Фото: Павел Даиси / MR7
Русский музей завершил комплексную реставрацию картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи» — первую за 200 лет для исторического полотна.
Специалисты удалили старые записи и тонировки, подвели реставрационный грунт в места старых заделанных прорывов и мелких утрат, выполнили регенерацию лака. Над реставрацией полотна работали пять специалистов. Параллельно с картиной была также отреставрирована историческая рама.
Фото: Павел Даиси / MR7
В декабре 2023-го картина переехала из Академического зала Михайловского дворца в корпус Бенуа — сегодня, 24 сентября, там состоялось заседание реставрационного совета по результатам реставрации.
Генеральный директор Русского музея Алла Манилова подчеркнула, что после реставрации картина не изменилась, но обрела резкость. По словам Ольги Клёновой — руководителя проекта по реставрации «Последнего дня Помпеи», в ближайшие сто лет подобная глубокая реставрация картины больше не понадобится.
Фото: Павел Даиси / MR7
Картина «Последний день Помпеи» была написана в 1833 году, до 2023 года последний раз техническую реставрацию проводили в 1995-м.
В 79 году нашей эры в Римской Империи произошло одно из самых сильных извержений вулкана Везувий. В 1827 году во время своей поездки в Неаполь Карл Брюллов посетил раскопки в 15 километрах от города — на месте уничтоженных лавой и пеплом поселений Помпеи и Геркуланум, Оплонтис и виллы Стабий — и был глубоко поражен этой трагедией. Брюллов решил, что необходимо донести историю гибели Помпеи до всего мира и создать масштабное полотно.
Он поделился этой идеей с промышленником и меценатом Анатолием Демидовым, который обязался купить картину, если художник её напишет. Сразу же по замыслу Брюллова на картине должны были присутствовать не герои, а волнующие моменты трагедии обычных людей, падение и спасение, разрушение и жертвоприношения.
Во время работы над картиной Брюллов вдохновлялся реальными находками на месте трагедии, а основной для некоторых сцен в картине стали найденные останки погибших от извержения — «скелеты сии найдены в таком положении». Работа над картиной продолжалась около шести лет, с 1827 года — от первых набросков, до 1833 года, когда была завершена окончательная версия большого многофигурного полотна.
В течение всего периода реставрации посетители Русского музея могли наблюдать за процессом через стеклянную перегородку, которая была установлена при входе в зал № 86 корпуса Бенуа.
Фото: Павел Даиси / MR7
В 2024 году «Последний день Помпеи» станет одним из ключевых экспонатов выставки в Михайловском замке, посвященной 225-летию со дня рождения Карла Брюллова. В её экспозицию войдут 300 произведений живописи и графики художника из коллекции Русского музея и ведущих музеев страны. Выставка будет проходить с 18 октября 2024 года по 12 мая 2025 года.