Новости

Апелляционный суд оставил в силе приговор диссиденту Скобову*

Фото: MR7

Фото: MR7

67-летнему петербургскому диссиденту и публицисту Александру Скобову* суд не стал менять наказание, оставив 16 лет лишения свободы. Апелляционную жалобу адвоката рассмотрели за одно заседание.

Справка

Александр Скобов* — диссидент со стажем. Впервые протест против действующей в стране власти он выразил в 1976 году, разбросав с активистами движения «Новых левых» с галереи Гостиного двора листовки с призывами к «свержению тирании чиновников и установлению подлинного гуманного социализма». В 1978 году Александра* задержали и по решению суда поместили в психиатрическую лечебницу на три года. В начале 1980-х он второй раз был помещён на принудительное лечение — ещё на четыре года. Во время перестройки международная врачебная комиссия признала Скобова* психически здоровым, а затем его реабилитировали и даже выплатили моральную компенсацию.

В наши дни Александр* вёл telegram-канал, посты в котором и стали поводом для уголовного дела. Скобова обвинили по части 2 статьи 205.2 УК РФ (публичное оправдание терроризма с использованием интернета), вменив два эпизода — за посты с 27 февраля по 11 августа 2023 года и за посты с 1 октября 2023 года по 17 марта 2024 года, в том числе касавшиеся взрыва на Крымском мосту 17 июля 2023 года, взрыва российского военного самолёта на аэродроме в Белоруссии 26 февраля 2023 года и теракта, совершённого 2 апреля 2023 года Дарьей Треповой** в Петербурге. Также Скобова* обвинили по второй части статьи 205.4 (участие в террористическом сообществе, от десяти до пятнадцати лет лишения свободы) — за то, что Александр*, как считает следствие, был вовлечён в нежелательную организацию и в составление её резолюции, а также поддерживал запрещённую в России признанную террористической организацию.

Скобов* был задержан 2 апреля 2024 года в квартире известного петербургского правозащитника Юлия Рыбакова. Обыски в тот же день прошли и у Рыбакова, и в квартире матери Скобова*, где обычно проживал диссидент. Суд 4 апреля отправил публициста под арест. Вскоре Скобов* был переведён в СИЗО в Сыктывкаре, где расследовалось дело.

Слушать дело передали в 1-й Западный окружной военный суд. Заседания проходили с декабря 2024-го — в среднем по два раза в неделю. Приговор был оглашён 21 марта: 16 лет лишения свободы (3 года в тюрьме, остальное — в колонии строгого режима) со щтрафом 300 тысяч рублей и запретом администрировать сайты на четыре года.

Новости оттуда и туда

Участники сегодняшнего заседания были связаны по ВКС. Во Власихе оставалась тройка судей во главе с председательствующим Сергеем Бутусовым. Подсудимого вывели «в эфир» из СИЗО в Верхнем Чове (в Сыктывкаре), где он остаётся уже больше года. Адвокаты также были по видеосвязи. Владислав Коснырев — из Горсуда в Сыктывкаре. Из Петербурга интересы Скобова* представляла Вероника Карагодина — из зала в 1-м Западном окружном суде, туда же смогли прийти слушатели.

Заседание задержалось на два часа: вместо 10 утра началось только ближе к полудню. С 11 часов подключили видеосвязь. Александр* успел пообщаться с супругой и группой поддержки: узнал последние новости — о втором ударе США по Ирану и об освобождении одного из лидеров белорусской оппозиции Сергея Тихановского 21 июня (его и ещё 13 заключенных вывезли за пределы страны и отпустили). В ответ Скобов* рассказывал о сокамерниках — едва передвигающемся инвалиде и мужчине с манией преследования.

Адвокат Вероника Карагодина (слева) и супруга Александра Скобова* Ольга Щеглова (справа). Фото: MR7

Адвокат Вероника Карагодина (слева) и супруга Александра Скобова* Ольга Щеглова (справа). Фото: MR7

«Удостоверяйтесь собственными средствами»

До рассмотрения апелляционной жалобы по существу прошло ещё почти два часа. Трудности начались с момента установления личности обвиняемого. Суд попросил Скобова* назваться.

18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ СКОБОВЫМ* АЛЕКСАНДРОМ* ВАЛЕРЬЕВИЧЕМ* ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА СКОБОВА* АЛЕКСАНДРА* ВАЛЕРЬЕВИЧА*

— Я не буду отвечать на вопросы вашего суда… — отреагировал подсудимый.

— С кем мы имеем честь общаться? — попытался уточнить судья.

— Удостоверяйтесь собственными средствами.

— Вы участвовать не хотите?

Ответом было молчание Скобова*.

Адвокат Коснырев также не смог подтвердить его личность, сославшись на то, что не видит подзащитного очно — лишь мутную картинку на экране. Личность подтвердила Вероника Карагодина.

Владислав Коснырев также жаловался, что не смог согласовать позицию со Скобовым*. Суд счёл, что у защитника была для этого возможность ещё с момента приговора.

Адвокат тем не менее начал заседание с заявления отвода всей тройке судей именно из-за невозможности конфиденциального общения с Александром*. Также основаниями для отвода Коснырев указал и то, что в инкриминируемых Скобову* постах упоминается президент РФ Путин — а его нет в деле в качестве потерпевшего, а кроме того, он назначает судей, в том числе рассматривающих апелляцию.

Прокурор указал, что упомянутых адвокатом оснований для отвода суда не значится в законе. Просовещавшись почти час, судьи ходатайство оставили без удовлетворения. Также отказали они в ходатайстве адвоката доставить Скобова в Горсуд Сыктывкара для участия в слушаниях. На том перешли к слушаниям по существу.

Фото: MR7

Фото: MR7

Понимание терроризма

В апелляционной жалобе, зачитанной в суде, адвокат Карагодина обращала внимание на ряд факторов, не учтёных, по её мнению, судом первой инстанции. В том числе она отмечала, что организация, участие в которой инкриминируют Скобову, не указана в реестре террористических в РФ, а в суде, как отметила адвокат, не было доказано, что эта структура действует с целью осуществления терактов.

«Это одно длящееся преступление, — также отмечала адвокат касательно двух эпизодов по статье 205.2 УК РФ. — Все публикации выполнены в контексте боевых действий, автор не оправдывал терроризм, а рассуждал о вооружённом сопротивлении».

Адвокат также указывала на противоречия в показаниях понятых и спорность, на её взгляд, выполненных специалистом ФСБ психолого-лингвистических исследований публикаций Скобова*.

«Назначенное наказание близко к максимальному (сторона обвинения просила 18 лет лишения свободы. — Ред.), чрезмерно суровое, губительное для него (Скобова*)… носит "карательный характер" и не отвечает целям наказания», — заключала адвокат в жалобе. Она просила о пересмотре дела в новом составе суда.

Адвокат Владислав Коснырев в своей речи в прениях разбирал международное право и позицию ООН по терроризму, указывая на разницу между сопротивлением агрессии и призывам к убийствам гражданского населения.

— В моём понимании высказывания Скобова* не имеют отношения в реальному, «классическому» терроризму, — отметил Коснырев в своей речи.

Он также считает, что назначенное наказание его подзащитному нарушает принцип необходимости и соразмерности.

Сторона защиты просила об отмене приговора. Обвинение — оставить без изменения. Суд остался на стороне прокуратуры.

* Внесён Минюстом РФ в реестр иноагентов, а также в реестр террористов и экстремистов Росфинмониторинга.

** внесена в реестр террористов и экстремистов Росфинмониторинга.

share
print

Продолжая пользоваться нашим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и политикой конфиденциальности