Телефонные мошенники действуют всё изощреннее. Их очередной жертвой стала 84-летняя блокадница. Однако в деле она проходит не как пострадавшая, а как подозреваемая. Пожилую женщину хитростью вынудили забирать деньги у пенсионеров — таких же, как она, жертв лжефсбшников. Расскажите об этой схеме вашим пожилым родственникам.

Валентина Ивановна Суворова. Фото: предоставлено семьёй Валентины Ивановны
Всё началось с обещания подарка. Как рассказывает Валентина Ивановна Суворова, в начале июня (6 или 7 числа) ей позвонили на мобильник — мужчина представился сотрудником администрации Красносельского района, в котором и живёт пожилая женщина, и сообщил, что хоть и с опозданием, но ей хотят вручить продуктовую корзину и выплату в 28 тысяч рублей ко Дню Победы. Просили только назвать номер СНИЛС. Валентина Ивановна его продиктовала. Ничего страшного в этот момент не произошло.
— Бабушка не заподозрила ничего странного. Во-первых, воспитание — если кто-то из «администрации» о чём-то просит, как не доверять. Во-вторых, до этого ей то ли от района, то ли от муниципалов подарок к 9 мая — плед — вручали в апреле. Месяц до праздника, месяц после праздника — какая разница, может, ещё один решили дать… — объясняет поведение Валентины Ивановны её внучка Ксения Суворова.
Близким блокадница о звонке из администрации ничего не сказала — финансовые вопросы она привыкла решать сама.
Однако вскоре после «чиновника» Валентину Ивановну побеспокоил уже «чекист». Далее всё было по известной схеме: некто представившийся сотрудником ФСБ уверил пожилую женщину, что ей звонили мошенники, верить им нельзя, попутно собеседник выведал про хранящиеся дома деньги — их у блокадницы нашлось 300 тысяч гробовых. Мошенник заверил, что такие суммы держать дома нельзя, нужно срочно положить их на специальный счёт. Бабушке даже вызвали такси.
— Как она рассказывает, сначала её отвезли в одно отделение банка, но там положить деньги у неё не получилось, тогда поехали в другое. Там банкомат принял всю сумму. Попутно с бабушкой продолжали говорить по телефону, убеждали, что в момент, когда она будет вносить деньги, рядом никого не должно быть, — говорит Ксения.
После «успешно выполненного задания» мошенники не оставили Валентину Ивановну в покое.

Одна из бумаг, которую Валентине Ивановне передал курьер для подтверждения её «важной миссии». Фото: предоставлено Ксенией Суворовой
— Её убедили, что она молодец, что смогла всё сделать, но в городе ещё много других пожилых людей, которым нужно помочь, — рассказывает внучка.
Блокаднице прислали якобы официальные бумаги — подтверждения о внесении средств: с печатями, подписями, но, если приглядеться, с «бредовыми» данными о регистрации.
Бабушку продолжали инструктировать, а она не могла отказать людям, которых искренне считала сотрудниками государственных спецслужб. Так она стала «дропом» — посредником мошенников.
10 июня блокаднице вновь вызвали такси, которое отвезло её по нужным адресам, там пенсионерка встречалась с другими немолодыми людьми. Как она вспоминает, кто-то выходил к ней во двор, другие не могли покинуть квартиру, и бабушка сама к ним поднималась. Одна женщина едва передвигалась с двумя палками. Все эти люди отдавали Валентине Ивановне конверты с деньгами. Позже она передавала их неизвестным.
— У них даже были пароли: «Серая ромашка» и «Дружинница». Один из тех, кому бабушка отдавала деньги, ей очень не понравился, она уже хотела уйти от него. Но он всё-таки уговорил её, — добавляет Ксения.
Так за два дня (11 июня ей также вызывали такси) Валентина Ивановна встретилась с разными людьми — жертвами мошенников — в семи районах. Сколько денег она забрала в первый день, она не знает — в конверты не заглядывала. А во второй оказалось почти два миллиона на двух первых адресах. На третьем — её «взяли».
— Куратор по телефону, как говорит бабушка, её даже предупреждал: если она заметит кроме нужного человека с деньгами кого-то ещё рядом — надо уходить, конверт не брать. Но ей 84 года, конечно, она никого не заметила. А как только получила деньги, к ней подошёл полицейский, спросил, что она там делает. Она ответила: «Гуляю». «Знакомы с человеком, с которым общались? Как его зовут?» Тут уже было сложнее отвечать. Бабушку забрали в участок.
Уголовные дела о мошенничестве заведены как минимум в двух районах — в Адмиралтейском, где и задержали Валентину Ивановну, она проходит как подозреваемая, в Кировском — как свидетель. По части 4 статьи 159 (мошенничество в особо крупном размере) может грозить до десяти лет лишения свободы.
Арестовывать блокадницу не стали. Она остаётся дома и, по словам внучки, сейчас очень переживает из-за всего случившегося — и из-за того, что её саму обманули, и что она, не ведая и не желая того, помогла обмануть ещё несколько стариков.
***

Фото: предоставлено семьёй Валентины Ивановны
Валентина Ивановна — «ребёнок блокады». Она родилась в феврале 1941-го. Вся её большая семья — родители, бабушки и дедушки — жила в центре Ленинграда. К счастью, все смогли пережить войну. Папа Вали работал на заводе, мама также продолжала трудиться. Девочку в 1943-м отправили к родственникам в Костромскую область. Уже после блокады её приехал забирать один из дедушек. Как вспоминают в семье, он был уважаемым человеком в деревне, чтобы его встретить, зарезали ягнёнка. Но обильная пища после долгого голодания привела к тому, что организм не справился, и мужчина умер. Валю позже всё же вернули в Ленинград. Она закончила школу, много работала. Сейчас у неё статус жителя блокадного Ленинграда (она приравнена в правах к ветеранам Великой Отечественной войны). В 84 года Валентина Ивановна остаётся бодрой, участвует в активностях для блокадников, ходит на экскурсии и в музеи. Но противостоять изощрённым мошенникам ей оказалось не под силу.