Истории

«Не забывать, не забивать»: как в Петербурге «Анна помогает» выпускникам детдомов

«Не забывать, не забивать»: как в Петербурге «Анна помогает» выпускникам детдомов

Фото: Павел Борисенко / MR7

В сентябре MR7 рассказывал о фотовыставке благотворительной организации «Анна помогает», составленной из работ выпускников детских домов Петербурга и Ленобласти. При помощи фотографий они достраивают недостающие пазлы собственного детства и юности. Фотомастерская — лишь один из проектов благотворительной организации, которая помогает подросткам с опытом сиротства, давая им возможности «транзитного трудоустройства», обучая на курсе бариста, устраивая студии и знакомя с юристами и социальными психологами. Базируется «Анна помогает» на Репина, 10. Туда — на самую узкую улицу города — мы и направляемся. И первым делом попадаем в спешелти-кофейню «Эр. 10».

Фото: Павел Борисенко / MR7

Фото: Павел Борисенко / MR7

«Из веток и любви»

Идём по брусчатке улицы Репина — одной из немногих в историческом центре, где сохранилось мощение. Нам нужен дом № 10, вход в цветную дверь. Пригнуться, спуститься по паре ступенек, и вот уже раздаётся пряный аромат кофе и приветливое жужжание кофемашин. В уютном помещении стоит пианино, на полках шкафа разложены мягкие игрушки, на стенах висят фотографии.

Фото: Павел Борисенко / MR7

Организацию «Анна помогает» основал Олег Бележенко. Он родился в Витебске, где начал заниматься благотворительностью, позже переехал в Петербург и работал в сфере интернет-маркетинга. Стал прихожанином лютеранской церкви Анненкирхе, во время пандемии коронавируса помогал заболевшим и их близким, в том числе выпускникам детских домов. Ещё раньше он понял, что создаст для них организацию. Город выделил помещение в подвале старинного дома. Там в 2020 году и зародился проект. Для того, чтобы подвал ожил, потребовалось немало усилий.

Справка

В христианстве святая Анна — мать Богородицы. В честь неё названа кирха на Кирочной улице Петербурга (Анненкирхе, или Церковь Святой Анны). Она была освящена в 1779 году. Средства на её возведение выделила императрица Анна Иоанновна. Имя святой Анны носит и некоммерческая организация, созданная Олегом Бележенко, прихожанином Анненкирхе.

— Олег делал всё это своими руками, — рассказывает, приветствуя нас, исполнительный директор организации Дарья Липовецкая, — из веток и любви.

Дарья Липовецкая, человек с опытом в образовательных и социальных проектах, присоединилась к АНО в 2023 году: готовила гранты для программы транзитного трудоустройства в кофейне — места, с которого смогли бы начать рабочий путь выпускники детских домов.

Дарья Липовецкая. Фото: Павел Борисенко / MR7

Дарья Липовецкая. Фото: Павел Борисенко / MR7

— Идея кофейни пришла одному из наших подопечных. Он сказал, что хотел бы попробовать себя в роли бариста. И мы решили, что построим барную стойку для него, — дополняет Дарья.

То, что организация и кофейня разместились на Репина, тоже сыграло свою роль.

— На улице Репина — самой узкой улице города — проводятся экскурсии. Туристы стали узнавать про организацию. Некоторые экскурсоводы по окончании маршрута приводят их к нам за кофе, — говорит Дарья.

Словно в подтверждение её слов в кофейню спускаются два джентльмена в пальто, говорящие по-английски. Оказывается, что вот уже несколько лет по четвергам сюда приходит иностранец и практикующий английский язык житель Петербурга, сидят и несколько часов разговаривают. Кофейня наполняется плавной и мелодичной английской речью и переносит посетителей в другие пространства — скажем, лавку «Шекспир и Компания».

Поиск истории семей: фотомастерская

Но «Эр. 10» только на первый взгляд является простой кофейней. Если приглядеться, в ней есть много дверей. Одна ведёт в кабинет социального психолога, другая — в зал обучения бариста, третья — в фотомастерскую. Последняя появилась в 2024 году, потом на время работа была остановлена, а в марте 2025 года возобновилась. Именно туда нас сперва и приглашает Дарья. Открываем дверь, приподнимаем чёрную штору, оказываемся в мастерской. Комнатка маленькая. В ней лежат коллажи, раскадровки, аналоговые фотоаппараты, оборудование для проявки… Включены красные лампы.

Фото: Павел Борисенко / MR7

Стены в фотомастерской кирпичные и белые, от них сквозит.

—Это сейчас здесь холодно, — замечает Дарья. — А раньше в этом помещении располагалась гончарная мастерская, стояла керамическая печь и шёл жар.

Правда, эту мастерскую организации, равно как и «Отвязную мастерскую», в которой шили мягкие игрушки и изготавливали украшения, пришлось закрыть: нехватка финансирования. А вот фотомастерская, хотя и со сложностями — продолжает жить.

— Фотокурс основала фотохудожник и преподаватель Любовь Михайлова. Она специализируется на цифровой фотографии. Одной из целей было восполнить недостающие моменты жизни; «возместить» снимки детского альбома, которого у выпускников интернатов часто просто нет. Потом, в марте 2025 года, уже другой фотограф основала целую фотомастерскую, которой и руководит. Она рассказывает ученикам об альтернативных способах проявки — цианотипии. Делает так, чтобы подростки при помощи фотографии не отдалялись от своей истории, а воссоединились с ней, — делится Дарья Липовецкая.

Итогом каждого курса, который набирается раз в год, становился проект, разработкой которого занимаются сами ребята. Выставки проходили в кофейне, в ТЦ «Мега Парнас» и пространстве «Севкабель Порт».

Дарья Липовецкая. Фото: Павел Борисенко / MR7

Тайные существа

Идём и в кабинет социального психолога. Он более светлый. Стоят кресла, разложены книги. Чтобы подросток смог сюда приходить, иногда ему требуется время. Для того, чтобы выстроить доверие, организуются совместные выезды. Например, в палаточный лагерь на Вуоксе.

— Вдали от офиса, на природе, в другой атмосфере ребята могут к нам приглядеться. Там мы показываем, что не сумасшедшие, что искренне хотим помочь и ни на что не претендуем, — объясняет Дарья.

Палаточный лагерь стал ещё одной точкой входа для выпускников детских домов.

— Наши ребята — тайные существа. Они доверяют только друг другу. Поэтому если нам удалось поработать с одним человеком, то с вероятностью 99% он расскажет окружению, что есть мы, что мы вроде как «ок» и что к нам можно обратиться по такому-то вопросу. Люди должны видеть, что есть реальная помощь.

И если ответ хотя бы на один вопрос за встречу получен, если мы выполняем свои обещания, доверие вырастает. Но если забываем или забиваем, человек исчезает, — говорит Дарья.

Причём доверительные отношения в «Анна помогает» выстраивают не только с выпускниками детских домов, но и с представителями самих детских домов. На протяжении трёх лет организация приезжает в учреждения с презентациями. Механизм постепенно начинает налаживаться, но проблемы остаются.

— Детские дома — мир в мире, закрытая система. Там безумная текучка кадров. Если мы наладили коммуникацию с одним сотрудником, не факт, что через полгода он будет продолжать работать. А значит, нам надо заново рассказывать, кто мы, почему нас надо пустить и почему нам можно доверять, — комментирует Дарья, добавляя, что сейчас взаимодействие выстраивается благодаря уполномоченному по правам ребёнка в городе. — Тоже Анне (Анне Митяниной — ред.).

Кабинет психолога и социальной работы. Фото: Павел Борисенко / MR7

Кабинет психолога и социальной работы. Фото: Павел Борисенко / MR7

«Квартиру дают, а инструкцию к ней — нет»

Целевой аудиторией организации являются люди с 16 до 23 лет — до того момента, когда льготы, положенные государством, перестают действовать.

— Самый частый запрос, с которым к нам приходят, — квартирный. Не все знают, как добиться положенной квартиры — констатирует исполнительный директор Дарья Липовецкая по поводу одной из самых распространённых проблем, с которыми сталкиваются выпускники детских домов.

Возникает и вопрос дальнейшего обустройства жилья.

— Приезжаем порой к человеку и видим: пустая коробка, — удивляется Дарья Липовецкая. — Часто человек живёт с домашними животными. Для людей с опытом сиротства они — замещение семьи. И тогда как квартира оставляет желать лучшего — микроволновка и чайник лежат на полу, из мебели — только двухъярусная кровать, шкафа нет — вещи на стуле сложены, зато у собаки — шикарная лежанка и автоматическая поилка, для неё всё ультракруто сделано!

Выходя из детского дома, человек не знает, как оплачивать коммунальные платежи. Образуются большие задолженности, и в результате в квартире нет ни света, ни газа, ни тепла.

— Квартиру дают, а инструкцию к ней— нет, — подчёркивает Дарья Липовецкая.

Это отсылает к финансовой грамотности.

— Когда дети выпускаются из интернатов, им дают большую сумму денег, которую государство начисляло, пока они росли. Но большие деньги быстро улетают. Между купить «Айфон» или гречку выбор очевиден, — констатирует она.

Проблема состоит отчасти в том, что многое за ребят в детском доме делают взрослые.

— В интернатных учреждениях постель заправляется, вещи стираются, еда готовится, книжки покупаются. А что это результат действий, никто не объясняет. Там надо просто, чтобы человек выжил. И в 18 лет пошёл дальше, — говорит Дарья.

В «Анна помогает» подсказывают, как планировать бюджет, откладывать, вступать в наследство и, если потребуется, оказывают юридическую помощь: ведь лишённые родительских прав близкие порой претендуют на компенсации, положенные детям, или оформляют на них кредит. К счастью, отмечает исполнительный директор организации, такие случаи сейчас встречаются реже.

«Научиться определять «Колумбию» от «Эфиопии»»: кофейня

Тем временем в кофейне появляются выпускники проекта. Они соглашаются рассказать больше о своём мастерстве. Екатерина Егорова, выпускница курса, до этого работала в НКО, которая помогала людям с ВИЧ. Сейчас она показывает нам комнату, в которой происходит обучение бариста. Там блестит вычищенный инвентарь: кофемашина, две кофемолки, темпер — инструмент для прессования зёрен, градусник для взбивания молока. Отдельно стоят каппинговые чашки и ложки (каппинговая посуда предназначена для дегустации) — для занятий по развитию сенсорики.

Фото: Павел Борисенко / MR7

— Зёрна, экстракты, соли… Молочная, аскорбиновая, лимонная, яблочная, винная кислота. Здесь есть всё, чтобы ребята тренировались отличать один вкус от другого, изучали дескрипторы: фрукты, специи, орехи, сухоцветы. Ставлю перед ними чашки, выключаю свет, закрываю шторы. Они должны угадать, что перед ними. Научиться определять мытую «Колумбию» от «Эфиопии». Приобрести навык, — разъясняет управляющая кофейни Екатерина Егорова.

Екатерина Егорова. Фото: Павел Борисенко / MR7

Екатерина Егорова. Фото: Павел Борисенко / MR7

Занятия длятся полгода: сначала теория, потом практика. Ребята, обучившиеся на курсе, подтверждают, что с опытом появляется кофе-интуиция.

— Зёрна каждой страны можно определить по маячкам. Это совокупность вкусов, ароматов и текстур. Мне больше всего нравится «Кения». Она кислая, — говорит 23-летний Данил Никифоров.

Слева направо: выпускники курса бариста Фёдор, Данил, Владислав и Екатерина. Фото: Валерия Шимаковская / MR7

Слева направо: выпускники курса бариста Фёдор, Данил, Владислав и Екатерина. Фото: Валерия Шимаковская / MR7

Об «Анна помогает» ему рассказали в отделе опеки Московского района. Оттуда — как и из районных центров социальной помощи семье и детям — часто направляют на улицу Репина.

— Мне несколько раз предлагали пойти на работу или на учёбу, я срывался: не хотел. Взаимодействовать с людьми было тяжело. Сидел дома, ничего не делал. А потом всё-таки пошёл: обучился, вышел за бар, быстро стал самостоятельным и почему-то неофициально самым популярным, — искренне недоумевает Данил.

Трудных моментов во время учёбы возникало немало.

— Самое сложное было настроить эспрессо, чтобы он был сбалансированным и сочетался с молоком. На втором месте по сложности — заварить кофе в воронке. На третьем — общаться с гостями, — добавляет Данил Никифоров.

Но за короткий срок Данил стал старшим бариста. Прошёл все степени кофейного мастерства.

— У нас есть бэйби бариста. Это стажёр. Или бэйби-бэйби. Затем идёт просто бариста. И наконец старший бариста, — разъясняет Анна Лесницкая, другая выпускница курса бариста, а теперь специалист по работе с молодёжью.

В этом году кофейня выпустит новый поток из 10 бариста. Екатерина, управляющая, уже готова принимать новых работников. Она приглашает нас в маленькую кухоньку. В ней мы едва помещаемся. На высоких полках теснятся аккуратно разложенные по банкам ингредиенты.

— Это заготовки для сиропов: покупные не используем, — констатирует управляющая кофейней Екатерина. — Экстракты бергамота, розмарина; арахис, тростниковый сахар, мята, лаванда. Перемалываем, смешиваем: делаем вручную. Нам нравится придумывать, подбирать пропорции, пускай это и трудоёмкая работа. Например, для напитка «Раф сырный крекер» мы перемалывали в блендере плавленый сыр. А это куда интереснее покупных сиропов…

Фото: Павел Борисенко / MR7

Фото: Павел Борисенко / MR7

«Если все мы будем делать на десять метров вокруг себя хорошо»

Сейчас социальными услугами АНО пользуется около 60 подопечных. Всего за время существования организации через неё прошло порядка 160 человек. Одним из главных достижений «Анна помогает» можно считать объединение различных организаций, которые работают с выпускниками детских домов города.

— Олег Бележенко понял, что у нескольких организаций похожие задачи и целевая аудитория, но они не взаимодействуют. Тогда как совместно могли бы решать проблемы. Каждая организация по-своему сильна. У одной хороший пул психологов, другая профессионально работает с наставниками, — отмечает Дарья Липовецкая.

Если в первой организации на вопрос выпускника детского дома ответить не могут, с ним делятся контактами второй. В кластере сейчас — целый список проектов. Среди них:

  • Программа индивидуального наставничества «Старшие Братья Старшие Сёстры»;
  • Благотворительная организация «Пристань»;
  • Благотворительная общественная организация «Мята». Помогает с профориентацией посредством программ тьюторства (наставничества);
  • «Центр святителя Василия Великого». Помогает детям-подросткам, которым грозит уголовная ответственность; предоставляет возможность постоянного проживания в рамках реабилитационного курса и реализует собственный проект кофейни «Просто»;
  • Благотворительный фонд «Подсолнух». Помогает детям и взрослым с тяжёлыми врожденными нарушениями иммунитета;
  • Благотворительная организация «Детские деревни — SOS». Помогает семьям с детьми, находящимся в кризисной ситуации. Речь идёт о «профессиональных замещающих родителях» и «SOS-мамах»;
  • Отделение социальной реабилитации и подразделение кризисного центра помощи женщинам «Маленькая мама»;
  • «Центр СПИД»;
  • Благотворительный фонд «Подари мне крылья», который устраивает инклюзивные мастерские, направленные на трудоустройство людей с опытом сиротства и ментальными особенностями.

Всю систему взаимодействия между «Анна помогает» и выпускниками детдомов можно назвать социальным патронатом — процессом сопровождения выхода из кризисной ситуации. За каждым подопечным закрепляется социальный работник и разрабатывается пошаговый план решения. Кому-то нужен курс обучения или стажировка, кому-то — психологическая поддержка.

— Мы будем с человеком до того момента, когда он скажет «Спасибо, дальше я сам», — резюмирует Дарья Липовецкая.

— Никто не знает, как решить проблему сиротства, — добавляет она. —Здесь нужны и НКО, и государство. Каждый человек должен быть чуть-чуть ответственным. Если все мы будем делать на десять метров вокруг себя хорошо, тогда нужда в благотворительных организациях отпадёт.

Фото: Павел Борисенко / MR7

share
print

Продолжая пользоваться нашим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и политикой конфиденциальности