С весны прошлого года в ЗакСе обсуждаются варианты решения проблемы дворов в зоне платной парковки. Рабочие варианты обсуждают с комитетами Смольного. Но там упорно сопротивляются, отстаивая общий доступ на общегородские территории. Парковочные «халявщики» тем временем продолжают оставлять свои авто под окнами, на проходах и подъездах к парадным.
И деньги есть, и проекты
Необходимость освобождать дворы от «паркунов» остро встала, когда в городе ввели плату за парковку на улицах. Депутаты и чиновники пообещали что-нибудь придумать и в конце 2022 года создали при Заксобрании рабочую группу, чтобы решить задачу.
К весне 2023 года появилась первая идея. Депутаты Валерий Гарнец и Денис Четырбок предложили разрешить жителям дворов в упрощенном порядке устанавливать шлагбаумы и перекрывать въезд посторонним. Но механизма, которым можно было бы оперировать, так и не нашли. MR7 рассказывал, почему на самом деле закрыть свой двор законным путем в Петербурге почти невозможно. Дело в том, что для установки шлагбаума сейчас необходимо провести собрание собственников жилья с высокой явкой. Если во дворе один дом — это проще. Если же домов несколько, да еще многоэтажных — задача становится просто невыполнимой: собственники в отъезде, пассивны. Кроме того, жители должны оформить земельный участок в свою собственность, что тоже нелегко: не везде придомовые земельные участки сформированы и отражаются в региональной геоинформационной системе (а это необходимое условие оформления); не везде нужный двор включен в этот участок; не каждый двор можно перекрыть так, чтоб не мешать пешеходам.
Тем не менее, 28 июня 2023 года Заксобрание приняло законопроект Четырбока и Гарнеца в первом чтении, а затем отправило его на доработку, чтобы прописать конкретные механизмы действия. С доработки инициатива так и не вернулась.
Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
В сентябре-октябре 2023 года депутаты снова стали думать, как избавить петербургские дворы от чужих машин, и предложили другой вариант. Его инициатор — председатель постоянной комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, глава рабочей группы Заксобрания — депутат Алексей Цивилёв. В 20-х числах ноября новый законопроект был написан. MR7 рассказывал, что в нём депутаты предложили дворы, которые жители не оформили на себя, оставить в собственности города. Это помогло бы избежать обязательного перевода участка в собственность собственников квартир. Город всё также отвечал бы и за уборку, и за содержание территории, и за сам шлагбаум (или ворота). А экстренные службы получили бы ключ для въезда. Можно было бы посадить консьержей. Или создать единую систему управления шлагбаумами, как это, по словам Алексея Цивилёва, реализовано в Москве, настроить видеокамеры, которые будут считывать номер подъехавшей машины и, если она есть в базе (например, это машина скорой), автоматически открывать проезд.
Деньги на реализацию депутаты предложили взять из городского бюджета.
— Мы устанавливали домофоны, каждый стоил 140 тысяч, — подсчитал Алексей Цивилёв. — Простой шлагбаум будет стоить на уровне 200 тысяч. Но домофон мы ставим на каждый подъезд, а шлагбаум обычно на несколько. И только такой вариант возможен, потому что тогда землю не надо передавать [жителям дома]. Город будет сам, на своей земле регулировать условия пропуска.
Штраф за неправильную парковку на внутриквартальных территориях в Петербурге составляет для физических лиц — от 3 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц — от 5 до 40 тысяч рублей, для юридических — от 150 до 500 тысяч рублей.
И на газонах парковаться тоже нельзя. Фото: Олег Золото / MR7
«Паркуны» в безопасности
Юристы ЗакСа дали положительное заключение на законопроект ещё 1 декабря. Они сочли, что инициатива вполне жизнеспособна. 17 января 2024 года у вице-губернатора города Кирилла Полякова прошло совещание, на котором депутаты презентовали одобренный юристами законопроект.
Но официально отправлять его в Смольный депутаты пока не спешат.
— Получить отрицательное заключение не хочу, — объяснил Алексей Цивилёв.
По его словам, рабочая группа стала в ручном режиме согласовывать свой проект с представителями различных комитетов Смольного: отправлять по электронной почте и просить оценить. Реакции были разные. Так, сотрудники комитета по градостроительству и архитектуре, как MR7 сообщили в постоянной комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, отметили: предлагаемое проектом закона регулирование направлено на ограничение использования территории общего пользования, рекомендовали внести уточнения. В комитете по транспорту попросили конкретизировать сроки. А в жилищном комитете, по словам Алексея Цивилёва, законопроект забраковали.
— Они (сотрудники жилищного комитета — ред.) хотят нанести во дворах разметку и запретить там парковаться всем бесконтрольно, чтобы было удобнее убирать территории, — прокомментировал Алексей Цивилёв.
Пока решения проблемы нет. По словам Цивилёва, депутаты будут пытаться убедить представителей жилкома, но пока этого не случится, направлять законопроект официально не намерены.
«Подпирают, запирают, записки пишут»
Платную парковку в Петербурге ввели с 2014 года. Именно в этом году в центре появились зоны, в которых оставлять машины можно только за деньги. Правда, сначала паркоматы не работали, платить было некуда. Поэтому несколько лет платная парковка существовала только на бумаге. Потом (в 2020 году) получилось всё настроить, и с автовладельцев начали брать деньги за оставление машины в положенном и востребованном месте.
Первая зона платной парковки ограничивалась территорией в промежутке от Кирочной до Невского и от набережной Фонтанки до Лиговского проспекта. Потом «улиц за деньги» стало больше. С 1 сентября 2022 года платной стала парковка во всём Центральном районе, потом охватила Адмиралтейский, Петроградский и Василеостровский районы. Везде, где появлялись работающие паркоматы, дворы начинали пополняться посторонними машинами.
Дворы не просто заставлены машинами, автомобили «приезжих» часто мешают проходу и проезду, в том числе экстренных служб, блокируют доступы к мусорным контейнерам, дорожки к спортивным и детским площадкам. В незакрытых дворах стали оставлять каршеринговое авто, такси, грузовой транспорт.
— Во двор я уже даже не пытаюсь попасть, там всё забито под завязку, — рассказала MR7 жительница Василеостровского района Светлана. — Мы с мужем оплатили парковочные разрешения, но вынуждены каждый день искать себе парковочные места на близлежащих линиях. А во дворе машины стоят буквально друг на друге, подпирают, запирают, записки пишут, чтоб не ставили…
Фото жителей Василеостровского района
Аналогичные ситуации и в других дворах других районов.
На придомовых территориях, к слову, оставляют авто не только те, кто хочет сэкономить, но и те, кто не может оплатить парковку.
— Процедура оплаты очень неудобная, — считает активист, юрист Алексей Каменский. — Не у всех людей есть смартфон (например, у пенсионеров), чтобы установить приложение, да и подвисает оно часто, а найти паркомат бывает непросто. А успеть оплатить парковку за 15 минут наличными — целое приключение.
Решение, по мнению Алексея Каменского, есть: он привёл в пример опыт Перми. Там автовладельцы, постояв в зонах платных парковок, вечером получают счёт. Оплатить его нужно в течение нескольких дней. Это, уверен юрист, куда удобнее. Если бы аналогичную возможность дали водителям Петербурга, пользоваться платными парковками стало бы больше людей.
В ГИБДД — по номеру 112 с мобильного или 02 со стационарного телефона. Либо можно найти телефон территориального подразделения и звонить им.
Отправить жалобу в ГАТИ с указанием адреса, где правила нарушаются регулярно. Адрес включат в маршрут мониторинга. В следующий раз при объезде тревожных точек инспекторы выпишут штрафы тем, кого застанут на месте нарушения.