Новости

Колокольню Смольного собора обсудили как экспонат музея архитектуры Петербурга

В Смольном соборе состоялась дискуссия, посвященная возможности открытия Музея истории архитектуры и строительства Санкт-Петербурга в рамках проекта воссоздания колокольни Смольного монастыря.

Макет колокольни. Фото предоставлено Фондом содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге

Макет колокольни. Фото предоставлено Фондом содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге

В дискуссии приняли участие члены Гильдии журналистов, работающих в сфере архитектуры, строительства и сохранения культурного наследия Союза журналистов Петербурга и Ленобласти, Санкт-Петербургского союза архитекторов, архитектурной мастерской Михаила Мамошина и Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге.

Дискуссия проводилась по итогам состоявшегося 6 марта обсуждения на Экспертном совете Всемирного клуба петербуржцев в Мариинском дворце.

Напомним, на заседании клуба возникла идея объединить проект с созданием Музея архитектуры и строительства Петербурга. В частности, с таким предложением выступил заслуженный художник РФ Иван Уралов. Он отметил, что колокольня может быть построена «не в качестве буквальной реализации проекта Растрелли, а в форме «реплики на тему» — современного архитектурного объекта, представляющего собой не полное, а частичное «постмодернистское» воплощение исторического проекта», а также стать частью музейного комплекса архитектуры. Идею поддержал и архитектор Михаил Мамошин. По его словам, колокольня может рассматриваться не как новое сооружение, а как символический ориентир и экспонат музея.

В ходе прошедшей 11 апреля в Смольном соборе дискуссии Иван Уралов более подробно рассказал о замысле музея. В прошлом была идея создать его в здании Конюшенного ведомства, однако реализовать проект не получилось. Теперь появилась идея с колокольней.

— Что если колокольню построить как экспонат того, что не было создано, в составе музея? Она могла бы показать, каким мог быть город, если бы были построены несозданные объекты, в том числе вторая колоннада Казанского собора, — подчеркнул Уралов.

По его словам, новый музей мог бы стать как филиалом Музея истории Санкт-Петербурга, так и самостоятельной единицей.

— В нём можно было бы показать, как застраивался город начиная с петровской эпохи, познакомить всех желающих с образцами ленинградской архитектуры, подчеркнуть проблемы современной застройки, — отметил Уралов.

По его мнению, под такие задачи для строительства колокольни лучше подойдет не площадь Растрелли, а территория сада на Неве на Смольной набережной.

Михаил Мамошин напомнил в целом, что восстановление объектов положительно влияет на облик местности. Он привёл в пример колокольню Новодевичьего монастыря на Московском проспекте и барселонский храм Саграда Фамилиа, который ЮНЕСКО хотела запретить достраивать, однако «потом поменяла свое мнение на 180 градусов».

Академик архитектуры Татьяна Славина напомнила, что Растрелли в своих решениях был достаточно смелым архитектором, а также поддержала идею строительства на Смольной набережной. По её словам, колокольня на том месте «включается в симфонию прибрежных доминант».

Инициатором идеи воссоздания колокольни выступает Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге. Секретарь попечительского совета Фонда Анна Хмелева отметила, что идею музея они вполне могут поддержать. Тем более что она в какой-то мере облегчает экспертам задачу по выбору оптимального места для колокольни.

По поводу самой идеи воссоздания объекта Анна Хмелева рассказала, что более трёх лет фонд проводит исторические, градостроительные, архитектурные изыскания и взаимодействует с экспертным сообществом. За это время было изучено 359 различных источников — и подтверждения тому, что Растрелли собирался отказаться от своего проекта, который включал главный собор, каре с кельями и колокольню, найдено не было.

Также, по словам Хмелевой, осенью планируется закончить все необходимые экспертизы, связанные с участком на Смольной набережной.

СПРАВКА

Возвести самую высокую в Европе колокольню архитектор Бартоломео Растрелли задумал в середине XVIII века. Он видел её как часть ансамбля Смольного собора — в 1751 году начали забивать сваи, в 1757 году закончили закладку фундамента, к 1761-му практически возвели первый ярус. Но закончить строительство тогда не удалось, а в 1764 году Растрелли покинул Россию. Колокольню строили еще три года, но в 1767-м строительство остановилось, не был достроен и сам собор. Еще почти 70 лет ярусы стояли не разобранными. Не достраивать колокольню решил Василий Стасов, достроивший собор по приказу Николая I.

Уже несколько лет Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге рассматривает возможность исполнения замысла Растрелли — воссоздания колокольни собора. Строить колокольню там, где задумывал Растрелли, нельзя.

Это потребует сноса некоторых корпусов Смольного, возведённых в 1820-1830-х годах по проекту архитектора Василия Стасова, и выкапывания из земли примерно 10 000 свай, что может привести к повреждению самого собора. Обсуждаются варианты построить колокольню на площади Растрелли перед Смольным монастырём или в саду на Неве на Смольной набережной.

share
print