В Петербурге в декабре приступают к рассмотрению уголовного дела в отношении бывшего медиаменеджера холдинга «Патриот» Ильи Горбунова, в прошлом связанного с бизнесменом Евгением Пригожиным. Летом его задержали сразу после ареста главного редактора «Конкретно.ру» Кирилла Метелева. Изначально в СМИ предполагали, что дела Горбунова и Метелева связаны — их обоих обвиняют в вымогательстве у медиаменеджеров. Но, как оказалось, у разных — по версии следствия, Метелев требовал деньги у экс-претендентки в губернаторы Марии Михайловой. По её мнению, главред требовал ему заплатить за удаление негативных статей о ней. Правда, Метелев считает иначе — денег он не хотел, их предложила сама Михайлова, причём, по его словам, в счёт сбора на СВО. MR7 поговорил с Метелевым и его адвокатами об их версии.
Два фигуранта, одна статья, разные дела
Главного редактора «Конкретно.ру» Кирилла Метелева и бывшего топ-менеджера медиахолдинга «Патриот» Илью Горбунова задержали с разницей в три дня — 19 и 22 июня.
21 июня Смольнинский районный суд избрал Метелеву меру пресечения — в отличие от Горбунова (ему меру выбрали 25-го июня), Кирилла не стали отправлять под арест, а запретили определённые действия. По первому решению суда ему нельзя было пользоваться средствами связи — интернетом и мобильным телефоном, почтой, а также выходить из дома с 11 вечера до 7 утра.
Кирилл Метелев в 1996 году стал соучредителем журнала частных охранных предприятий «Оперативное прикрытие». Сейчас они перешли в онлайн-формат, а Метелев продолжил руководить ими, а также открыл сайт «Конкретно.ру», где является главным редактором.
Изначально 23 июня в СМИ распространялась информация о том, что и Метелев, и Горбунов длительное время требовали денег у медиаменеджера и бывшего генерального директора телеканала «Санкт-Петербург» Александра Малькевича (осенью этого года он стал депутатом ЗакСа).
Сам Метелев и его адвокаты опровергают информацию о связи главреда с делом Горбунова и Малькевича.
— Непонятно, какой источник приколотил меня к делу Горбунова, к которому я никакого отношения не имею.
Я его вообще не знаю, не общался никогда, — рассказал Метелев MR7.
Относительно Метелева появилась и другая информация: некоторые СМИ писали, что он мог быть задержан по обвинению в шантаже экс-кандидата в губернаторы Марии Михайловой. По этой версии, Метелев разместил несколько негативных публикаций о ней и добивался от Михайловой оплаты «блока на негатив». Об этом рассказала и сама Михайлова у себя в соцсетях.
Кроме того, 10 июля был задержан и ещё один подозреваемый по этому же делу — учредитель компании ООО «Глагол» 41-летний Александр Гладышев. По информации «Фонтанки», его также подозревают в вымогательстве 10 тысяч долларов у Михайловой.
Мария Михайлова является членом экспертного совета при комитете Госдумы РФ по малому и среднему предпринимательству, работает гендиректором технопарка «ИнФинТех». Около десяти лет назад была редактором «Газеты о газетах», которую связывали со структурами бизнесмена Евгения Пригожина.
Этим летом она также заявляла о своём намерении побороться за место губернатора Петербурга. Она подала необходимый пакет документов в ГИК и подписи муниципальных депутатов, поддержавших её, 27 июня, а уже 28-го заявила о том, что снимает свою кандидатуру.
Приехали, «дали деньги», задержали
Метелев и его адвокаты не отрицают, что в этой истории фигурировали 10 тысяч долларов, однако сейчас они пытаются доказать, что сам Кирилл деньги не вымогал. Их, как утверждает главред и его защитники, предложила сама Михайлова.
— Были переговоры по поводу контракта на предвыборную кампанию Михайловой. И их инициировали «представители» Михайловой. Более того, они сами ко мне даже домой приехали.
Я никому не звонил, ни на кого не выходил, не требовал и ничего вообще от Михайловой не хотел, — рассказывает Метелев.
Сторона защиты настаивает на том, что Кирилл был готов взять деньги в счёт предвыборного контракта (то есть публикации серии «положительных» статей), а в последующем организовать совместную работу по гуманитарным конвоям в зону СВО.
— «Представители» Михайловой меня долго вымораживали. Потом спросили: «вам хватит десяти тысяч долларов»? Ну я прикинул, что уложимся, — отмечает Метелев.
Эти деньги, по версии Кирилла, те, кто пришли «от лица Михайловой», предлагали заплатить за предвыборный контракт, в рамках которого предполагалось в частности удаление старых негативных статей о ней. Речь могла идти о материалах, которые выходили у информационного департамента «Оперативного прикрытия» весной. Как объяснил адвокат главреда Станислав Пикалов, сейчас эти статьи являются предметом расследования по уголовному делу — в открытом доступе их нет.
После переговоров с Михайловой события, по словам Метелева, начали разворачиваться стремительно: представившиеся от Михайловой предложили «обсудить вопросы» на личной встрече. Тогда, по версии Кирилла, ему и дали деньги, а сразу после — задержали.
Интернета нет, суда тоже
С июня этого года Метелев находится под запретом определённых действий — за это время ему несколько раз продлевали меру пресечения. Изначальную даже смягчили — в августе сняли ограничения, связанные с выходом из дома, а также разрешили пользоваться мобильной связью. Кроме того, обвиняемый просил отпустить его с «гуманитарной миссией» на Донбасс. В августе Метелев съездил с российскими военными на новые территории и вернулся в Петербург.
— Как утверждает мой подзащитный, основанием для проведения оперативных мероприятий и последующего возбуждения уголовного дела стало заявление Михайловой в ФСБ, а, как мы считаем, истинная причина заключается в том, чтобы так или иначе принудить его к прекращению профессиональной журналистской деятельности, — рассказал адвокат Метелева.
Мера пресечения в виде запрета использовать интернет и почту действует у Метелева и сейчас — её назначали в октябре бессрочно. Сейчас ему вменяют часть 2 статьи 163 УК РФ (вымогательство в особо крупном размере).
— В настоящее время следствие не завершено и находится на стадии подготовки ряда лингвистических экспертиз, — отмечают защитники обвиняемого.
Тем временем Кирилл продолжает руководить издательским домом — даже без доступа в «глобальную сеть».
— Без интернета очень сложно. Для того, чтобы оформить налоговый вычет, я лично ездили в налоговую. Там все с большими глазами, удивляясь, говорили, что у них такой первый случай. Потом я приехал в банк — мне зарплату сотрудникам даже не снять, едва ли мы со всем отделением полдня оформляли чек. Потому что это уже анахронизм. Даже для того, чтобы узнать погоду, приходится сидеть по полдня у телевизора, — рассказал Метелев.
Напомним, следствие по делу Горбунова закончилось — сейчас в Петроградском районном суде приступают к рассмотрению уголовного дела экс-медиаменеджера «Патриота». Его оставили в СИЗО ещё на полгода.