Новости

«Как жить взрослую жизнь»: фотовыставка фонда «Анна помогает»

Общая работа выпускников курса фотолаборатории. Предоставлена АНО «Анна помогает»

Общая работа выпускников курса фотолаборатории. Предоставлена АНО «Анна помогает»

В пространстве «Севкабель Порт» 5 сентября открылась фотовыставка подопечных фонда «Анна помогает». Мероприятие приурочено к Международному дню благотворительности и является частью Фестиваля солидарности, который продлится до 30 сентября.

Справка

АНО «Анна помогает» существует с 2019 года. Организацию основал Олег Бележенко — предприниматель и прихожанин лютеранской Анненкирхе. Цель фонда — оказывать помощь выпускникам детских домов и людям с опытом сиротства из Петербурга и Ленинградской области в возрасте от 16 до 23 лет.

Открытие выставки. Фото: Валерия Шимаковская / MR7

Открытие выставки. Фото: Валерия Шимаковская / MR7

Фотолаборатория на самой узкой улице

Организация «Анна помогает» находится на самой узкой улице Петербурга — Репина, в доме 10. Там же располагаются благотворительная кофейня и фотомастерская, которая открылась при фонде только в марте 2025 года. Выставка демонстрирует первые итоги работы этой мастерской. Экспозиции предшествовали месяцы освоения практик.

В зале представлены снимки в технике цианотипии (то есть создания фотографий при помощи солнечного света), и пинхола (съёмки камерой, объективом которой служит небольшое отверстие в какой-то ёмкости).

— Пинхолу было посвящено первое занятие на нашем курсе фотографии. Задача — показать, что фотография — это занятие, похожее на волшебство. Берёшь банку из-под кофе, делаешь там дырку и снимаешь, — объясняет руководитель фотомастерской Ольга Матвеева.

Работа участника выставки Дани Рыкова. Предоставлена АНО «Анна помогает»

Работа участника выставки Дани Рыкова. Предоставлена АНО «Анна помогает»

Итогами занятий в мастерской стали семь проектов. Это не просто выпускные работы курса, но и личные истории авторов.

— Иногда у ребят очень глубокий запрос. Например, сделать проект про маму, которой уже нет. Один из самых личных проектов — «Папа опять сильнее всех в мире» Саши Григорьевой, — добавляет руководитель фотолаборатории Ольга.

Она показывает на коллажные чёрно-белые снимки — на них мужчина с маленькой девочкой на руках.

— Саша — одна из подопечных организации и участница выставки. Её отец умер, когда она была ребёнком, и она проводит большую исследовательскую работу, чтобы восстановить память, — говорит Ольга.

Работа участницы выставки Саши Григорьевой. Предоставлена АНО «Анна помогает»

Работа участницы выставки Саши Григорьевой. Предоставлена АНО «Анна помогает» 

Тетрадка папы

А вот подходит и сама Саша. Мы приближаемся к её коллажам.

— Всё началось с того, что я попросила Олю Матвееву найти, где похоронен мой папа. Я этого не знала. Вообще мало что знаю про него. Ни где учился, ни чем жил. Знаю только, что рисовал и занимался фотографией. Фотография — это всё, что мне от него осталось, — резюмирует Саша.

Место, где похоронен отец девочки, было найдено. И этот факт, как и тяга к творчеству, которая передалась дочери, стали началом большого поиска. Правда, на то, чтобы подступиться, потребовалось время.

— Ещё в детстве дома, в вещах я обнаружила папину тетрадь с коллажами. Очень долго боялась к ней притрагиваться. Потом, когда переезжала, забрала себе и решила продолжить. Фотография — это то, что нас связывает, — делится Саша.

Саша Григорьева. Фото: Валерия Шимаковская / MR7

Саша Григорьева. Фото: Валерия Шимаковская / MR7

«Что-то вроде дневника, который не умею вести»

Фотография — это ещё и способ вести дневник. Пример тому — проект «Это всё равно останется личным» Даши Андреевой.

— Для меня фотография — что-то вроде личного дневника, который я не умею вести, потому что, во-первых, это небезопасно: кто угодно может прочитать; во-вторых, так легче выразить эмоции, — объясняет Даша.

Даша стоит напротив красочных коллажей и стикеров. Изначально работы появились в скетчбуке и были объёмными. Почти на каждом элементе можно увидеть вышитое слово «Что?». То тут, то там мелькает Гарфилд — рыжий кот из серии комиксов 1970-х.

— Это мой любимый персонаж из детства. Мы с ним похожи. Я, конечно, не настолько ленивая, но, как и он, ненавижу понедельники, живу как хочется и не задумываюсь об общественном мнении, — подводит итог Даша.

Даша Андреева. Фото: Валерия Шимаковская / MR7

Даша Андреева. Фото: Валерия Шимаковская / MR7

Бабушкин дом

Каждый проект так или иначе связан с памятью о родных. Фотографии, объединённые названием «Дом» Насти Яковлевой, — пожалуй, самая яркая иллюстрация.

За спиной Насти — низкая деревенская изба с резными окнами, небо, советский холодильник. На снимках запечатлена деревня, в которой родилась её бабушка.

Работа участницы выставки Насти Яковлевой. Предоставлена АНО «Анна помогает»

Работа участницы выставки Насти Яковлевой. Предоставлена АНО «Анна помогает»

— Когда я была маленькая, бабушка забирала меня из города с собой в деревню на три месяца. Всё лето я проводила у неё. Несмотря на то что тогда у меня была мама, вроде как папа, именно бабушка ассоциируется у меня с тёплыми эмоциями. Её называли кормилицей, она читала сказки и была очень мягкая, — вспоминает Настя.

Когда она училась в третьем классе, бабушка заболела. С тех пор девочка не приезжала в её деревню. А для выставки вернулась в те места и в дом бабушки.

По профессии Настя — стилист, по работе фотографирует творческий fashion. Съёмки обыкновенно стилизует, использует постановку кадра. По случаю выставки попробовала новый формат.

— Изначально я просто сделала на старый фотоаппарат снимок поля. Потом загорелась. Долго работала, накопила на первый фотоаппарат, начала снимать людей, — выстраивает хронологию Настя.

Настя показывает галерею своих работ. Фото: Валерия Шимаковская / MR7

Настя показывает галерею своих работ. Фото: Валерия Шимаковская / MR7

За девушкой — ветка сирени, бобры, старые ульи у бани, посаженные бабушкой Насти жёлтые цветы — они до сих пор растут. Но проект девушки включает в себя не только фотографии, но и лоскутное полотно. Если приблизиться, можно различить на нём лица.

— На ткани распечатан мой архив фотографий детства. Это полотно-воспоминание: я помню лишь обрывки, — разъясняет Настя, пока ведёт ладонью по ткани: — Вот дедушка чистит картошку, вот бабушка засаливает огурцы, вот отец гладит лохматую собаку. А вот я — со всеми ними.

Настя Яковлева на фоне своих фотографий и полотна. Фото: Валерия Шимаковская / MR7

Настя Яковлева на фоне своих фотографий и полотна. Фото: Валерия Шимаковская / MR7

Почему чай несладкий

Фотолаборатория — один из множества проектов фонда «Анна помогает». Существует также «Кофейная мастерская», которая предлагает детям-сиротам и людям с опытом сиротства курс бариста, стажировки и последующее трудоустройство; швейное производство и керамическая студия.

— Цель организации — рассказать детям, у которых никогда не было или не стало родителей, как жить взрослую жизнь, — говорит сотрудник организации Наталья. — Как социализироваться, как оплатить счета. Например, не все подростки, выросшие в детском доме, знают, что чай изначально несладкий: в детдомах он сразу с сахаром. Именно поэтому один из слоганов АНО — «18 лет — не значит взрослый».

Вход в благотворительную кофейню «Анна помогает» на улице Репина, 10. Фото: Валерия Шимаковская / MR7

Вход в благотворительную кофейню «Анна помогает» на улице Репина, 10. Фото: Валерия Шимаковская / MR7

Где: пространство «Севкабель Порт», «Бюро красивых дел» (Кожевенная линия, 40, 2-й этаж, помещения 20-21).

Когда: до 17 сентября.

share
print

Продолжая пользоваться нашим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и политикой конфиденциальности