны выступили парламентарии — по одному от каждой фракции. «Новые люди» вспомнили о повышении тарифов на платные парковки и выразили надежду на развитие доступности общественного транспорта для петербуржцев.
В то же время «Яблоко» отметило, что проект бюджета «не вполне отвечает требованиям» стратегии социально-экономического развития Петербурга. Кроме того, по мнению парламентариев, необходимо, чтобы в документе указывались все связанные с СВО расходы.
От «Справедливой России» выступала депутат Марина Шишкина. Она отметила, что расходы на ряд экологических позиций сократились в четыре раза. После парламентарий обратила внимание губернатора на то, что в Петербурге фактически нет ни одного разрешенного для купания водоёма.
В результате проект бюджета в первом чтении поддержали 47 депутатов, двое от голосования воздержались.




