Репортажи

В Саду на Неве или перед Смольным: на заседании Всемирного клуба петербуржцев эксперты решали, где строить колокольню Смольного и строить ли

В Саду на Неве или перед Смольным: на заседании Всемирного клуба петербуржцев эксперты решали, где строить колокольню Смольного и строить ли

Макет колокольни. Фото предоставлено Фондом содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге

Участники Всемирного клуба петербуржцев собрались по инициативе Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге 6 марта в Белом зале Заксобрания. Темой встречи стала возможность строительства колокольни, некогда задуманной, но не достроенной до конца Бартоломео Растрелли перед Смольным собором. Архитекторы и художники решали: нужна ли Петербургу колокольня и если нужна, то в каком месте её строить?

Справка

Возвести самую высокую в Европе колокольню архитектор Бартоломео Растрелли задумал в середине XVIII века (строить начали в 1748 году). Он видел её как часть ансамбля Смольного собора и даже успел возвести два яруса. Но закончить строительство тогда не удалось, а в 1764 году Растрелли покинул Россию. Колокольню строили еще 3 года, но в 1767 строительство остановилось, не был достроен и сам собор. Еще почти 70 лет ярусы стояли не разобранными. Не достраивать колокольню решил Василий Стасов, достроивший собор по приказу Николая I.

Сейчас к идее возведения высочайшей в этой части мира колокольни снова вернулись. С 2020 года Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге ищет возможность исполнить замысел Растрелли.

Главная проблема — найти подходящее место.

Строить колокольню там, где задумывал Растрелли, — нельзя. Это потребует сноса некоторых корпусов Смольного, возведённых в 1820–1830-х годах по проекту архитектора Василия Стасова, и выкапывания из земли примерно 10 000 свай, что может привести к повреждению самого собора.

Также существуют варианты построить колокольню на площади Растрелли перед Смольным монастырём или в саду на Неве на Смольной набережной.

Не отказался, а не успел

Председательствовал на заседании художник-живописец, заслуженный художник РФ Иван Уралов.

В частности, художник отметил, что пока Всемирный клуб петербуржцев предлагает обсудить несколько мест для её строительства: на Смольной набережной, в створе бывшей развязки Орловского тоннеля или в Лахте.

— Также представляется целесообразным рассмотреть возможность возведения колокольни не в качестве буквальной реализации проекта Растрелли, а в форме «реплики на тему» — современного архитектурного объекта, представляющего собой не полное, а частичное «постмодернистское» воплощение исторического проекта, — зачитал на заседании Иван Уралов.

По мнению Уралова, колокольня по мотивам Растрелли может стать музейным комплексом архитектуры.

Справка

Фонд содействия восстановлению памятников истории и культуры в Санкт-Петербурге был создан для работы со знаковыми проектами.

Среди реализованных в Петербурге проектов:

— воссоздана церковь Пресвятой Троицы в составе Киновии Александро-Невской Лавры на Октябрьской набережной

— установлен памятный знак в честь первого петербургского храма — Троице-Петровского собора на Троицкой площади

— восстановлена башня Дома причта церкви Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) на проспекте Обуховской Обороны

— установлен макет Смольного собора и создано музейное пространство в Смольном соборе. Приспосабливается чердачное пространство под музей «Собрание Ангелов». Также в Смольном появился точный список Федоровской иконы Божией Матери.

— ведутся масштабные работы по ремонту и реставрации Духовной академии.

— завершено воссоздание храма Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) на проспекте Обуховской обороны.

Среди предстоящих проектов — воссоздание церкви Бориса и Глеба на Синопской набережной. Также Фонд предлагает реализовать проект колокольни Смольного собора по замыслу архитектора Растрелли.

Секретарь попечительского совета Фонда Анна Хмелёва отметила, что у Фонда нет цели навязать своё видение — напротив, важно собрать и учесть мнения горожан.

— Мы в своих исследованиях не зашли бы настолько далеко, если бы не слышали мнения и возражения экспертного сообщества, — подчеркнула Анна Хмелёва.

Фото предоставлено Фондом содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге

Фото предоставлено Фондом содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге

По её словам, вопросов к идее создания колокольни много. В том числе эксперты часто спрашивают: зачем строить то, что не было построено, от чего Растрелли отказался сам? Откуда взялась высота? На эти вопросы отвечали в ходе заседания. Фонд представил результаты исследования, воссоздающие последовательность проектирования, изменений в проекте, доказывающие, что Растрелли не отказался от замысла, а просто не успел реализовать задуманное до конца. И после отъезда из России писал о проекте колокольни — свидетельства остались в документах. Как и свидетельства об окончательной архитектурной высоте «под яблоко» (без креста), упоминаемые дважды и самим Растрелли, и исследователями его творчества, — 560 английских футов (170,8 метра)

Вернуть доминантность Смольному

Архитектор Михаил Мамошин напомнил собравшимся, что в 2023 году его архитектурная мастерская представила визуализацию проекта: колокольня высотой 174 метра с крестом может быть построена или на площади Растрелли, или на Смольной набережной в саду на Неве. Раньше здесь хотели построить Музей блокады Ленинграда, а затем — здания Верховного суда, но ни один из этих проектов не был реализован. Это место было предложено Фонду Советом по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга. Колокольня в саду на Неве могла бы стать частью архитектурной цепочки православных сооружений на берегу реки вместе с церковью Бориса и Глеба и Александро-Невской лаврой.

— Когда Растрелли размышлял над этой территорией, у него было мечта — пробить ось. К сожалению, этого не случилось, — прокомментировал Михаил Мамошин. — Последующее развитие территории внесло изменения в контекст и сделало Смольный собор очень значимым.

Но его архитектурная приоритетность, по мнению Михаила Мамошина, смазана. Строительство колокольни на историческом месте или рядом — на площади Растрелли — вернёт Смольному собору его доминантность.

— В основе инициативного предложения — создание музея архитектуры и строительства Санкт-Петербурга. Колокольня может рассматриваться не как новое сооружение, а как символический ориентир и экспонат музея архитектуры, — пояснил Михаил Мамошин.

Иван Уралов предложил задавать спикерам вопросы и высказывать своё мнение. В зале на несколько минут воцарилась тишина — члены Всемирного клуба петербуржцев осмысливали услышанное. Но затем обсуждение было довольно бурным.

Не все были за.

Несколько экспертов высказались против строительства в целом, отметив, что данный проект Растрелли был неудачным.

Против, хотя и не категорично, высказался архитектор Максим Атаянц. По его мнению, колокольню возвести можно, но делать это стоит в саду на Неве на Смольной набережной.

С ним согласен и президент Санкт-Петербургского союза архитекторов, член-корреспондент РААСН, заслуженный архитектор РФ Владимир Григорьев, поддержавший проект.

Он тоже считает, что на Смольной набережной колокольня будет уместна и позволит разместить рядом музей архитектуры.

Ещё одной идеей, высказанной на встрече клуба, было строительство колокольни в Лахте, недалеко от «Лахта центра».

Но эту идею раскритиковали. Строить колокольню по соседству с «Лахта центром», по мнению Максима Атаянца, нецелесообразно — рядом с огромным «соседом» колокольня будет казаться небольшой и незначимой. А если учесть предполагаемую застройку этой территории высотными зданиями, колокольня там просто потеряется.

Фото предоставлено Фондом содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге

Фото предоставлено Фондом содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге

Секретарь попечительского совета Фонда Анна Хмелева согласилась с Иваном Ураловым, что размещение на Капле могло бы стать компромиссным решением, но подчеркнула, что возможность размещения объекта в Лахте в Фонде обсуждать не готовы: «Мы рассматриваем этот проект как реализацию незавершенного градостроительного замысла Елизаветы Первой и Растрелли. Замысел не состоялся по совокупности факторов, от него, и это доказано архивами и историческими источниками, никто не отказывался, он подтвержден, высота подтверждена, и он является частью ансамбля. Безусловно, нужно учитывать изменившуюся и сформировавшуюся градостроительную среду. Но колокольня ансамбля Смольного монастыря может быть только рядом со Смольным монастырем. И если участок сада на Неве — рядом, то Лахта под это определение никак не попадает».

Глава Фонда Илья Козлов обратил внимание, что жилое высотное строительство, уже портящее облик города, в том числе и панорам исторического центра, в ближайшие годы испортит его еще сильнее. И появление задуманной более 270 лет назад высотной доминанты может вернуть Смольному собору изначально заложенное градостроительное доминантное значение.

Макет колокольни. Фото предоставлено Фондом содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге

Макет колокольни. Фото предоставлено Фондом содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге

Колокольня не за государственный счёт

Прозвучало за заседании и новое предложение — построить колокольню на правом берегу Невы. Или создать фантазийное пространство, не воссоздавая буквально, а представив новую интерпретацию исторического объекта.

Говорили и о высоте предполагаемой колокольни. Эксперты усомнились, что необходимо стремиться сделать её самой высокой в мире — это соперничество, не нужное городу.

Впрочем, Фонд, по словам Анны Хмелёвой, не ставит целью соревнование и попытки сделать выше всех. Основная цель — воплотить замысел архитектурного гения Растрелли в том месте и таким образом, чтобы колокольня принесла архитектурному облику Петербурга пользу. Что касается высоты, то и она была заложена авторами, дважды описана самим архитектором и анализировалась и упоминалась исследователями его творчества — 560 английских футов.

Немаловажно и финансирование. Работу Фонда оплачивает не государство. Фонд существует на пожертвования от частных компаний — не городского бюджета и не денег госкорпораций. Строительство колокольни, если оно и состоится, оплатят из тех же источников. Этот момент Хмелёва отдельно подчеркнула.

— Мы любим свой город и хотим сберечь его красоту, — подвёл итоги обсуждения Иван Уралов. — Ради любви к городу мы и создаём такие дискуссионные площадки.

К единому решению на заседании не пришли. Но такой цели и не ставилось. Важен диалог и дискуссии, в которых, надеются в Фонде содействия восстановлению памятников истории и культуры в Санкт-Петербурге, найдётся верное решение. Диалог на площадке Всемирного клуба петербуржцев договорились продолжить.

share
print