Выставка к 225-летию со дня рождения Карла Брюллова — «Великий Карл» — откроется в Михайловском дворце 18 октября. На масштабной экспозиции будет представлено свыше 300 произведений художника, среди которых как живопись, так и графика с рисунками.
Фото: Павел Даиси / MR7
Помимо работ из собственной коллекции музей выставит картины из собраний Третьяковской галереи, Пушкинского музея, Национального художественного музея Беларуси и многих других. Среди экспонируемых полотен есть и те, которые до этого можно было увидеть только в частных собраниях.
Брюллов — фигура для русского искусства действительно знаковая. Яркого представителя романтизма и признанного мастера исторического жанра великим стали называть ещё при жизни. И потому кажется естественным, что для выставки Русский музей выбрал свой главный корпус, хотя и пришлось временно переместить работы других художников.
Картина из Национального художественного музея Белоруссии. Фото: Павел Даиси / MR7
Брюллову повезло жить и творить в период, который принято называть «Золотым веком» российской культуры, во времена для него довольно мягкие, «онегинские». Впрочем, «блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые» — скажет потом устами Цицерона современник художника Тютчев.
Автопортрет Брюллова. Фото: Павел Даиси / MR7
Брюллов родился в 1799 году. Ровесник Пушкина убийство императора Павла I застал ещё почти в младенчестве, восстание декабристов и последующие за ним репрессии пришлись на время, что он жил в Италии, а потому совсем неудивительно, что в тот момент, когда француз Эжен Делакруа писал свою «Свободу, ведущую народ», вдохновившись событиями Июльской революции 1830 года во Франции, Великий Карл черпал идеи в античности. Его «Последний день Помпеи» — безусловно, не только главная работа выставки, но и всего творческого наследия художника. В другие дни агонию гибнущего у подножия вулкана города нельзя было бы увидеть в отрыве от работ, раскрывающих силу другой стихии — воды, — творение Брюллова в постоянной экспозиции делит один зал с шедеврами Айвазовского. И впервые за почти 200 лет это полотно представлено зрителю после комплексной научной реставрации.
«Последний день Помпеи». Фото: Павел Даиси / MR7 /
Но если «Последний день Помпеи» — это уже часть нашего культурного кода, то есть на выставке и работы, почти незнакомые массовому зрителю. Последние годы в отрыве от вернисажей имя художника чаще всплывало при разговоре о другой его работе — «Христос во гробе», выполненной в редкой технике транспаранта, когда краска наносится на очень тонкий холст, а сама работа подсвечивается сзади.
«Христос во гробе». Фото: Павел Даиси / MR7
Картина была приобретена коллекционером из Германии Александром Певзнером в 2003 году в Брюсселе. Так как на работе отсутствовала подпись художника, Певзнер, как потом он сам утверждал, с целью подтвердить авторство Брюллова решил отвезти её в Россию на экспертизу в Русский музей. Но при пересечении границы у российских пограничников возникли вопросы к законности ввоза картины, работа была конфискована, а сам Певзнер стал фигурантом уголовного дела о контрабанде. Попытки доказать свои права на картину заняли у него почти 20 лет, но ни к чему не привели. Последним шагом стало обращение коллекционера в Европейский суд по правам человека, но в 2022 году Россия перестала признавать и исполнять его решения, покинув Совет Европы. Сейчас картина является частью фонда Русского музея, и открывающаяся выставка — первая возможность для зрителей увидеть полотно «вживую».
Фрагмент плафона Исаакия «Богоматерь во славе в окружении святых». Фото: Павел Даиси / MR7
И, хотя Брюллов больше известен как мастер исторического жанра и портрета, «Христос во гробе» далеко не единственная его работа на религиозную тему. Когда в 1843 году художник получил приглашение поучаствовать в росписи купола Исаакиевского собора, он без колебаний согласился. Громадный фрагмент плафона Исаакия «Богоматерь во славе в окружении святых», произведения, работа над которым в итоге подорвала здоровье ещё достаточно молодого человека и вынудила его покинуть Россию для лечения, тоже впервые демонстрируется в музейных стенах.
Больше фото с презентации выставки «Великий Карл» — в галерее
Фото: Павел Даиси / MR7
Русский и в то же время один из наиболее понятных европейцам художник уехал из страны в 1849 году. Как оказалось, больше на родину вернуться ему было не суждено. Поездив по Европе, последние два года жизни Брюллов провел в Италии, где и умер в 1852 году.
Брюллова выделяло среди многих его современников отсутствие в его работах так характерного для русской культуры фатализма. Его герои не про принятие неизбежного, а про сопротивление, сопротивление через любовь к ближнему в попытке укрыть его от стихии, как в «Последнем дне Помпеи», сопротивление силы и духа, как в «Осаде Пскова польским королем Степаном Баторием». Даже Инесса де Кастро, погибая от клинков вельмож короля Афонсо, принимая смерть, не принимает свою судьбу.
«Осада Пскова польским королем Степаном Баторием». Фото: Павел Даиси / MR7
И возможность если не научиться, то хотя бы почувствовать это непринятие — одна из причин, почему стоит посетить выставку в Русском музее.
Где: Русский музей, Михайловский дворец
Когда: с 18 октября по 12 мая в часы работы музея
6+