Наделить правами животных в сельском хозяйстве, использовать щадящие методы убоя, прекратить насилие над дикими зверями, не закрывать глаза на миллионы страдающих живых существ — к этому призывали зоозащитники в рамках III российской конференции по правам животных, которая проходила с 27 по 29 сентября в Петербурге. Какие планы наметили борцы за свободу животных и что об этом думают власти, подробнее в материале MR7.
У собак и кошек есть права, у свиней и куриц — пока что нет
III Российскую конференцию по правам животных подготовила организация в сфере защиты животных «Голоса за животных». Одной из основных тем для обсуждения первого дня стали условия содержания и убоя животных в сельском хозяйстве.
Пленарная сессия началась с просмотра видео, при котором участникам конференции в зале не раз пришлось опустить глаза в пол — зоозащитники показали кадры обращения с животными на фермах и крупных заводах в разных регионах страны. Антисанитария, измождённые тела, теснившиеся в грязных клетках, горы навоза, негуманные методы убоя — условия, в которых приходится находиться, а потом умирать тысячам животных по всей России.
Фото: Елизавета Наливайко / MR7
Первой выступила председатель организации в сфере защиты животных «Голоса за животных» Динара Агеева. По её словам, нередки случаи на фермах, когда животные остаются без воды или над ними физически издеваются.
Динара отметила, что к животным в сельском хозяйстве не применяется принцип ответственного этичного отношения, отсутствует отдельный закон, защищавший права свиней, коров и остальных, кого ждёт убой на ферме.
— В любом случае животноводство — это жестоко: оно эксплуатирует, лишает животное возможности жить своей жизнью, оно убивает их. На текущий момент мы ничего не можем с этим сделать.
Но в наших силах сделать так, чтобы животные страдали меньше, — отметила во время выступления Динара.
Животные в сельском хозяйстве тоже могут быть защищены
Зоозащитники рассказали, что совместно с юристами организация «Голоса за животных» подготовила проект, предлагающий внести поправки в ФЗ № 498 «Об ответственном обращении с животными». В рамках поправок предлагается убой только в бессознательном состоянии, содержание животных — не в обездвиженном положении в клетках, любые медицинские вмешательства (кастрации, обрезание рогов, хвостов или клювов) — только с использованием обезболивающих средств.
Проблема не решится, пока большая часть общества не начнёт требовать принять закон о защите животных в сельском хозяйстве, посчитали спикеры от «Голосов за животных». Подобный нормативно-правовой акт о защите прав домашних животных существует, потому что этого хочет общество, а о коровах и свиньях мало кто говорит. Однако петицию в поддержку поправок в ФЗ №498 подписали за полтора года более 68 тысяч человек.
Во время конференции зоозащитники также предложили организациям-единомышленникам, активистам, зоозащитникам войти в новую коалицию. Её миссией должно стать принятие законодательства, гарантирующего и обеспечивающего защиту от жестокого обращения всех животных.
Фото: Елизавета Наливайко / MR7
Перед убоем животное не должно быть в стрессе
Неудовлетворительное содержание животных в сельском хозяйстве напрямую может навредить здоровью людей, отметили ветеринары на конференции.
— Животные, которые болели при жизни, не могут быть источником продукции, полезной для здоровья людей. Не зря существуют определённые правила убоя, чтобы животные не были в стрессе, иначе продукция будет содержать токсичные вещества. Из-за этого я стала вегетарианкой, — объяснила ветеринарный врач и основатель Центра защиты и помощи животным «Друг человека» Анастасия Федорчук.
Многие коллеги в ходе дискуссии точку зрения Анастасии поддержали. Не нравится им и то, как продвигают мясную продукцию в рекламе полуфабрикатов — пока там здоровая курочка «танцует и поёт», её настоящие сородичи находятся в менее приятных условиях и вовсе не радуются.
— Когда мы говорим о системной жестокости над миллиардами животных, люди воспринимают это как абстракцию. Но когда всплывают реальные примеры чудовищной жестокости, тогда это становится предметом обсуждения и возмущения, — отметила Динара Агеева.
Массовая кремация заживо или усыпление иногда необходимы
Участником конференции также стал многолетний начальник управления ветеринарии Петербурга Юрий Андреев. По его словам, проблема, о которой говорят зоозащитники, властям абсолютно понятна, но есть множество нюансов.
Фото: Елизавета Наливайко / MR7
— Это идеология — добрая, правильная. Обществу нужно доносить её до властей. Но идёт непонимание. Первостепенная задача у государства — накормить народ как можно дешевле. Мы сколько угодно можем плакать над коровками, но надо принимать правильные решения. Я не всегда согласен, что надо пугать страшными кадрами, потому что такие случаи — всё-таки исключение, — отметил Юрий Андреев.
По его мнению, взывать к эмоциям — не всегда верный путь. Бывают случаи, когда приходится массово «прощаться» с животными на ферме, потому что это единственно правильное решение. Он напомнил про период вспышек африканской чумы свиней, когда животных приходилось усыплять или заживо кремировать, чтобы зараза не распространялась.
Зоозащитники против цирков-шапито
Во второй день поговорили и о диких животных, которые страдают, по мнению зоозащитников, в неволе не меньше сельскохозяйственных. Разговор коснулся прошлогодней инициативы депутатов Госдумы Алексея Нечаева и Владислава Даванкова внести поправки в закон «Об ответственном обращении с животными» и исключить использование животных в цирках. Однако идею зимой прошлого года Госдума отклонила в первом чтении. Петербургские депутаты ЗакСа назвали проект сырым и требующим доработки.
— Была большая надежда, что поправки всё-таки удастся продвинуть, что их поддержит большинство депутатов, но их не смогли даже вынести на рассмотрение, — отметила Динара Агеева.
В связи с этим зоозащитники решили снизить планку и нацелиться на борьбу с цирками-шапито. Как считают спикеры, в передвижных цирках животные хуже защищены со стороны государства.
Самостоятельное содержание дикого животного в неволе может привести к негативным последствиям, уверяли спикеры. Напомнили участникам о трагедии, которая произошла летом этого года в Парголово — медведь, живший во дворе частного дома у пары циркачей, напал на свою хозяйку — женщина погибла на месте. Зоозащитники связывают инцидент с тем, что животное находилось в плохих условиях.
По мнению зоозащитников, такие большие животные как в цирках-шапито, так и в государственных страдают, агрессируют на людей, поэтому их необходимо изъять у циркачей и поместить в центры реабилитации. При этом в дискуссии по этому вопросу на конференции участвовали лишь зооактивисты, оппонентов из цирков у них не было.
В декабре прошлого года на заседании комиссии по экологии и природопользованию ЗакСа по обсуждению тех самых поправок в закон, которые не поддержали, директор центра циркового искусства Дарья Костюк заявляла, что насилия над животными в государственных цирках нет, а её коллеги, которые работают с животными, любят их, возможно, даже больше, чем своих собственных детей.
Во время обсуждений она также отметила, что в 2020 году все государственные цирки получили лицензии — разрешения вести деятельность согласно законным требованиям — поэтому все псевдодрессировщики, которые действительно издевались над животными, были отстранены от работы.
На конференции также успели обсудить запрет тестирования косметики на животных, продажи яиц от кур свободного выгула вместо тех, кто содержится в тесных клетках, безнадзорность животных, продвижение вегетарианства в массы и экологические проблемы животноводства.